Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа
Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
В дошкольном возрасте
сосуществуют все формы мышления, при этом они различаются по
уровню развития [24]. Несмотря на то что наглядно-действенное
мышление появляется в онтогенезе раньше
наглядно-образного, переход от первого
ко второму виду мышления, как показано
в экспериментальных исследованиях
А. В. Запорожца, Н.Н.Поддъякова, Л. А. Венгера
и других, происходит на основе
изменения характера ориентировочно-
Благодаря рисованию и конструированию становится возможным переход от образного мышления к схематическому, а затем и к словесно-логическому, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. Характерной особенностью схематического мышления детей является опора на наглядные схемы и модели, которые помогают ориентироваться в признаках и свойствах предметов. Постепенно интериоризуясь, эти схемы становятся внутренним средством мышления, стимулируя развитие словесно-логического мышления. Отрыв от чисто наглядного мышления создает возможность устанавливать связи между общими представлениями, расширяет круг доступных для ребенка обобщений, тем самым закладывая основу словесно-логического мышления [26]. В дошкольном возрасте формируются такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, классификация и др. В процессе рисования и конструирования дети учатся отделять существенные признаки от несущественных и на основе первых проводить обобщение предметов и их классификацию.
Изучая мышление детей дошкольного возраста, Ж.Пиаже выявил следующие его специфические особенности: эгоцентризм (неумение понять точку зрения другого), анимизм (одушевление неживого), артифициализм (взгляд на окружающий мир как на созданный человеком), синкретизм (нерасчлененность мышления, неумение выделять детали в ситуации), трансдукцию (ход мысли от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречиям и овеществление психики. К семи годам формируется обратимость мыслительных операций и эгоцентрическая позиция постепенно преодолевается.
Генезис мышления в детском возрасте тесно связан с развитием речи, что было подтверждено исследованиями Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. С точки зрения Ж. Пиаже, процесс развития мышления можно представить следующим образом: «аутизм—эгоцентризм—логика», т.е. на ранних этапах онтогенеза мышление направлено на удовлетворение желаний и не может быть выражено в речи. Эгоцентрическое мышление является переходным от аутич-ного к социализированному мышлению взрослых и выражается в особых эгоцентрических высказываниях, «речи для себя» [27, С 214].В то же время эксперименты, проведенные под руководством Л.С. Выготского, показали, что внутренняя речь появляется намного позже внешней. На первых этапах развития речь направлена на других людей и служит средством общения. В дошкольном возрасте возникает эгоцентрическая речь, которая, интериоризуясь, становится внутренней речью. По мнению Ж.Пиаже, эгоцентрическая речь — это лишь звуковое сопровождение действий ребенка, которое не имеет особого значения в психическом развитии. Однако Л.С.Выготский показал, что в дошкольном возрасте эгоцентрическая речь выполняет планирующую функцию, т.е. помогает ребенку осмыслить деятельность и найти решение возникшей проблемы. Таким образом, с точки зрения ученого, эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней [28].В течение дошкольного детства происходит процесс фонематического развития: ребенок не только научается правильно произносить слова, но и постепенно перестает реагировать на неверно сказанные слова. Значительно увеличивается словарный запас, дети начинают правильно использовать грамматические конструкции, благодаря чему речь из ситуативной становится контекстной, а затем и объяснительной: дошкольники могут пересказать сказку или короткий рассказ, описать картину и придумать ей название. Общение со взрослым и сверстниками стимулирует развитие диалогической речи, которая предполагает умение задавать вопросы и выслушивать ответы собеседника, а также умение рассуждать, анализировать.
Особое значение в психическом развитии ребенка 3 — 6 лет приобретает игра. Д. Б. Эльконин определяет игру как особую форму освоения ребенком действительности путем ее воспроизведения и моделирования. При этом выделяют две линии развития детской игры:
1) постепенный переход от воссоздания в игре действий взрослых к моделированию их отношений (мотивационный аспект);
2) движение от развернутого условного предметного действия к свернутому, речевому, от репрезентации отдельных эпизодов к связным, сюжетным комбинациям (когнитивный аспект)[29].
Говоря о важности игры для психического развития ребенка, А. В. Запорожец подчеркивал, что в игре складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности и развития его способностей[30].
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Развитой форме ролевой игры посвящены работы Л.С.Выготского,Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.П.Усовой и др. Д. Б. Эльконин рассмотрел структуру сюжетно-ролевой игры и выделил следующие ее компоненты: сюжет (область действительности, которая воспроизводится в игре, — «семья», «магазин» и т.д.), содержание (человеческие отношения), роль, воображаемую ситуацию, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. Исследователь показал, что центральным компонентом в структуре сюжетно-ролевой игры выступает роль[31].
В процессе сюжетной игры ребенок принимает на себя те роли, которые так или иначе соответствуют общественным трудовым функциям взрослых. Таким образом, в игре отражаются некоторые нормы отношений, связанные с этими функциями. В процессе игры происходит воспроизведение отношений взрослых в совместной деятельности детей. Исполняя роль, ребенок осуществляет соответствующие ей действия, перенося их с одних предметов на другие.
В ролевой игре ребенок начинает понимать общий смысл человеческой деятельности и то, что любое действие включено в человеческие отношения, направлено на других людей и оценивается ими как значимое или незначимое. Выполняя функции взрослого и сопоставляя их с собственным опытом, дошкольник учится различать внешнюю и внутреннюю сторону жизни взрослых и своей собственной жизни. Он открывает у себя наличие переживаний, у него возникает новое отношение к себе. В игре ребенок начинает ориентироваться на смысл и характер человеческих отношений[32].
Таким образом, в игре у ребенка формируетсяряд психологических новообразований, и прежде всего воображение и символическая функция сознания. В игре дети учатся замещать реальные предметы воображаемыми и наделять их придуманными свойствами. Возникая в процессе игры, воображение продолжает развиваться в других видах деятельности детей: рисовании, чтении художественных произведений, словесном творчестве. В результате формируется воссоздающее воображение: ребенок учится выстраивать образ ситуации по ее описанию, представлять персонажа сказки на основе текста и т. д. У дошкольников складывается личностное отношение к любимым героям: ребята переживают за их судьбу; воображаемые образы эмоционально окрашены.
Характерной особенностью генезиса воображения в дошкольном возрасте является осознание границ выдуманного и реального мира: детали и персонажи могут быть вымышленными, но их действия и взаимоотношения подчинены логике, понятной ребенку. Благодаря отделению себя от воображаемой ситуации у дошкольника формируется произвольное воображение, которое помогает ему планировать свою деятельность и реализовывать задуманное в определенных условиях [33].
Дошкольный возраст -- это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения со взрослыми и лишь затем становятся произвольными. Любые оценочные воздействия взрослого содержат в себе и эмоциональные, и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на его поведение, но и становятся моделью для построения представления о себе. В этом отношении характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольников представлений о своих возможностях. Таким образом, общение ребенка со взрослыми является первым и основополагающим этапом его вхождения в социум[34].
Генезису форм общения посвящены исследования М.И.Лисиной, которая отмечает, что в старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью становится стремление к уважению и сопереживанию со стороны взрослого. На протяжении дошкольного детства возникают две формы общения ребенка со взрослыми: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. М.И.Лисина рассматривает форму общения как особую коммуникативную деятельность, характеризующуюся следующими па- содержанием потребности в общении; 3) мотивами общения; 4) средствами общения.
Внеситуативно-познавательная форма общения характерна для детей 3 — 5 лет и включена в познавательную деятельность. Ведущими мотивами общения становятся познавательные; взрослый начинает интересовать ребенка как источник информации. Содержанием потребности в общении на этом этапе становится стремление к уважению взрослого, а главным средством общения -речь. К шести годам характер общения ребенка со взрослым меняется, и возникает внеситуативно-личностная форма общения. Доминирующими мотивами общения становятся личностные мотивы, ребенок начинает интересоваться общественной жизнью взрослых, их взаимоотношениями, правилами социального взаимодействия. Содержание потребности в общении на данном этапе составляет стремление к сопереживанию и пониманию со стороны взрослого [35].
Большое влияние на развитие личности дошкольника оказывает общение со сверстниками. Симпатия, возникающая в раннем детстве, преобразуется в дошкольном возрасте в потребность общения с ровесниками. Для детей, достигших четырехлетнего возраста, сверстник становится более привлекательным партнером для общения, чем взрослый. В этот период складывается ситуативно-деловая форма общения с другими детьми, содержанием которой выступает деловое сотрудничество. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра приобретает коллективный характер и требует согласованности действий всех участников, однако в общении между детьми появляется конкуренция [36]. В старшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками, связанная с формированием личностного отношения к другим детям, умения видеть и учитывать их интересы и желания. У ребят складывается устойчивый образ сверстника, благодаря которому возникают привязанность и дружба [37].
В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, формируется детское общество. В нем дошкольник приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности. Детский коллектив оказывает большое влияние не только на социальное, но и на эмоциональное развитие ребенка. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами (нравственными нормами), у дошкольника складывается определенное эмоциональное отношение к людям [38]. Дошкольная группа является первым своеобразным детским сообществом, возникающим в совместных играх, в процессе которых ребята имеют возможность объединиться друг с другом. Именно в совместных играх дошкольники приобретают социальный опыт, необходимый для выстраивания взаимоотношений в коллективе. Возрастная группа детского сада -- это не аморфное объединение детей со стихийно складывающимися отношениями и связями. Отношения и связи уже представляют собой относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Немаловажную роль в распределении статусных позиций в группе играют как личностные качества ребенка, его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе[39].Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения с ровесниками дошкольник постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы к конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.
Общение и совместная деятельность позволяют применять нормы поведения на практике. Опыт общения со сверстниками, посредством которого дошкольники приобретают основные навыки коллективной жизни, служит в первую очередь контекстом для сравнения себя с подобными себе и является средством взаимного обмена оценочными воздействиями, позволяющими увидеть себя глазами других детей[40]. В период дошкольного детства возрастает избирательность в общении со сверстниками: если в 3- 4 года дошкольники достаточно легко меняют партнеров по общению, то к 6 -7 годам они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослых. Наряду с этим явлением развивается и групповая дифференциация. Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся другие дети. Обычно выделяются два-три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Есть и совсем непопулярные среди сверстников дошкольники: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальные дошкольники располагаются между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди ровесников[41].
На уровень популярности детей в группе сверстников оказывают влияние различные факторы. Наиболее значимыми из них являются: способность к организации совместной игровой деятельности, успешность продуктивной деятельности; чувствительность к воздействиям сверстников, доброжелательность, внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения; степень сформированности коммуникативных навыков и умений; способность удовлетворять коммуникативную потребность; стиль детско-родительских отношений; самооценка.
Избирательная привязанность детей может быть обусловлена разными качествами: инициативностью, успешностью в деятельности (включая игровую), потребностью в общении и признании сверстников, признанием взрослого, способностью удовлетворять коммуникативные потребности ровесников. Очевидно, что столь широкий перечень качеств не позволяет выявить главное условие детской популярности[42].
Таким образом, проведенный нами анализ по проблеме психического развития детей дошкольного возраста позволил сделать следующие выводы, что в дошкольном возрасте наряду с интенсивным развитием познавательной сферы ребенка происходит его активная социализация. Дошкольники познают мир человеческих взаимоотношений и моделируют их в сюжетно-ролевой игре. Развитие познавательной активности, гибкости мышления, творчества помогает ребенку присваивать и в некоторой степени изменять многие правила, задаваемые взрослыми. Формирование иерархии мотивов делает поведение ребенка осознанным и целенаправленным. Процесс интериоризации норм и ценностей мира взрослых оказывает влияние на характер общения детей в группе сверстников. В этом возрасте раскрываются многие индивидуально-психологические черты ребенка, как врожденные, так и социально формируемые, лежащие в основе выработки индивидуального стиля жизни и определяющие направление и характер социализации детей на данном возрастном этапе. К концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований у ребенка формируются осознание своего социального «Я» и стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности, которое является главной предпосылкой его готовности к школьному обучению.
Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада