Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа
Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
В психологической науке существуют различные мнения относительно проблемы психологической адаптации личности, определения ее природы и характеристик.
Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования. В основном адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность в соответствующей деятельности, а субъективного - эмоциональное самочувствие человека, состояние равновесия или тревоги.
Выделяются несколько уровней (физиологическая, психологическая, социальная) и типов (генерализованная, поведенческая, смешанная) адаптации [43].
Физиологическая адаптация рассматривается как способность организма целесообразно и пластично перестраивать свои функции в соответствии с требованиями внешней среды.
Социальная адаптация представляет собой процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. Существуют два типа адаптационного процесса, которые формируются в зависимости от особенностей когнитивной и мотивационно-потребностной сферы человека. Первый тип социальной адаптации предполагает активное воздействие на среду, в то время как второй определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации социальной группы.
Психологическая адаптация связана с приспособлением человека к требованиям общества в соответствии со своими интересами и нуждам. Основными механизмами психологической адаптации являются ассимиляция (приспособление среды под свои нужды) и аккомодация (усвоение требований, уподобление среде). Успешность психологической адаптации зависит от степени сбалансированности этих механизмов и гибкости их функционирования.
Генерализованная адаптация предполагает изменение всей системы функционирования личности, ее поведения и деятельности при трансформации среды. Поведенческая адаптация связана с изменением внешнего поведения при сохранении внутренней автономии и системы ценностей личности. Смешанная адаптация подразумевает частичное принятие новых норм и выработку соответствующего поведения при сохранении содержания «Я»[44].
Важнейший вклад в разработку понятия «адаптация» внес Ж. Пиаже. В рамках его концепции адаптация рассматривается как единство противоположно направленных процессов аккомодации как усвоение правил среды и ассимиляции как преобразования среды. Первый из них (его часто обозначают термином «адаптация», который употребляется в более узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма в соответствии со свойствами среды. Второй направлен на изменение тех или иных компонентов среды и их переработку согласно структуре организма или включение в имеющиеся у субъекта схемы поведения. Указанные процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга, что не исключает в каждом конкретном случае ведущей роли какого-либо из них. Ж.Пиаже подчеркивал зависимость характера адаптационных процессов от стадии онтогенеза. Требования окружающей среды обусловливают особенности психического развития детей на различных этапах онтогенеза. Появившись таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие[45, С 210].
И.А.Милославова характеризует типы адаптации в связи с уровнем соответствия личности внешним условиям, «врастания в среду», не включая процесс преобразования, воздействия личности на среду:
- уравновешивание – установление равновесия между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам друг друга;
- псевдоадаптация
– сочетание внешней
- припоравливание – признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, взаимные уступки;
- уподобление
– психологическая
Индивид может последовательно пройти все эти этапы, постепенно все более «врастая» в социальную среду от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может остановиться на какой-то из них. Степень включенности в адаптационный процесс зависит от ряда факторов: от степени «герметичности» личности, от характера ситуации, от отношения индивида к ней и от жизненного опыта адаптирующегося [46].
По мнению Александровского Ю.А., адаптирующая психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому для активной жизнедеятельности, можно говорить о «норме». Александровским Ю.А. было введено понятие «адаптационного барьера», которое характеризует условную границу параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которой адекватная адаптация невозможна. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны. По мнению Александровского Ю.А., они зависят как от биологических факторов среды и конституционального типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих адаптационные возможности. Такими личностными образованиями являются самооценка личности, система ценностей [47].
Согласно Маклакову А.Г. существенной частью адаптационного процесса является построение интегрированного поведения. При этом, одним из важнейших составных элементов структуры личности, влияющих на уровень интеграции поведения, а, следовательно, и на процесс адаптации в целом, является Я-концепция. Маклаковым А.Г. были выделены характеристики успешности адаптации человека в самых разнообразных условиях. Эти характеристики формируются в процессе всей жизни человека, и к их числу, в первую очередь, он относит уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориентацию на требования ближайшего окружения. Все эти характеристики взаимосвязаны друг с другом и формируют одну интегральную характеристику, которая была названа Маклаковым А.Г. личностным адаптационным потенциалом. Данная характеристика рассматривается им как системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более жестким и суровым условиям социальной среды может приспособиться человек [48].
О.И. Зотова и И.К. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».
В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:
- тип, характеризующийся
преобладанием активного
- тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностей ориентаций группы[49].
Как отметил А.А. Реан, существует еще и третий тип адаптационного процесса, являющийся наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Это вероястно-комбинированный тип, основанный на использовании обоих вышеназванных типов. При выборе того или иного варианта личность оценивает вероятность успешной адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При этом оценивается:
А) требования социальной среды – их сила, степень ограничения целей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.
Б) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе.
А.А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает:
- психоэмоциональную стабильност
- личную конформность,
- состояние удовлетворенности,
- отсутствие дистресса, ощущения
угрозы и состояния
Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения.
Иными словами, адаптация предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства и, во-вторых, изменяется психическая организация человека – когнитивные (перцептивные, мнемические и др.) и личностные (мотивация, целеполагание и др.) процессы[50, С 74-79].
В психологии в изучении процесса адаптации личности, сложилось два направления в понимании сущности адаптации:
1.Адаптация – это приспособлен
Приверженцы этой теории полагают, что основным механизмом адаптации есть привыкание, изменение старого динамического стереотипа на новый, т.е. они рассматривают адаптацию с точки зрения биологического, физиологического, психофизиологического и психологического приспособления человека к изменившимся условиям жизни. На наш взгляд недостаток этого подхода заключается в том, что адаптация сводится лишь биологическому приспособлению личности к определенным условиям, в ней нет ничего от собственно предметной деятельности, направленной непосредственно на достижение цели.
2.Адаптация - это не только приспособление личности к среде, а и активное взаимодействие личности со средой, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах. (Коробейников М.П., Иваницкий А., Ковалев В.И., Платонов К.К., Егоров Л.Г. и др.). Этот подход помогает адекватно понять сущность активности личности в период ее адаптации в макро- и микросредах, разграничить понятия социальной и биологической адаптации, как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений.
Однако, механизмы адаптации протекают у человека по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей личности[51].
Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется[52].
На различных этапах переадаптации у личности может появиться состояние, противоположное адаптации – дезадаптация. Дезадаптация может быть кратковременным ситуативным состоянием, говорящем о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды, или устойчивым сложным психическим состоянием, выражающимся в неадекватном реагировании и поведении личности, обусловленным функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсаторных возможностей [53].
В концепции общего адаптационного синдрома Г.Селье (совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительное по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия) конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребности личности ограничивающим потребностям социальной среды. В результате этого конфликта происходит актуализация состояния личностной тревоги, что, в свою очередь, включает защитные реакции, действующие на бессознательном уровне (реагируя на тревогу и нарушение внутреннего гомеостаза, Эго мобилизует личностные ресурсы)[54].
Таким образом, степень адаптированности личности при данном подходе определяется характером ее эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяют два уровня адаптации: адаптированность (отсутствие у личности тревоги) и неадаптированность (ее наличие).
Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка «степеней свободы» адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие прорыва строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования - адаптационного барьера. У адаптационного барьера две основы - биологическая и социальная. В состоянии психического напряжения происходит приближение барьера адаптированного психического реагирования к индивидуальной критической величине. При этом человек использует все резервные возможности и может осуществлять особенно сложную деятельность, предвидя и контролируя свои поступки и не испытывая тревоги, страха и растерянности, препятствующих адекватному поведению. Длительное, и особенно резкое, напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению, что проявляется в преневротических состояниях, выражающихся лишь в отдельных, наиболее легких нарушениях (повышенная чувствительность к обычным раздражителям, незначительная тревожная напряженность, беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении, "бессонница и др.). Они не вызывают изменений целенаправленности поведения человека и адекватности его аффекта, носят временный и парциальный характер.
Если же давление на барьер психической адаптации усиливается и все его резервные возможности оказываются исчерпанными, то происходит надрыв барьера - функциональная деятельность в целом хотя и продолжает определяться прежними «нормальными» показателями, однако нарушенная целостность ослабляет возможности психической активности, а значит, сужаются рамки приспособительной адаптированной психической деятельности и появляются качественно и количественно новые формы приспособительных и защитных реакций.
В частности, наблюдаются неорганизованное и одновременное использование многих «степеней свободы» действия, что ведет к сокращению границ адекватного и целенаправленного поведения человека, т. е. невротическим расстройствам[55].
Симптомы расстройства адаптации не обязательно начинаются сразу и не исчезают немедленно после прекращения стресса.
Реакции адаптации могут протекать:
Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада