Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Файлы: 1 файл

Дипломная Неволько.doc

— 662.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты  исследования и их интерпретация.

 

Таблица 1.

Сводная таблица данных по показателю уровень развития познавательных процессов контрольной и экспериментальной группам.

Методика

Показатель

Х (Э)

Х (К)

Критерий

Стьюдента

«Найди и вычеркни», «Проставь  значки», «Запомни и расставь точки»

 Внимание

0,35

0,4

2,3*

 

 

«Придумай рассказ»

Воображение

0,42

0,52

2,14*

«Узнай фигуры»

Память

0,36

0,46

2,08*

«Нелепицы»

Мышление

 

0,31

0,4

2,28*

«Назови слова»

Речь

0,46

0,6

2,36*




Из таблицы 1  видно, что согласно результатам по  методикам:  «Найди и вычеркни», «Проставь  значки», «Запомни и расставь точки»  в экспериментальной группе дошкольники  имеют низкие показатели процессов устойчивости, переключения и распределения внимания, а также в объеме внимания. Это в свою очередь  свидетельствует о том, что  дети в экспериментальной группы  невнимательны, что у них преобладает непроизвольное внимание.

Результаты по методике «Придумай рассказ» показали, что в контрольной группе уровень воображения выше, чем в экспериментальной, что подтверждает среднестатистическое значение показателей. Следовательно, у детей контрольной группы отмечается высокая скорость процессов воображения, впечатлительность, эмоциональность, необычность и оригинальность.

Согласно результатам методики «Узнай фигуры» в  экспериментальной  группе дошкольники имеют низкие показатели уровня сформированности памяти. Это в свою очередь свидетельствует о том, что у детей экспериментальной группы любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств снижена, и не будет долго сохраняться.

Показатели уровня мышления, в частности наглядно-образного и наглядно-действенного, в экспериментальной группе намного ниже, чем в контрольной. Это свидетельствует нам, о том, что дети экспериментальной группы испытывают затруднения в освоение, осмыслении любой информации, что естественно затрудняет процесс адаптации.

Результаты по методики «Назови слова» также показали, что в экспериментальной группе дети обладают низким  словарным запасом, которые хранятся в активной памяти, что свидетельствует о низком уровне психического развития ребенка. В контрольной группе показатели намного выше.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения друг от друга, мы использовали расчет по t-критерию Стьюдента. Как видно из таблицы 1  показатель «внимание»  достоверно ниже у экспериментальной группы (t=2,3;  р<0,05). Аналогично обстоит дело с другими показателями успешности адаптации, коэффициент различия Стьюдента дает возможность говорить о наличии существенных отличий по всем показателям уровня развития познавательных процессов экспериментальной и контрольной групп (р< 0, 01). Полученные результаты представлены на рисунке1.

 

Рисунок 1. По показателю уровень развития познавательных процессов контрольной и экспериментальной группам

 

 

Таблица 2.

Сводная таблица данных по показателю степени  выраженности индивидуально-психологических особенностей личности ребенка    контрольной и экспериментальной групп.

 

 

Методика     «Запомни и воспроизведи рисунок».

Показатели

Х(К)

Х(Э)

t-критерий

1

Мотив достижения успеха

15,9

12,5

2,37*

2

Мотив избегания неудач

10,3

16,7

3,63*

 

Методика «Какой Я?»

 

1

Уровень самооценки

7

4,3

2,75*


 

Из анализа результатов, представленных в таблице 2, было выявлено, что в контрольной группе у дошкольников преобладает мотив достижения успехов, чем в экспериментальной. Следовательно от детей контрольной группы можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов.

Низкие показатели в экспериментальной группе свидетельствуют о заниженном уровне притязаний, неадекватной, самооценки и повышенным уровне личностной  тревожности у детей. От таких детей ожидается противоположно направленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или ее потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причем соответствующие отрицательные тенденции всякий раз у данного ребенка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.

Согласно результатам методики исследования самооценки личности дошкольника в контрольной группе высокие результаты по уровню самооценки, такие дети  обладают четкой, уверенной, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.

В экспериментальной группе дошкольники имеют низкие баллы по уровню самооценки, что свидетельствует нам о преобладании замкнутых, недоверчивых, обособленных, равнодушных к окружающим черт характера. Данные дети эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способные по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. По показателю степени  выраженности индивидуально-психологических особенностей личности ребенка    контрольной и экспериментальной групп

Таблица 3.

Сводная таблица данных контрольной и экспериментальной групп по показателю межличностные отношения

 

Показатель

Х(К)

Х(Э)

t-критерий

Доброта

12,4

8,6

2,21*

Внимательность к людям

11,51

7,52

1,6

Правдивость, честность

8,7

4,8

2,41*

Вежливость

7,4

5,2

2, 47*

Общительность

7

4,3

2,75*

Щедрость

8,6

5,4

3,32*

Отзывчивость, готовность прийти на помощь

8

6,6

2,35*

Справедливость

7,3

5,4

2,26

Жизнерадостность

7,2

5,6

2,45*

Ответственность

7,2

4,4

2,45*


Как видно из таблицы 3  в экспериментальной группе по всем показателям результаты ниже чем в контрольной группе. Низкие показатели в экспериментальной группе, свидетельствуют, что дети данной группы склонны к эгоистическим чертам, ориентации на себя, трудности перекладывают на окружающих, но сами относятся к ним несколько отчужденно, иногда хвастливы, заносчивы или самодовольны.

Высокие результаты в контрольной группе по всем показателям свидетельствуют нам о том, что в контрольной группе дети склонны к сотрудничеству, кооперации, стремятся быть в согласии с мнением с окружающими, стремятся помогать другим детям, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. Низкие показатели по шкале «отзывчивость» в экспериментальной группе, свидетельствуют, что у данных детей  преобладают такие межличностные отношения как непримиримость, склонность обвинять во всем окружающих, насмешливость, ироничность, раздражительность.  Коэффициент различия Стьюдента дает возможность говорить о наличии существенных отличий по всем показателям межличностных отношений экспериментальной и контрольной групп (р< 0, 01).

Полученные результаты представлены на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3. 

Данные контрольной и экспериментальной групп по показателю межличностные отношения (методика диагностики межличностных отношений «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов)

 

 

 

 

 

Исходя из результатов экспериментального исследования по изучению исследования психологических причин дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада можно сделать следующие выводы:

1. Анализ полученных результатов  позволил определить по показателю  уровень развития познавательных  процессов следующее: в контрольной группе у дошкольников все показатели выше, чем в экспериментальной группе. Так, показатель «внимание» (методики «Найди и вычеркни», «Проставь  значки», «Запомни и расставь точки»)  достоверно ниже у экспериментальной группы (t=2,3;  р<0,05). Аналогично обстоит дело с другими познавательными процессами, согласно результатам (методика «Узнай фигуры») в  экспериментальной  группе дошкольники  имеют низкие показатели уровня сформированности памяти. Показатели уровня воображения в контрольной группе, также выше, чем в экспериментальной группе  (t=2,14*;  р<0,05). Показатели уровня мышления, в частности наглядно-образной и наглядно-действенной, в экспериментальной группе также намного ниже, чем в контрольной(t=2, 28*;  р<0,05). Это свидетельствует нам, о том, что дети экспериментальной группы испытывают затруднения в освоение, осмыслении любой новой информации. Уровень словарного запаса в экспериментальной группе также намного ниже, чем в контрольной, что свидетельствует нам о низком уровне психического развития ребенка.

Коэффициент различия Стьюдента дает возможность говорить о наличии существенных отличий по всем показателям уровня развития познавательных процессов экспериментальной и контрольной групп (р< 0, 01).

2. Результаты исследования  по показателю степени выраженности индивидуально-психологических особенностей личности: из анализа результатов методики «Запомни и воспроизведи рисунок»,было выявлено, что в контрольной группе у дошкольников преобладает мотив достижения успехов, чем в экспериментальной. (t=2,37*;р<0,05) Такие дети постоянно стремятся брать на себя трудные задачи, соревноваться, не обращать особого внимания на неудачи и ожидать положительной оценки со стороны окружающих людей. Низкие показатели в экспериментальной группе свидетельствуют о заниженном уровне притязаний, неадекватной, самооценки и повышенным уровне личностной  тревожности.  В  экспериментальной,  преобладает мотив избегание неудач. (t=3,63*;  р<0,05) Такие дети, чаще всего будет стремиться брать на себя простые задачи, сильно переживать по поводу своих неудач.

Согласно результатам методики исследования самооценки личности дошкольника в контрольной группе высокие результаты по уровню самооценки, такие дети обладают четкой, уверенной, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.

В экспериментальной группе дошкольники имеют низкие баллы по уровню самооценки, что свидетельствует нам о преобладании замкнутых, недоверчивых, обособленных, равнодушных к окружающим черт характера. Данные дети эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способные по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни.

3. В исследовании были  выявлены отличия в показателях  межличностного отношения дошкольников. Дети экспериментальной группы склонны к эгоистическим чертам, ориентации на себя, трудности перекладывают на окружающих, но сами относятся к ним несколько отчужденно, иногда хвастливы, заносчивы или самодовольны.

Таким образом, дошкольники экспериментальной группы в межличностных отношениях испытывают выраженные негативные переживания и сложности их выражения при контактах, неадекватные представления о себе и других, преобладают такие черты как непримиримость, склонность обвинять во всем окружающих, насмешливость, ироничность, раздражительность,  неудовлетворенность сложившимися условиями существования.

 Значимые отличия по  данным показателям  подтверждает и критерий Стьюдента  (t=2,21*; р<0,0 ). В контрольной группе показатели по всем шкалам намного выше. Это говорит нам о том, что  дошкольники контрольной группы в межличностных отношениях склонны к сотрудничеству, кооперации, стремятся быть в согласии с мнением с окружающими, стремятся помогать другим детям, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада