Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Файлы: 1 файл

Дипломная Неволько.doc

— 662.00 Кб (Скачать файл)

Обобщая имеющиеся в современной психологии представления о психологическом здоровье личности, можно сказать о том, что это явление связывается исследователями с четырьмя параметрами: мотивацией, саморегуляцией, осмыслением опыта и стилем жизни. При этом в разных теориях подчеркивается важность какой-то одной стороны личности, «ответственной» за психологическое благополучие.

В современной психологии психологическое благополучие чаще всего рассматривается как системное качество, возникающее на основе психофизиологической сохранности функций организма. Психологическое благополучие субъективно проявляется как чувство полноты и ценности жизни и является условием реализации способностей и возможностей человека. Кроме того, с психологическим здоровьем связана и степень адаптированностичеловека. Понятие «психологическое здоровье» в отличие от термина «психическое здоровье» включает патологические проявления психической активности. Проблема психологического здоровья (благополучия) личности является одной из наиболее актуальных тем современной психологии. В разных научных школах сложилось свое понимание сущности и критериев психологического благополучия[67].

Б.С. Братусь выделяет три уровня психического здоровья: личностный, индивидуально-психологический и психофизиологический, которые совокупности обеспечивают полноценное функционирование человека в современном мире[68].

 М. Ю. Михайлина выделяет  четыре параметра психологического здоровья личности:

  1. Приспособленность к социальному и природному окружению, предполагающую не только адаптацию, но и активное преобразование условий жизни;
  2. Нормальность, определяемую как соответствие личности социальным и культурным нормам;
  3. Стрессоустойчивость;
  4. Включенность в социум как результат успешной социализации ребенка[69].

О состоянии психологического здоровья личности можно судить по ряду наиболее значимых характеристик развития детей дошкольного возраста, среди которых:

- характер общения  со взрослыми и сверстниками;

- особенности  эмоциональных реакций;

- уровень физической  самостоятельности;

- особенности  познавательных процессов;

- уровень владения  речевой деятельностью;

- особенности  мотивации и освоения предметной, игровой и продуктивной деятельности;

- особенности  внутрисемейного общения[70].

Таким образом, психологическое благополучие личности является необходимым условием полноценного функционирования человека в социуме и реализации его интеллектуального, личностного и нравственного потенциала на разных этапах онтогенеза.

Говоря о психологическом благополучии, большинство исследователей связывают с понятием «нормативность развития». Психологическая норма является предметом исследования дифференциальной психологии, нейропсихологии, возрастной психологии, психологии личности и др. При этом нормативность не предполагает ориентацию на средние показатели, а содержит в себе потенциальные возможности развития ребенка на данном возрастном этапе при благоприятных условиях. Таким образом, понятие «норма» соотносится с понятием «зона ближайшего развития», значение которого связано с осознанием субъектом себя как источника своей деятельности и поведения [71].

В процессе адаптации ребенок не только приспосабливается к новой ситуации, но и на основе сформированных ранее психологических качеств трансформирует воздействие среды и вырабатывает определенную внутреннюю позицию по отношению к ней [72, С ].

Когда говорят о нормальном психическом развитии, чаще всего имеют в виду соответствие его основных показателей возрасту и гармоничность развития (т.е. примерно одинаковый уровень развития различных психических качеств). При этом различают возрастную и индивидуальную норму: первая включает показатели интеллектуального и личностного развития, формирующиеся на определенном возрастном этапе, а также уровень овладения знаниями, умениями и навыками; вторая проявляется в индивидуальных особенностях развития ребенка.

Л. С. Выготский выделил три характеристики возрастной нормы:

  1. Особенности социальной ситуации развития;
  2. Уровень сформированности психологических новообразований 
    и их роль в психическом развитии на данном возрастном этапе;
  3. Уровень развития ведущей деятельности[73].

Т.В.Костяк трактует развитие личности как последовательность удачных или менее удачных адаптации, в результате которых формируется Я-концепциячеловека. Таким образом, уровень адаптированности  человека отражает степень его личностной зрелости, определяемой по следующим параметрам:

  1. Уровню психического развития;
  2. Личностным особенностям;
  3. Сущности психологических проблем;
  4. Позиции личности по отношению к психологической проблеме;
  5. Адаптационному потенциалу личности[74].

Различные формы неадаптивного развития -дизонтогенеза-существенно осложняют процесс вхождения детей в новую ситуацию и обусловливают возникновение специфических трудностейкак в обучении, так и в психическом развитии в целом.

Одним из распространенных вариантов дизонтогенеза является задержка психического развития, связанная с замедлением его темпа. При этом основными его признаками оказываются не интеллектуальные, а эмоциональные нарушения.

Крайг Г. и Бокум Д. выделяют два основных механизма формирования задержки психического развития:

  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы, приводящее к 
    отставанию становления иерархии мотивов и целенаправленной 
    умственной деятельности;
  • нейродинамические (астенические и церебрастенические) 
    состояния, затрудняющие познавательную деятельность.

Недоразвитие эмоциональной сферы характерно для психического и психофизического инфантилизма, связанного с замедленным созреванием лобных систем головного мозга вследствие перенесенных в раннем детстве заболеваний инфекционного, токсического или обменного характера.

Функциональная недостаточность нервной системы, характеризующаяся психической истощаемостью, низким психическим тонусом, психофизической заторможенностью или гипердинамией, приводит к нарушениям интеллектуальной работоспособности[75].

В основе задержки психического развития могут лежать конституционально-генетические факторы (конституциональная задержка психического развития), перенесенные заболевания (соматогенная задержка психического развития), неблагоприятные условия воспитания и психологические травмы (психогенная задержка психологического развития), а также расстройства центральной нервной системы (задержка психического развития церебрального происхождения или органическая задержка психического развития).

При задержке психического развития конституционального происхождения (гармоническом инфантилизме) у детей отмечаются непосредственность и яркость проявления эмоций, приподнятое настроение, преобладание творчества и инициативных действий в игре. При этом эмоционально-волевая сфера ребенка как бы находится на более ранней возрастной ступени развития. Тем не менее такие дети достаточно активны, нередко опережают сверстников в речевом развитии, уровень развития их продуктивной деятельности, а также овладения учебными навыками соответствует возрастным нормативам.

Основными проявлениями психического инфантилизма являются:

  • задержка формирования произвольности в познавательной 
    сфере и поведении;
  • отставание в процессе социализации, связанное с трудностями усвоения основных норм и правил поведения и общения;
  • отсутствие чувства дистанции в отношениях со взрослыми;
  • трудности в оценке и прогнозировании различных ситуаций, 
    в том числе и угрожающих.

Задержка психического развития соматогенного происхождения развивается вследствие хронических заболеваний инфекционного или аллергического характера, врожденных пороков развития внутренних органов и др. В этом случае стойкое астеническое состояние детей в сочетании с гиперопекой со стороны взрослых снижает их общий и психический тонус и ведет к отставанию психического развития.

Психогенная задержка психического развития связана с неблагоприятными условиями воспитания и хроническим психотравмирующим воздействием. Влияние этих факторов приводит к стойким сдвигам в нервно-психической сфере и нарушению психического (в первую очередь эмоционального) развития ребенка. Последствия недостатка внимания со стороны родителей и изнеживающего характера воспитания различны. Вследствие гипоопеки у ребенка затрудняется формирование чувства долга и ответственности, самоконтроля в эмоциональной сфере и поведении. В условиях гиперопеки у детей не формируются способности к волевому усилию, труду, самостоятельности. Хронические психотравмирующие ситуации в семье (жестокость, алкоголизм, наркомания родителей и т.д.) провоцируют рост тревожности и неуверенности ребенка в себе, снижают его активность и инициативность.

Задержка психического развития церебрального происхождения (минимальная мозговая дисфункция) развивается вследствие органической недостаточности нервной системы, связанной с аномалиями генетического развития, патологиями беременности и родов, нейроинфекциями, интоксикациями и травмами, перенесенными ребенком в раннем детстве. В этом случае наряду с отставанием в физическом развитии у детей отмечается задержка речевого развития, формирования этапов игровой деятельности, а также бытовых навыков.

Для церебральных нарушений легкой формы (органический инфантилизм) характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценке взрослого, однообразие и бедность игровой деятельности. Отставание в познавательном развитии обусловлено недостаточностью мотивационной сферы и органической незрелостью функций, обеспечивающих возможность целенаправленных действий.

При более тяжелой форме задержки психического развития церебрально-органического происхождения снижение интеллектуальной продуктивности обусловлено как нейродинамическими расстройствами, так и энцефалопатическими явлениями. Стойкие церебрастенические состояния снижают общий тонус и темп психической деятельности, приводят к быстрой истощаемости внимания, памяти, работоспособности ребенка.

Недостаточность отдельных корковых и подкорковых функций может привести к возникновению трудностей в восприятии усложненных вариантов предметных изображений и букв, плохой пространственной ориентации, к нарушениям фонематического слуха, слухоречевой памяти, тонкой моторики. Однако указанные расстройства в случае задержки психического развития носят парциальный характер (недостаточность одних функций сочетается с сохранностью других), что определяет характер трудностей детей: одним труднее научиться читать и писать, другим — считать, третьим — двигаться в определенном направлении по указанию взрослого и т.д.

Тяжелые формы органической задержки психического развития необходимо отграничивать от олигофрении и педагогической запущенности, поскольку многие проявления этих нарушений сходны. В отличие от олигофрении нарушения при задержке психического развития органического характера носят парциальный характер, более того, возможности развития высших форм мыслительной деятельности (анализ, обобщение, абстрагирование) у детей с подобными нарушениями значительно выше, чем у олигофренов. Немаловажно, что наблюдаемые при задержке развития различные нарушения познавательной деятельности вторичны и обусловлены специфическими факторами (недоразвитием мотивационной сферы, нейродинамическими и церебральными нарушениями и т.д.)[76].

Проблемы педагогически запущенных детей обусловлены дефектами в воспитании, а не нарушениями нервной системы, поэтому такие ребята могут проявлять самостоятельность и целеустремленность, гибкость и инициативность в знакомых ситуациях, связанных с удовлетворением их потребностей. Кроме того, у педагогически запущенных детей отсутствуют симптомы нарушений эмоциональной сферы, характерные для психического инфантилизма, а также проявления психического нездоровья, являющиеся предпосылками задержки психического развития.

Выделение критериев психологического здоровья, определение показателей нормативности развития, знание психологических закономерностей становления личности ребенка позволяют разработать и применить индивидуальные программы психологической адаптации дошкольников к детскому саду с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и условий развития.

Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада