Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Файлы: 1 файл

Дипломная Неволько.doc

— 662.00 Кб (Скачать файл)

3. С целью выявления адаптивных способностей детей к условиям детского сада мы проанкетировали родителей. Анкета содержит 16 вопросов, вопросы направлены на выявление привычек детей, на уровень сформированности коммуникативных умений, на выявление индивидуально-личностных характеристик. Особое значение уделялось вопросам, касающимся условий воспитания и развития, отношение к детскому саду, состояния здоровья, отношение к одногруппникам и к окружающим и др. При проведении анкетирования нами были использованы открытые вопросы, что позволило получить максимум информации в обсуждаемом вопросе.(Приложение Б)

Таким образом,  при помощи изучения документов, наблюдения, анкетирования нами были определены по степени проявления показателей психологических причин дезадаптации детей дошкольного возраста: экспериментальная группа – 15 дошкольников, с низкими адаптивными способностями.  А также,   для проверки достоверности результатов, для сравнительного анализа, нами была выбрана контрольная группа, в которую вошли дошкольники в количестве 15 человек,   с высокими адаптивными способностями.

II этап исследования – Цель: исследовать психологические причины дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.

Исходя, из теоретико-методологического анализа в исследовании психологических проблем дезадаптации мы попытались выделить ряд психологических показателей дезадаптации дошкольников.

Независимо от различий в представлениях о психологических причин дезадаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптационного процесса как активный субъект этого процесса и успешность данного процесса во многом зависит от уровня сформированности трех основных сфер    - познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить психологическую причину дезадаптации. Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса методик подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мышления и речи ребенка, а также его мотивы поведения и деятельности и некоторые базисные личностные черты, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.

Поэтому первым  показателем в качестве  исследования психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада был взят показатель уровень развития познавательных процессов, который определялся при помощи комплекса методик, специально апробированных  для возраста дошкольника. Критериями данного показателя являются уровень развития внимания, памяти, мышления и речи ребенка.

 Поскольку в психологии  при оценивании каждого познавательного  процесса можно получить много  различных показателей, то при  создании данного комплекса методик, стояла задача отбора минимума. Были отобраны, во-первых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вторых, те, которые сами могут развиваться под влиянием обучения и воспитания, т.е. служить показателями уровня психологического развития ребенка. Это как раз и  касается оценки познавательных процессов.

Каждая методика позволяет получить один показатель и требует для своего проведения от 5 до 10 минут.

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного комплекса методик, решает следующие задачи:

  1. Выясняется, как развивается данный ребенок.
  2. Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и способности.
  3. Выясняются причины отставания ребенка в развитии.
  4. Предложение воспитателям и родителям научно обоснованных рекомендаций по воспитанию ребенка.

Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка психологической готовности ребенка к детскому саду, успешность его адаптации в новых условиях.

Уровень сформированности внимания, нами определялся с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться  отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных качеств внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем методикам, относящимся к вниманию, мы вывели общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, мы вносили в Индивидуальную карту психологического развития ребенка. С целью определения продуктивности и устойчивости внимания, мы применили методику «Найди и вычеркни», которая содержит матрицу с фигурками и ребенок должен за определенное время, зачеркнуть те предметы, которые называет психолог.(Приложение В)

Для оценки переключения и распределения внимания ребенка, мы применили методику «Проставь значки», суть заключается в том, чтобы на предоставленном рисунке проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно, галочку, черту, плюс или точку.  (Приложение Г).

Объем  внимания мы измеряли при помощи методики «Запомни и расставь точки». (Приложение Д).

Уровень развития воображения  определялся нами при помощи методики «Придумай рассказ», ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут.(Приложение Е)

Уровень развития памяти определялся нами при помощи методики «Узнай фигуры». Эта методика – на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. (Приложение Ж)

В дошкольном возрасте из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного – у детей дошкольного возраста достаточно развиты  и преобладают два последних вида. Что же касается словесно – логического, то этот вид мышления в дошкольном возрасте только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное. Уровень мышления у дошкольников 2-3 лет, мы определяли при помощи методики «Нелепицы». При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающим мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. (Приложение З)

Диагностику речи мы проводили при помощи методики «Назови слова», эта методика предназначается для определения запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. (Приложение И)

Вторым показателем в качестве  исследования психологических причин дезадаптации к условиям детского сада был взят показатель степени выраженности индивидуально-психологических особенностей  личности ребенка. Критериями данного показателя выступают уровень самооценки и мотив достижения успеха.

Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: 1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; 2) самооценка от общей переходит к дифференцированной; 3) возникает оценка себя  во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее. Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.

Психологический анализ мотивации предполагает выяснение интересов ребенка, мотивов его поведения и причин отдельных поступков. Под мотивом достижения успеха понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например в соревновании. Предполагается, что стремление к достижению успехов зависит от наличия у ребенка особой потребности в достижении успехов,  а также от ряда других, функционально и генетически связанных с данной потребностью индивидуальных качеств личности, таких, как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д.

Потребность в достижении успехов не является врожденной, она складывается и формируется в дошкольном возрасте, в ранние годы и к моменту поступления ребенка в школу может стать довольно устойчивой чертой его личности. Уже в 5-6 летнем возрасте индивидуальные различия детей по степени развитости этой потребности бывают довольно значительными. От этих различий, в свою очередь, зависит дальнейшее развитие ребенка как личности, так как дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте, чем те, у кого эта потребность слабая или доминирует противоположное ей стремление – избегание неудач.

Уровень самооценки определялся нами при помощи методики «Какой Я?». При помощи данной методики оцениваются качества личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный, трудолюбивый, честный и т.д. (Приложение К)

Определение  мотива достижения успехов осуществлялась нами при помощи методики «Запомни и воспроизведи рисунок». (Приложение Л)

Третьим показателем в качестве  исследования психологических причин дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада был взят показатель межличностные отношения дошкольника. Коммуникативные качества личности дошкольника, а также их взаимоотношения с окружающими людьми определялись нами при помощи методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?». Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольного учебно-воспитательного учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). (Приложение М).

Таким образом, в нашем исследовании психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада, рассматривается различиями и динамикой индивидуально-личностных характеристик личности дошкольника, имеющий сложную структуру психологических показателей, наиболее важными среди которых являются следующие показатели: показатель уровня сформированности познавательных процессов, показатель степени выраженности развития личности дошкольника, показатель межличностные отношения. 

Полученные эмпирические данные были подвергнуты математико–статистической обработке. В качестве статистических методов в исследовании были использованы следующие показатели:

1. Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому обследованию хb- среднее выборочное значение по выборке, которое равно

где хb- выборочная средняя величина;

      хi - частные значения показателей у отдельных испытуемых;

n –количество испытуемых;

2. Дисперсия характеризует, насколько частные значения отклоняются  от средней величины в данной выборке. Чем больше дисперсия, тем больше отклонения или  разброс данных.

Db–выборочная дисперсия значений х, которая равна

n

Db=1/n∑  (хi–хb)2 

            К=1

где Db - выборочная дисперсия значений х;

хb- выборочная средняя величина;

хi - частные значения показателей у отдельных испытуемых

n –количество испытуемых.

3.Для определения значимых  отличий в показателях выборок использовался t- критерий различия Стьюдента.

         ‌‌‌  ׀x1-x2׀

t=     __________            

        √  ׀ m21-m22 ׀

где х1-среднее значение переменной по одной выборке данных;

х2- среднее значение переменной по другой выборке данных;

m1 и m2 –интегрированные показатели отклонений частных значений из 2-х сравниваемых выборок от соответствующей им средней величины, которые в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

m21=D21 /n1

m22= D22 /n2,

где D2 1- выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборки);

D22- выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборки);

n1-число частных значений переменной в первой выборке;

n2- число частных значений переменной во второй выборке.

Применение данных методов математико-статистического анализа к результатам исследования выборки дошкольников, позволило выявить следующие особенности психологических причин дезадаптации дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада