Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Файлы: 1 файл

Дипломная Неволько.doc

— 662.00 Кб (Скачать файл)
  1. Анализ результатов исследования позволяет нам говорить, что исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада  обеспечиваются различиями и динамикой индивидуально-психологическими особенностями, в частности от уровня и направленности психического развития ребенка. Что подтверждает нашу гипотезу.

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

На основе полученных результатов в ходе нашего исследования мы рекомендуем ряд психолого-педагогических мероприятий  по устранению психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада:

  1. Некоторые общие рекомендации детскому психологу:

-  в зависимости от форм проявления негативных психологических последствий на адаптацию, детскими психологами могут применяться методы:  поведенческой психотерапии, которые позволяют избавиться от приобретенных негативных форм поведения и неадекватных нормам,  преобладающим в семье; педагогические, где главное внимание уделяется  педагогической поддержке и создание ситуации успеха со стороны воспитателя.

- мы рекомендуем, для улучшения адаптации у дошкольников такие формы и методы психологической помощи: беседа, применение коммуникативных способов психологической помощи; - словесные формулы, мимика, жесты, движение должны способствовать повышению у детей уверенности в себе, настраивать их на успех. Это может  быть поощрение – похвала: «Молодец», «Умница», «Мы не сомневались в тебе»; шутки, юмор, демонстрация уверенности в  способностях ребенка. Установление доверительного личного контакта между ребенком и психологом. Выявление и обсуждение наиболее тяжело субъективно переживаемых психогенных факторов окружающей среды и деятельности.

- индивидуальная работа психолога с дошкольником, имеющими низкие адаптивные способности,  в большей степени должна иметь корректирующий характер. Какую  бы  педагогическую  задачу  воспитатели  ни  решали,  в  общении  с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в  его  душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка. Цикл индивидуальных бесед с каждым ребенком должен строиться, исходя из его индивидуально-личностных особенностей, реального психического состояния и типа поведения. Индивидуальная работа должна сочетаться с занятиями в группе психорегуляции.

2.Некоторые общие рекомендации для воспитателей:

- любите детей и относитесь  к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических  особенностях развития каждого  ребенка;

- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

- необходимо наладить  контакт с родителями детей, поступающих  в дошкольное учреждение;

- проводите консультации  и беседы с родителями, знакомьте  с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите  семью ребенка, узнайте о привычках  и интересах детей;

- проводите родительские  собрания до поступления детей  в детский сад.

- в своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

3.Некоторые рекомендации для родителей:

- любите своего ребенка  таким, какой он есть;

- радуйтесь своему ребенку;

-разговаривайте с ребенком  заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не  перебивая;

- установите четкие и  определенные требования к ребенку;

- не устраивайте для  ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте  ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком  называйте как можно больше  предметов, их признаков, действий  с ними;

- поощряйте в ребенке  стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с другими  детьми;

- интересуйтесь жизнью  и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- не позволяйте себе  неподобающего поведения в присутствии  ребенка;

- помните, что авторитет  родителей основан на достойном  образце поведения;

- прислушивайтесь к советам детского психолога в период адаптации детей к условиям ДОУ;

- посещайте групповые  собрания.

Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения, детских психологов и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Трудности в адаптации особенно раннего возраста, ограничены, поэтому резкий, неподготовленный переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому, сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, должны помочь малышу адаптироваться к новым условиям.

Анализ теоретических концепций и экспериментальных исследований по проблеме психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада  позволил подтвердить гипотезу и сделать следующие выводы:

  1. В дошкольном возрасте наряду с интенсивным развитием познавательной сферы ребенка происходит его активная социализация. Развитие познавательной активности, гибкости мышления, творчества помогает ребенку присваивать и в некоторой степени изменять многие правила, задаваемые взрослыми. Формирование иерархии мотивов делает поведение ребенка осознанным и целенаправленным. Процесс интериоризации норм и ценностей мира взрослых оказывает влияние на характер общения детей в группе сверстников. В этом возрасте раскрываются многие индивидуально-психологические черты ребенка, как врожденные, так и социально формируемые, лежащие в основе выработки индивидуального стиля жизни и определяющие направление и характер социализации детей на данном возрастном этапе. К концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований у ребенка формируются осознание своего социального «Я» и стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности, которое является главной предпосылкой его готовности к школьному обучению.
  2. Результаты психологической литературы по проблеме адаптации и дезадаптации личности показал, что понятие «адаптация» в психологической науке  трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования. В основном  адаптацию  связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность в соответствующей деятельности, а субъективного - эмоциональное самочувствие человека, состояние равновесия или тревоги. Выделяются несколько уровней (физиологическая, психологическая, социальная) и типов (генерализованная, поведенческая, смешанная) адаптации. Механизмы адаптации протекают у человека по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Механизмами, обусловливающих успешность адаптации, относят  противостояние  тревоге — разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Выделяет четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу; позволяющие фиксировать тревогу; снижающие уровень побуждений; устраняющие тревогу. Противоположным состоянием  адаптации  является дезадаптация. Дезадаптация может быть кратковременным ситуативным состоянием, говорящем о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды, или устойчивым сложным психическим состоянием, выражающимся в неадекватном реагировании и поведении личности, обусловленным функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсаторных возможностей. Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка «степеней свободы» адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие прорыва строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования - адаптационного барьера. У адаптационного барьера две основы - биологическая и социальная.
  3. Анализ психологической науки по проблеме дезадаптации детей к условиям детского сада показал, что в дезадаптации детей определенную роль играют следующие факторы: состояние здоровья и уровень развития ребенка,  возраст, степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.  На основе полученных данных нами были обобщены типичные причины проявления дезадаптации у детей к условиям детского сада: нейропсихологические, педагогические и психологические. К нейропсихологическим причинам относятся: повреждение нервной системы, возникающих еще в утробе матери или во время родов, психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, неблагоприятная наследственности;  к  педагогическим причинам - воспитание в неблагополучной семье, режим дня, гиперопека родителей или чрезмерно строгое воспитание, особенности внутрисемейных отношений; уровень владения этическими эталонами, личность воспитателя, неправильная организация процесса адаптации детей к условиям  ДОУ; психологическим - ЗПР, психологические травмы, стрессы, индивидуально-психологические особенности (особенности познавательной, мотивационной, эмоциональной  сфер и т.д.), уровень сформированности опыта общения.
  4. Влияние психологических причин  на дезадаптацию дошкольников характеризуется широким спектром показателей. В качестве показателей  психологических причин дезадаптации мы выделяем: показатель уровень развития познавательных процессов; показатель выраженности индивидуально-психологических особенностей личности; показатель межличностные отношения.
  5. Дошкольники  экспериментальной группы характеризуются низким уровнем показателя уровень развития познавательных процессов, который определяется низким  уровнем познавательного процесса памяти, динамическими процессами устойчивости и переключаемости внимания, выраженным низким  уровнем наглядно-образного и наглядно-действенного мышления и воображения. Бедным словарным запасом, хранящимся в активной памяти ребенка.
  6. Дети, экспериментальной группы,    характеризуются заниженном уровне притязаний, неадекватной самооценки и повышенным уровне личностной  тревожности.  Преобладают  такие черты характера  как нетерпеливость, легко возбудимость, непрактичность, мечтательность, нереалистичности.

7. В межличностных отношениях, дошкольники экспериментальной группы испытывают выраженные негативные переживания и сложности их выражения при контактах, неадекватные представления о себе и других, преобладают такие черты как непримиримость, склонность обвинять во всем окружающих, насмешливость, ироничность, раздражительность,  неудовлетворенность сложившимися условиями существования.

8.Результаты экспериментального  исследования показали, что дезадаптация детей к условиям детского сада, обусловлено уровнем и направленностью  психического развития ребенка.

 Таким образом,  дошкольники с низким уровнем развития познавательных процессов, заниженном уровне притязаний, характерными особенностями такими как нетерпеливость, раздражительность, насмешливость и т.д. испытывают  трудности в адаптации к новым условиям.

Результаты проведенных исследований подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Данная работа может выступать как один из аспектов деятельности детских психологов и педагогов по оказанию  помощи в адаптации детей к ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 1995. – 432 с.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 1999 – 345 с.
  3. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007 – 346 с.
  4. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 234 с.
  5. Казьмин А.М., Казьмина Л. В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Издательство Когито-Центр, 2010.
  6. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003 – 67 с.
  7. Немов Р.С. Психология. 2  том: Учебник – М: Владос, 2006 – 685 с.
  8. Берк Л.  Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2006 – 264 с.
  9. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие для студентов вузов. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007 – 372 с.
  10. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. СПб.: Питер, 2004 – 314 с.
  11. Мир детства. Дошкольник / Под ред. Хрипковой А.Г. М.: Педагогика, 1979 –164 с.
  12. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2003 – 289 с.
  13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.:Просвещение, 1989. – С 219.
  14. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160с.
  15. Лурия А.Р.  Основы нейропсихологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Академия», 2006 – 384 с.
  16. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2004 – 42 с.
  17. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] учебное пособие /Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991 – 480 с.
  18. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1965 – 367 с..
  19. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Просвещение, 1977 – 123 с.
  20. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. - 2011. - №9.
  21. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. - М.: Педагогика, 1983.
  22. Блонский, П.П. Психология желаний Текст. / П.П. Блонский // Вопросы психологии. - 1965. - № 5. - 36-42.
  23. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Академия, 1999 – 672 с.
  24. Болотова А.К. Психология развития. – М.: ЧеРО, 2007 – 524 с.
  25. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
  26. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Просвещение, 1985 -315 с.
  27. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. – С 214.
  28. Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: АльмаМатер, 2005 – 415 с.
  29. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5.
  30. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Педагогика, 1966 – 213 с.
  31. Развитие личности ребенка от года до трех / Сост. Ильина В.Н. Екатеринбург: У-Фактория, 2012 – 315 с.
  32. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995 – 224 с.
  33. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти. – 2013 – 238 с.
  34. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Рузской А.Г. М.: Просвещение, 2004 – 314 с.
  35. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 2007 – 289 с.
  36. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002 – 443 с.
  37. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб., 2001 – 200 с.
  38. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2004 – 399 с.
  39. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 2001. - № 4.
  40. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Ростов на Дону: Феникс, 2008 – 126 с.
  41. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих.наук. - М., 2010.
  42. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2011, - 176с.
  43. Столяренко А.М. Социальная психология: Учебное пособие. – М: Наука,2005 – 468 с.
  44. Антипов Е.Е. Введение в теорию адаптации. - М.: Знание, 2007. – 24 с.
  45. Пиаже Ж.  Психология интеллекта /Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. – С 210.
  46. Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. канд. философ.наук. / И. А. Милославова – Л., 1974. – 295 с.
  47. Александровский Ю.М. Пограничные психические расстройства. – Спб: Питер, 2006 - 447 с.
  48. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 21, № 1. - С. 16- 24.
  49. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2000. - С. 220.
  50. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 1995. - №20. - С.74-79.
  51. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001. - 84 с.
  52. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.:   Наука, 1994. -324 с.
  53. Прокопьев А.А., Трифонов Б.А., Буторина Н.Е. Клинико-психологические аспекты выделения детей группы риска по школьной дезадаптации // Актуальные вопросы терапии психических заболеваний. - Челябинск, 2012.
  54. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1960. - 254 с.
  55. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002 – 544 с.
  56. Данияров С.Б. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов: Автореф.дис. канд.псих.наук. – Алматы,2008 – 29 с.
  57. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека./от ред. П.В.Симонов – Л: Наука,1988 – 270 с.
  58. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник – Спб: Питер, 2005 – 582 с.
  59. Дьяченко М.И. Адаптация./Психологический журнал – 2007 - №1 – с9-16.
  60. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1983 – 163 с.
  61. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. Воронеж: Учитель, 2008 – 186 с.
  62. Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации к новым социальным условиям у детей с нарушениями речи: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ин-т развития дошкольного образования РАО Москва, 2009 - с. 257.
  63. Калинина Р.Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 2009. № 4.
  64. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня. Ростов на Дону: Феникс, 2010 – 312 с.
  65. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // Ж-л «АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО». - №4/2011.
  66. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003. -104с
  67. Туревская Е.И. Возрастная психология. Тула: Изд-во ТГПУ, 2008 – 442 с.
  68. Братусь Б.С. Аномалии личности.— М.: Мысль, 1988.— 301 с.
  69. Михайлина М.Ю. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия. Серия «В помощь школьному психологу» (в соавторстве с М.А Павловой, Я.К.Нелюбовой) - Волгоград: «Учитель», 2008. –283с.
  70. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2011– 467 с.
  71. Психология развития. Словарь / Под общ.ред. Петровского А.В. М.: ПЕР СЭ, 2006. – 384 с.
  72. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
  73. Выготский Л.С.  Развитие высших психических функций. – М.:Просвещение,1960.
  74. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: Учебное пособие – М.: Изд-во  Академия, 2012 – 176 с.
  75. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005 – 365 с.
  76. Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с.
  77. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Тонковой-Ямпольской Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасовой-Вуковой А.М.: Медицина, 1980 – 265 с.
  78. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с.
  79. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -  Воронеж: Учитель. – 2004 -254 с.
  80. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. - 304с.
  81. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
  82. Практикум по возрастной и дифференциальной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. СПб.: Речь, 2002- 258 с.
  83. Волков Б.С., Волкова ,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2011 -  240с.
  84. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: Издательство ВУММЦ, 1996 – 165 с.
  85. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2010. –322 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада