Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 12:47, дипломная работа
Актуальность проблемы. Управленческая деятельность - одна из важнейших форм социальной активности. Форма атрибутивная, так как она неизбежно присутствует в каждом социальном акте. Проблема личности руководителя и его коммуникативных свойств является весьма актуальной и значимой при анализе основных проблем взаимодействия людей, включенных в совместную деятельность.
Введение 4
Глава 1. Управление коллективом как процесс 4
1.1. Понятие управления группой 9
1.2. Соотношение понятий "лидерство-руководство" и роль руководителя в становлении коллектива 12
1.3. Гендерные различия у руководителей организации…………………15
1.4. Выводы по главе 1 18
Глава 2. Стили и типологии руководства организацией 19
2.1. Стили руководства 19
2.2. Типологии управленческих ролей 22
2.3. Особенности влияния личности руководителя на социально-психологический климат коллектива и межличностные оношения сотрудников 25
2.4. Выводы по главе 2 47
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе 49
3.1. Программа эмпирического исследования 49
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
3.3. Выводы по главе 3 69
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложения…………………………………………………………………...81
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Тверской
Государственный Технический
Заочный факультет
Специальность Психология
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Исследование влияния управленческой деятельности руководителя организации на социально – психологический климат и межличностные отношения в коллективе.
Выполнил:
студент 6 курса группы ПСИ
Безобразова Ю.И.
Научный руководитель:
канд.психол.наук, доцент
Допустить к защите:
Заведующая кафедрой
Д.ф.н., проф. Евстифеева Е.А. «___»____________2011 г.
_____________________
«___»__________2011 г.
Тверь 2011 г
Актуальность проблемы. Управленческая деятельность - одна из важнейших форм социальной активности. Форма атрибутивная, так как она неизбежно присутствует в каждом социальном акте. Проблема личности руководителя и его коммуникативных свойств является весьма актуальной и значимой при анализе основных проблем взаимодействия людей, включенных в совместную деятельность. Профессиональная деятельность руководителя предъявляет к личности и деловой коммуникации комплекс условий, которые являются весьма специфичными и требуют ряда психологических исследований. В частности, речь идет о влиянии, прямом или косвенном, особенностей личности на позиционирование в процессе делового общения, на успешность деловой коммуникации и на осознавание своей роли в успехе деловых переговоров и совещаний, на формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Проблемой влияния личностных особенностей руководителя на социально-психологический климат коллектива занимаются зарубежные и отечественные исследователи: В.Н.Паниотто, Л.Якокка, Р.Макнамара, А.Морита, А.Маслоу, М.Грегор, Д.А. Леонтьев, А.Н. Журавлев, А.Н.Занковский, Г.С.Никифоров, А.А.Радугин и др. Их подходы к исследуемым параметрам подробно анализируются в теоретической части дипломного проекта. Спецификой данной дипломной работы является рассмотрение проблемы взаимосвязи и влияния личностных особенностей руководителя на деловую коммуникацию в контексте исследования коммуникативных свойств и качеств руководителей и социально-психологического климата коллектива.
Объект исследования: руководитель и сотрудники коллектива в возрасте от 24 до 45 в количестве 30 человек организации ЗАО «Тандер»
База исследования: ЗАО «Тандер». Данная организация занимается поставкой товара в крупную сеть магазинов России.
Предмет исследования: личностные особенности, коммуникативные способности и лидерский потенциал руководителя организации, особенности социально-психологического климата коллектива и межличностных отношений сотрудников коллектива.
Цель исследования: Провести теоретический анализ особенностей управленческой деятельности и осуществить эмпирическое исследование личностных особенностей, коммуникативных способностей и лидерского потенциала руководителя организации, оказывающих влияние на социально-психологический климат коллектива и межличностные отношения работников. Разработать практические рекомендации по совершенствованию стиля руководства организации по совершенствованию стиля руководителя организации и оптимизации климата и межличностных отношений работников.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Гипотеза исследования: мы выдвигаем предположение о том, что личностные особенности, коммуникативные способности и лидерский потенциал руководителя организации влияют на формирование социально-психологического климата коллектива и межличностных отношений работников.
Методы исследования. В работе использовался комплекс теоретических, психодиагностических и интерпретационных методов современной психологической науки, в том числе наблюдение, анализ результатов деятельности и документации, психодиагностическое тестирование, методы обработки экспериментальных данных (описательные статистики, корреляционный и факторный анализ), методы теоретического анализа и синтеза, интерпретации результатов эмпирических исследований.
Для реализации цели диагностического этапа в ходе проведения исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов, отвечающих целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов статистической обработки подученных данных.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что на основе разработанных практических рекомендаций возможно формирование благоприятных межличностных отношений сотрудников организации и нормализация социально- психологического климата в организации.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснованы актуальность темы, проблема, объект, предмет цель, задачи, гипотеза исследования, методология и методы исследования, а также его практическое значение.
Теоретическая часть дипломной работы посвящена анализу и попытке обобщения взглядов управленческую деятельность с точки зрения различных отечественных и зарубежных авторов. Мы также рассмотрели понятие и классификации стилей управленческой деятельности. Далее в работе мы анализируем влияние личностных особенностей руководителя на социально-психологический климат коллектива и межличностные оношения сотрудников. Все это явилось психологическим обоснованием исследовательской части дипломной работы.
Эмпирическая дипломной работы содержит результаты исследования личностных особенностей, коммуникативных способностей и лидерского потенциала руководителя организации, оказывающих влияние на социально-психологический климат коллектива и межличностные отношения работников. Были получены данные по 7 социально-психологическим методикам диагностики, которые подробно интерпретируются с точки зрения корреляционного анализа, описательных статистик по исходной матрице исследования. Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что личностные особенности, коммуникативные способности и лидерский потенциал руководителя организации влияют на формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива и межличностных отношений работников.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.
В приложении матрицы исходных данных, матрица корреляций.
Прежде всего, роль руководителей в организации состоит в том, чтобы:
- действовать от имени
- устанавливать цели
- достигать этих целей;
- поддерживать общие ценности при взаимодействии с другими организациями, клиентами, персоналом и общественностью.
Компания представляет собой нечто большее, чем просто юридическое лицо, занимающееся производством, продажей товаров и оказанием услуг для получения прибыли. Она представляет собой также совокупность принципов и убеждений работающих в этой организации людей, и характеризуется направляющими принципами, которые определяют ее видение самой себя и описывают ценности, присущие ей.
Социальная же роль руководителя -
это организация труда
а) результат этого труда был востребован обществом и, следовательно, принес прибыль работодателю;
б) труд служил работникам достаточным источником средств для достойного существования;
в) труд был достаточно безопасным и не вредил их здоровью.
Если ненадлежащим образом исполняет
свою социальную роль руководитель (неправильная
бизнес-политика, банкротство, неплатежи
зарплаты, нарушение норм охраны труда
и экологии и т.п.), то негативные
последствия этого имеют
Следовательно, социальная цена ошибки, неосторожности или злого умысла руководителя, значительно выше цены ошибки, неосторожности или злого умысла работника. Поэтому и ответственность руководителя за последствия его действий должна быть существенно выше, чем аналогичная ответственность работника. Этим и определяется необходимость установления ответственности руководителя предприятия перед обществом.
Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов группы обычно осуществляется и через официально назначенных лиц — руководителей, и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Авторитет лидера в группе обычно не менее силен, чем авторитет руководителя. Лидер в состоянии поднять, увлечь членов группы на любое дело. Нужен ли лидер и группе и почему он появляется в ней?
Права, данные руководителю группы, не всегда достаточны для того, чтобы в любой момент деятельности побудить член он группы на совершение нужных поступков. В жизни любой группы немало таких моментов, когда нужно убеждать, а не приказывать, просить, а не распоряжаться, и здесь лидер незаменим. В роли лидеров могут выступать и официальные руководители групп, но на практике это случается редко, так как качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда прямо противоположны. Например, задача руководителя в конфликтной ситуации, мешающей работе, заключается в том, чтобы снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права, данные руководителю, иногда допускают делать это ценой ущерба, наносимого некоторым личным интересам отдельных членов группы. В этой же ситуации задача лидеров будет совсем иной: снять конфликт путем принятия во внимание личных интересов каждого участника. даже ценой нанесения некоторого ущерба работе. В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в хлопотах лидера — человек со всеми его эмоциями. Далеко не все руководители, успешно справляющиеся с «деловыми» функциями, столь же уютно чувствуют себя, когда в группе возникают проблемы межличностных отношений. Часто хороший руководитель является посредственным лидером, и наоборот.
Но при всех условиях лидер в группе нужен. Его необходимость диктуется тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: деловые и личные. Если каждая из них не отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе, противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такая группа не сможет успешно работать, никогда не станет высокоэффективной. Это обстоятельство и требует наличия в группе лидера наряду с официальным руководителем.
Прежде чем рассмотреть вопрос о соотношении руководства-лидерства в коллективе, следует отметить, что разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникновения, имеют и важные черты общности — наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов, множество общих социально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентировано устанавливаемые подразделения, отделы. Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки — так называемые клики и подклики, между которыми устанавливаются довольно сложные отношения. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто — многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно — крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций — одна из важнейших проблем и трудностей управления; она будет рассмотрена ниже. Здесь же следует отметить главное: наличие двух типов организации групп — формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими — механизмов формального и неформального управления. Это — и причина двух типов лидерства — формального и неформального. Они могут вступать в сложные отношения — или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать. Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения отношений доминирования — подчинения. Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управления ею. В русском языке, в отличие, например, от английского, для обозначения неформального лидерства чаще употребляется, просто понятие лидерства, а для обозначения формального лидерства — понятие руководства. Хотя термин leadership буквально означает «лидерство», он предполагает синонимичное использование для обозначения и лидерства, и руководства [19, c.502].