Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа
Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
2.2. Результаты
исследования и их
Таблица 1.
Сводная таблица данных по показателю уровень развития познавательных процессов контрольной и экспериментальной группам.
Методика |
Показатель |
Х (Э) |
Х (К) |
Критерий Стьюдента |
«Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки» |
Внимание |
0,35 |
0,4 |
2,3*
|
«Придумай рассказ» |
Воображение |
0,42 |
0,52 |
2,14* |
«Узнай фигуры» |
Память |
0,36 |
0,46 |
2,08* |
«Нелепицы» |
Мышление
|
0,31 |
0,4 |
2,28* |
«Назови слова» |
Речь |
0,46 |
0,6 |
2,36* |
Из таблицы 1 видно, что согласно результатам по методикам: «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки» в экспериментальной группе дошкольники имеют низкие показатели процессов устойчивости, переключения и распределения внимания, а также в объеме внимания. Это в свою очередь свидетельствует о том, что дети в экспериментальной группы невнимательны, что у них преобладает непроизвольное внимание.
Результаты по методике «Придумай рассказ» показали, что в контрольной группе уровень воображения выше, чем в экспериментальной, что подтверждает среднестатистическое значение показателей. Следовательно, у детей контрольной группы отмечается высокая скорость процессов воображения, впечатлительность, эмоциональность, необычность и оригинальность.
Согласно результатам методики «Узнай фигуры» в экспериментальной группе дошкольники имеют низкие показатели уровня сформированности памяти. Это в свою очередь свидетельствует о том, что у детей экспериментальной группы любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств снижена, и не будет долго сохраняться.
Показатели уровня мышления, в частности наглядно-образного и наглядно-действенного, в экспериментальной группе намного ниже, чем в контрольной. Это свидетельствует нам, о том, что дети экспериментальной группы испытывают затруднения в освоение, осмыслении любой информации, что естественно затрудняет процесс адаптации.
Результаты по методики «Назови слова» также показали, что в экспериментальной группе дети обладают низким словарным запасом, которые хранятся в активной памяти, что свидетельствует о низком уровне психического развития ребенка. В контрольной группе показатели намного выше.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения друг от друга, мы использовали расчет по t-критерию Стьюдента. Как видно из таблицы 1 показатель «внимание» достоверно ниже у экспериментальной группы (t=2,3; р<0,05). Аналогично обстоит дело с другими показателями успешности адаптации, коэффициент различия Стьюдента дает возможность говорить о наличии существенных отличий по всем показателям уровня развития познавательных процессов экспериментальной и контрольной групп (р< 0, 01). Полученные результаты представлены на рисунке1.
Рисунок 1. По показателю уровень развития познавательных процессов контрольной и экспериментальной группам
Таблица 2.
Сводная таблица данных по показателю степени выраженности индивидуально-психологических особенностей личности ребенка контрольной и экспериментальной групп.
Методика «Запомни и воспроизведи рисунок». | |||||
№ |
Показатели |
Х(К) |
Х(Э) |
t-критерий | |
1 |
Мотив достижения успеха |
15,9 |
12,5 |
2,37* | |
2 |
Мотив избегания неудач |
10,3 |
16,7 |
3,63* | |
Методика «Какой Я?» |
|||||
1 |
Уровень самооценки |
7 |
4,3 |
2,75* |
Из анализа результатов, представленных в таблице 2, было выявлено, что в контрольной группе у дошкольников преобладает мотив достижения успехов, чем в экспериментальной. Следовательно от детей контрольной группы можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов.
Низкие показатели в экспериментальной группе свидетельствуют о заниженном уровне притязаний, неадекватной, самооценки и повышенным уровне личностной тревожности у детей. От таких детей ожидается противоположно направленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или ее потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причем соответствующие отрицательные тенденции всякий раз у данного ребенка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.
Согласно результатам методики исследования самооценки личности дошкольника в контрольной группе высокие результаты по уровню самооценки, такие дети обладают четкой, уверенной, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.
В экспериментальной группе дошкольники имеют низкие баллы по уровню самооценки, что свидетельствует нам о преобладании замкнутых, недоверчивых, обособленных, равнодушных к окружающим черт характера. Данные дети эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способные по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. По показателю степени выраженности индивидуально-психологических особенностей личности ребенка контрольной и экспериментальной групп
Таблица 3.
Сводная таблица данных контрольной и экспериментальной групп по показателю межличностные отношения
Показатель |
Х(К) |
Х(Э) |
t-критерий |
Доброта |
12,4 |
8,6 |
2,21* |
Внимательность к людям |
11,51 |
7,52 |
1,6 |
Правдивость, честность |
8,7 |
4,8 |
2,41* |
Вежливость |
7,4 |
5,2 |
2, 47* |
Общительность |
7 |
4,3 |
2,75* |
Щедрость |
8,6 |
5,4 |
3,32* |
Отзывчивость, готовность прийти на помощь |
8 |
6,6 |
2,35* |
Справедливость |
7,3 |
5,4 |
2,26 |
Жизнерадостность |
7,2 |
5,6 |
2,45* |
Ответственность |
7,2 |
4,4 |
2,45* |
Как видно из таблицы 3 в экспериментальной группе по всем показателям результаты ниже чем в контрольной группе. Низкие показатели в экспериментальной группе, свидетельствуют, что дети данной группы склонны к эгоистическим чертам, ориентации на себя, трудности перекладывают на окружающих, но сами относятся к ним несколько отчужденно, иногда хвастливы, заносчивы или самодовольны.
Высокие результаты в контрольной группе по всем показателям свидетельствуют нам о том, что в контрольной группе дети склонны к сотрудничеству, кооперации, стремятся быть в согласии с мнением с окружающими, стремятся помогать другим детям, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. Низкие показатели по шкале «отзывчивость» в экспериментальной группе, свидетельствуют, что у данных детей преобладают такие межличностные отношения как непримиримость, склонность обвинять во всем окружающих, насмешливость, ироничность, раздражительность. Коэффициент различия Стьюдента дает возможность говорить о наличии существенных отличий по всем показателям межличностных отношений экспериментальной и контрольной групп (р< 0, 01).
Полученные результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3.
Данные контрольной и экспериментальной групп по показателю межличностные отношения (методика диагностики межличностных отношений «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов)
Исходя из результатов экспериментального исследования по изучению исследования психологических причин дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада можно сделать следующие выводы:
1. Анализ полученных результатов
позволил определить по
Коэффициент различия Стьюдента дает возможность говорить о наличии существенных отличий по всем показателям уровня развития познавательных процессов экспериментальной и контрольной групп (р< 0, 01).
2. Результаты исследования по показателю степени выраженности индивидуально-психологических особенностей личности: из анализа результатов методики «Запомни и воспроизведи рисунок»,было выявлено, что в контрольной группе у дошкольников преобладает мотив достижения успехов, чем в экспериментальной. (t=2,37*;р<0,05) Такие дети постоянно стремятся брать на себя трудные задачи, соревноваться, не обращать особого внимания на неудачи и ожидать положительной оценки со стороны окружающих людей. Низкие показатели в экспериментальной группе свидетельствуют о заниженном уровне притязаний, неадекватной, самооценки и повышенным уровне личностной тревожности. В экспериментальной, преобладает мотив избегание неудач. (t=3,63*; р<0,05) Такие дети, чаще всего будет стремиться брать на себя простые задачи, сильно переживать по поводу своих неудач.
Согласно результатам методики исследования самооценки личности дошкольника в контрольной группе высокие результаты по уровню самооценки, такие дети обладают четкой, уверенной, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.
В экспериментальной группе дошкольники имеют низкие баллы по уровню самооценки, что свидетельствует нам о преобладании замкнутых, недоверчивых, обособленных, равнодушных к окружающим черт характера. Данные дети эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способные по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни.
3. В исследовании были
выявлены отличия в
Таким образом, дошкольники экспериментальной группы в межличностных отношениях испытывают выраженные негативные переживания и сложности их выражения при контактах, неадекватные представления о себе и других, преобладают такие черты как непримиримость, склонность обвинять во всем окружающих, насмешливость, ироничность, раздражительность, неудовлетворенность сложившимися условиями существования.
Значимые отличия по данным показателям подтверждает и критерий Стьюдента (t=2,21*; р<0,0 ). В контрольной группе показатели по всем шкалам намного выше. Это говорит нам о том, что дошкольники контрольной группы в межличностных отношениях склонны к сотрудничеству, кооперации, стремятся быть в согласии с мнением с окружающими, стремятся помогать другим детям, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.
Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада