- Анализ результатов исследования
позволяет нам говорить, что исследование
психологических причин дезадаптации детей к условиям
детского сада обеспечиваются различиями и динамикой индивидуально-психологическими особенностями, в частности от уровня и направленности психического развития ребенка. Что подтверждает нашу гипотезу.
Рекомендации
На основе полученных результатов
в ходе нашего исследования мы рекомендуем
ряд психолого-педагогических мероприятий
по устранению психологических причин
дезадаптации детей к условиям детского
сада:
- Некоторые общие рекомендации
детскому психологу:
- в зависимости от форм проявления
негативных психологических последствий
на адаптацию, детскими психологами могут
применяться методы: поведенческой
психотерапии, которые позволяют избавиться
от приобретенных негативных форм поведения
и неадекватных нормам, преобладающим
в семье; педагогические, где главное внимание
уделяется педагогической поддержке
и создание ситуации успеха со стороны
воспитателя.
- мы рекомендуем, для улучшения
адаптации у дошкольников такие формы
и методы психологической помощи: беседа,
применение коммуникативных способов
психологической помощи; - словесные формулы,
мимика, жесты, движение должны способствовать
повышению у детей уверенности в себе,
настраивать их на успех. Это может
быть поощрение – похвала: «Молодец»,
«Умница», «Мы не сомневались в тебе»;
шутки, юмор, демонстрация уверенности
в способностях ребенка. Установление
доверительного личного контакта между
ребенком и психологом. Выявление и обсуждение
наиболее тяжело субъективно переживаемых
психогенных факторов окружающей среды
и деятельности.
- индивидуальная работа психолога
с дошкольником, имеющими низкие адаптивные
способности, в большей степени должна
иметь корректирующий характер. Какую
бы педагогическую задачу воспитатели
ни решали, в общении с ребенком,
прежде всего, необходимо хорошо понять
его, вникнуть в его душу, в суть
его переживаний и никогда не ставить
себя выше ребенка. Цикл индивидуальных
бесед с каждым ребенком должен строиться,
исходя из его индивидуально-личностных
особенностей, реального психического
состояния и типа поведения. Индивидуальная
работа должна сочетаться с занятиями
в группе психорегуляции.
2.Некоторые общие рекомендации
для воспитателей:
- любите детей и относитесь
к ним как к своим;
- помните об индивидуально-психологических
особенностях развития каждого
ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной
форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить
контакт с родителями детей, поступающих
в дошкольное учреждение;
- проводите консультации
и беседы с родителями, знакомьте
с режимом дня детского сада,
с требованиями к ребенку;
- по возможности посетите
семью ребенка, узнайте о привычках
и интересах детей;
- проводите родительские
собрания до поступления детей
в детский сад.
- в своей работе воспитатели должны
использовать анкетирование, посещения
ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные
формы педагогической пропаганды (стенды),
консультации для родителей, беседы с
родителями, родительские собрания.
3.Некоторые рекомендации для
родителей:
- любите своего ребенка
таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком
заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не
перебивая;
- установите четкие и
определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для
ребенка множество правил;
- будьте терпеливы;
- каждый день читайте
ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком
называйте как можно больше
предметов, их признаков, действий
с ними;
- поощряйте в ребенке
стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими
детьми;
- интересуйтесь жизнью
и деятельностью вашего ребенка в детском
саду;
- не позволяйте себе
неподобающего поведения в присутствии
ребенка;
- помните, что авторитет
родителей основан на достойном
образце поведения;
- прислушивайтесь к советам детского психолога в период
адаптации детей к условиям ДОУ;
- посещайте групповые
собрания.
Таким образом, совместная деятельность педагогов
дошкольного образовательного учреждения,
детских психологов и родителей является
залогом успешной адаптации ребенка к
условиям дошкольного учреждения.
Заключение
Поступление в детский сад изменяет
почти все условия жизни маленького ребенка. Трудности в адаптации особенно
раннего возраста, ограничены, поэтому
резкий, неподготовленный переход его
в новую социальную ситуацию зачастую
приводит к эмоциональным нарушениям
или замедлению темпа психофизического
развития. Поэтому, сотрудники детского
сада и родители, объединив свои усилия,
должны помочь малышу адаптироваться
к новым условиям.
Анализ теоретических концепций
и экспериментальных исследований по
проблеме психологических причин
дезадаптации детей к условиям детского
сада позволил подтвердить гипотезу
и сделать следующие выводы:
- В дошкольном возрасте
наряду с интенсивным развитием познавательной сферы
ребенка происходит его активная социализация. Развитие познавательной активности,
гибкости мышления, творчества помогает
ребенку присваивать
и в некоторой степени изменять многие
правила, задаваемые взрослыми. Формирование
иерархии мотивов делает поведение ребенка
осознанным и целенаправленным. Процесс интериоризации
норм и ценностей мира
взрослых оказывает влияние на характер
общения детей в группе
сверстников. В этом возрасте раскрываются многие индивидуально-психологические
черты ребенка, как врожденные, так и социально
формируемые, лежащие в основе выработки индивидуального
стиля жизни и определяющие направление и характер социализации
детей на данном возрастном этапе. К концу дошкольного
возраста на основе целого ряда психических новообразований
у ребенка формируются осознание своего социального «Я» и стремление
к общественно значимой и оцениваемой деятельности,
которое является главной предпосылкой его готовности
к школьному обучению.
- Результаты психологической литературы
по проблеме адаптации и дезадаптации
личности показал, что понятие «адаптация» в психологической
науке трактуется как процесс и результат
активного приспособления
индивида к новым условиям существования. В основном адаптацию
связывают с периодами кардинальной смены деятельности
индивида и его социального окружения. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность в соответствующей деятельности, а субъективного - эмоциональное самочувствие
человека, состояние равновесия или тревоги. Выделяются несколько уровней
(физиологическая, психологическая, социальная)
и типов (генерализованная, поведенческая, смешанная) адаптации. Механизмы адаптации протекают у человека по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Механизмами, обусловливающих успешность адаптации, относят противостояние тревоге — разнообразные
формы психологической
защиты и компенсации. Выделяет четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу; позволяющие фиксировать тревогу; снижающие уровень побуждений; устраняющие тревогу. Противоположным
состоянием адаптации является
дезадаптация. Дезадаптация может быть
кратковременным ситуативным состоянием,
говорящем о нарушении равновесия между
психической деятельностью и требованиями
среды, или устойчивым сложным психическим состоянием, выражающимся
в неадекватном реагировании и поведении
личности, обусловленным функционированием
психики на пределе ее регуляторных и
компенсаторных возможностей. Важнейшим
показателем дезадаптации является нехватка
«степеней свободы» адекватного и целенаправленного реагирования
человека в условиях психотравмирующей
ситуации вследствие прорыва строго индивидуального
для каждого человека функционально-динамического
образования - адаптационного барьера.
У адаптационного барьера две основы -
биологическая и социальная.
- Анализ психологической
науки по проблеме дезадаптации детей
к условиям детского сада показал, что
в дезадаптации детей определенную роль
играют следующие факторы: состояние здоровья и уровень
развития ребенка, возраст, степень
сформированности у ребенка общения
с окружающими и предметной деятельности. На основе полученных данных нами были обобщены типичные причины проявления дезадаптации у детей к условиям детского сада: нейропсихологические, педагогические и психологические. К нейропсихологическим причинам
относятся: повреждение нервной системы,
возникающих еще в утробе матери или во
время родов, психические заболевания
у родителей и близких родственников,
перенесенные травмы и инфекционные заболевания
головного мозга, неблагоприятная наследственности; к
педагогическим причинам - воспитание в неблагополучной
семье, режим дня, гиперопека родителей
или чрезмерно строгое воспитание, особенности внутрисемейных
отношений; уровень владения этическими
эталонами, личность воспитателя, неправильная организация
процесса адаптации детей к условиям
ДОУ; психологическим - ЗПР, психологические травмы,
стрессы, индивидуально-психологические
особенности (особенности познавательной,
мотивационной, эмоциональной сфер
и т.д.), уровень сформированности опыта общения.
- Влияние психологических причин
на дезадаптацию дошкольников характеризуется
широким спектром показателей. В качестве
показателей психологических причин
дезадаптации мы выделяем: показатель
уровень развития познавательных процессов;
показатель выраженности индивидуально-психологических
особенностей личности; показатель межличностные
отношения.
- Дошкольники экспериментальной
группы характеризуются низким уровнем
показателя уровень развития познавательных
процессов, который определяется низким уровнем познавательного
процесса памяти, динамическими процессами устойчивости и переключаемости
внимания, выраженным низким уровнем наглядно-образного и наглядно-действенного мышления и воображения. Бедным словарным запасом, хранящимся в активной памяти ребенка.
- Дети, экспериментальной группы, характеризуются заниженном уровне притязаний, неадекватной самооценки и повышенным уровне личностной тревожности. Преобладают такие черты характера как нетерпеливость, легко возбудимость, непрактичность, мечтательность, нереалистичности.
7. В межличностных отношениях,
дошкольники экспериментальной группы
испытывают выраженные негативные переживания
и сложности их выражения при контактах,
неадекватные представления о себе и других,
преобладают такие черты как непримиримость,
склонность обвинять во всем окружающих,
насмешливость, ироничность, раздражительность,
неудовлетворенность сложившимися условиями
существования.
8.Результаты экспериментального
исследования показали, что дезадаптация детей к условиям
детского сада, обусловлено уровнем и
направленностью психического развития
ребенка.
Таким образом, дошкольники с низким уровнем
развития познавательных процессов, заниженном
уровне притязаний, характерными особенностями
такими как нетерпеливость, раздражительность,
насмешливость и т.д. испытывают трудности
в адаптации к новым условиям.
Результаты проведенных исследований
подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Данная работа может выступать
как один из аспектов деятельности детских психологов и педагогов
по оказанию помощи в адаптации детей
к ДОУ.
Список использованной
литературы
- Мухина В.С. Возрастная психология:
Учебник для студентов вузов. – М.: Изд.
Центр «Академия», 1995. – 432 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология:
феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 1999 – 345 с.
- Косякова О.О. Психология раннего
и дошкольного детства: учебное пособие.
Ростов на Дону: Феникс, 2007 – 346 с.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И.,
Шаграева О.А. Эмоциональное развитие
дошкольников: учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений.
М.: Издательский центр «Академия»,
2007 – 234 с.
- Казьмин А.М., Казьмина Л. В. Дневник
развития ребенка от рождения до трех
лет. М.: Издательство Когито-Центр, 2010.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика
в детском саду. СПб.: Речь, 2003 – 67 с.
- Немов Р.С. Психология. 2 том:
Учебник – М: Владос, 2006 – 685 с.
- Берк Л. Развитие ребенка.
СПб.: Питер, 2006 – 264 с.
- Галигузова Л.Н., Мещерякова
С.Ю. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие для
студентов вузов. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007 – 372
с.
- Ильин Е.П. Психология: Учебник
для средних учебных заведений. СПб.: Питер,
2004 – 314 с.
- Мир детства. Дошкольник / Под
ред. Хрипковой А.Г. М.: Педагогика, 1979 –164
с.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка.
СПб.: Питер, 2003 – 289 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические
труды. – М.:Просвещение, 1989. – С 219.
- Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа
воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии:
Учебное пособие. – М.: Изд-во «Академия»,
2006 – 384 с.
- Ефимкина Р.П. Детская психология:
Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2004 – 42 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая
психология [Текст] учебное пособие /Под ред. В.В.Давыдова.
– М.: Педагогика,1991 – 480 с.
- Психология личности и деятельности
дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б.
Эльконина. - М.: Просвещение, 1965 – 367 с..
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника.
- М.: Просвещение, 1977 – 123 с.
- Венгер Л.А. Воспитание психологической
готовности к систематическому обучению
// Дошкольное воспитание. - 2011. - №9.
- Леонтьев А.Н. Психологические
основы дошкольной игры // Избранные психологические
произведения, в 2 томах., Т.1. - М.: Педагогика,
1983.
- Блонский, П.П. Психология желаний
Текст. / П.П. Блонский // Вопросы психологии.
- 1965. - № 5. - 36-42.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология:
Учебное пособие. М.: Академия, 1999 – 672 с.
- Болотова А.К. Психология развития. – М.: ЧеРО, 2007 – 524 с.
- Развитие познавательных способностей
в процессе дошкольного воспитания / Под
ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение,
2005. - 224 с.
- Развитие мышления и умственное
воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н.
Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Просвещение,
1985 -315 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические
труды. – М.: Просвещение, 1969. – С 214.
- Першина Л.А. Возрастная психология:
Учебное пособие для вузов. М.: Академический
Проект: АльмаМатер, 2005 – 415 с.
- Эльконин Д.Б. Игра, ее место
и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1976.
- №5.
- Психология и педагогика игры
дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П.
Усовой. - М.: Педагогика, 1966 – 213 с.
- Развитие личности ребенка
от года до трех / Сост. Ильина В.Н. Екатеринбург: У-Фактория, 2012 – 315 с.
- Репина Т.А. Психология дошкольника.
Хрестоматия. - М.: Академия, 1995 – 224 с.
- Галанов А.С. Психическое и физическое
развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти. – 2013 – 238 с.
- Развитие общения дошкольников
со сверстниками / Под ред. Рузской А.Г. М.: Просвещение, 2004 – 314 с.
- Лисина М.И. Общение, личность
и психика ребенка. - М.; Воронеж, 2007 – 289 с.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева
Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных
учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002 – 443 с.
- Мамайчук И.И. Развитие ребенка
от рождения до семи лет. Методика наблюдения
ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб., 2001 – 200 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В.
Эмоциональная сфера ребенка: теория и
практика: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. М.: Академия, 2004 – 399 с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной
активности детей в ходе общения со взрослыми
и сверстниками // Вопросы психологии. - 2001. - № 4.
- Широкова Г.А. Развитие эмоций
и чувств у детей дошкольного возраста. Ростов на Дону: Феникс, 2008 – 126 с.
- Алфеева Е.В. Креативность и
личностные особенности детей дошкольного
возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих.наук. - М., 2010.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети
раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2011, - 176с.
- Столяренко А.М. Социальная
психология: Учебное пособие. – М: Наука,2005
– 468 с.
- Антипов Е.Е. Введение в теорию
адаптации. - М.: Знание, 2007. – 24 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта
/Избранные психологические труды. – М.:
Просвещение, 1969. – С 210.
- Милославова, И. А. Понятие и
структура социальной адаптации: автореф.
дис. канд. философ.наук. / И. А. Милославова
– Л., 1974. – 295 с.
- Александровский Ю.М. Пограничные
психические расстройства. – Спб: Питер,
2006 - 447 с.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный
потенциал: его мобилизация и прогнозирование
в экстремальных условиях // Психологический
журнал. – 2001. – Т. 21, № 1. - С. 16- 24.
- Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые
аспекты социально-психологической адаптации
личности // Психологические механизмы регуляции
социального поведения. - М., 2000. - С. 220.
- Реан А.А. К проблеме социальной
адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6,
вып.3. - 1995. - №20. - С.74-79.
- Яницкий М.С. Адаптационный
процесс: психологические механизмы и
закономерности динамики: Учебное пособие.
- Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001. - 84 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология.
Учебник для высших учебных заведений.
- М.: Наука, 1994. -324 с.
- Прокопьев А.А., Трифонов Б.А.,
Буторина Н.Е. Клинико-психологические
аспекты выделения детей группы риска
по школьной дезадаптации // Актуальные
вопросы терапии психических заболеваний. - Челябинск, 2012.
- Селье Г. Очерки об адаптационном
синдроме: Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1960.
- 254 с.
- Буланова-Топоркова М.В. Педагогика
и психология высшей школы: Учебное пособие.
– Ростов н/Дону: Феникс, 2002 – 544 с.
- Данияров С.Б. Взаимосвязь физиологических
и психологических показателей в процессе
адаптации у студентов: Автореф.дис. канд.псих.наук. – Алматы,2008 – 29 с.
- Березин Ф.Б. Психологическая
и психофизиологическая адаптация человека./от
ред. П.В.Симонов – Л: Наука,1988 – 270 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология:
Учебник – Спб: Питер, 2005 – 582 с.
- Дьяченко М.И. Адаптация./Психологический журнал – 2007 - №1 – с9-16.
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает
в детский сад: Пособие для воспитателей
детского сада. М.: Просвещение, 1983 – 163
с.
- Адаптация детей раннего возраста
к условиям ДОУ: практическое пособие
/ Авт.-сост. Белкина Л.В. Воронеж: Учитель, 2008 – 186 с.
- Фирсанова Е.Ю. Особенности
адаптации к новым социальным условиям
у детей с нарушениями речи: Дис. … канд.
психол. наук: 19.00.07 / Ин-т развития дошкольного образования РАО Москва,
2009 - с. 257.
- Калинина Р.Р. Ребенок пошел в детский
сад. К проблеме адаптации детей к условиям
жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание.
2009. № 4.
- Жердева Е.В. Дети раннего возраста
в детском саду (возрастные особенности,
адаптация, сценарии дня. Ростов на Дону: Феникс, 2010 – 312 с.
- Морозова Е.И. Психологические
подходы к изучению процесса адаптации
детей раннего (преддошкольного) возраста
// Ж-л «АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКИ РАО». - №4/2011.
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает
в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/
- М.: Просвещение, 2003. -104с
- Туревская Е.И. Возрастная психология. Тула: Изд-во ТГПУ, 2008 – 442 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности.—
М.: Мысль, 1988.— 301 с.
- Михайлина М.Ю. Сопровождение
профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика,
рекомендации, занятия. Серия «В помощь
школьному психологу» (в соавторстве с
М.А Павловой, Я.К.Нелюбовой) - Волгоград:
«Учитель», 2008. –283с.
- Шэффер Д. Дети и подростки:
психология развития. СПб.: Питер, 2011– 467 с.
- Психология развития. Словарь / Под
общ.ред. Петровского А.В. М.: ПЕР СЭ, 2006.
– 384 с.
- Белкина Л.В. Адаптация детей
раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж:
Учитель, 2006,- 236с.
- Выготский Л.С. Развитие
высших психических функций. – М.:Просвещение,1960.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация
ребенка в детском саду: Учебное пособие – М.: Изд-во Академия,
2012 – 176 с.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология
развития. СПб.: Питер, 2005 – 365 с.
- Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы
медицинских знаний”- М.: Просвещение,
1986. – 320с.
- Социальная адаптация детей
в дошкольных учреждениях / Под ред. Тонковой-Ямпольской
Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасовой-Вуковой
А.М.: Медицина, 1980 – 265 с.
- Аванесова В.Н. Обучение самых
маленьких в детском саду. – М: Просвещение,
2005. – 176с.
- Белкина Л.В. Адаптация детей
раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель. – 2004 -254 с.
- Аксарина М.Н. Воспитание детей
раннего возраста. – М.: Медицина 2007. - 304с.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный
подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
- Практикум по возрастной и дифференциальной
психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко
Е.Ф. СПб.: Речь, 2002- 258 с.
- Волков Б.С., Волкова ,Н.В. Психология
общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2011 - 240с.
- Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики
нервно-психического развития детей раннего
возраста. М.: Издательство ВУММЦ, 1996 –
165 с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога
с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб,
2010. –322 с.