Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 12:47, дипломная работа
Актуальность проблемы. Управленческая деятельность - одна из важнейших форм социальной активности. Форма атрибутивная, так как она неизбежно присутствует в каждом социальном акте. Проблема личности руководителя и его коммуникативных свойств является весьма актуальной и значимой при анализе основных проблем взаимодействия людей, включенных в совместную деятельность.
Введение 4
Глава 1. Управление коллективом как процесс 4
1.1. Понятие управления группой 9
1.2. Соотношение понятий "лидерство-руководство" и роль руководителя в становлении коллектива 12
1.3. Гендерные различия у руководителей организации…………………15
1.4. Выводы по главе 1 18
Глава 2. Стили и типологии руководства организацией 19
2.1. Стили руководства 19
2.2. Типологии управленческих ролей 22
2.3. Особенности влияния личности руководителя на социально-психологический климат коллектива и межличностные оношения сотрудников 25
2.4. Выводы по главе 2 47
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе 49
3.1. Программа эмпирического исследования 49
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
3.3. Выводы по главе 3 69
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложения…………………………………………………………………...81
Телефон налагает на того, кто им пользуется, и ряд иных требований. Ваш собеседник не может оценить, ни во что вы одеты, ни выражения вашего лица, ни интерьера помещения, где вы находитесь, ни других невербальных аспектов, которые помогают судить о характере общения. Однако есть невербальные стимулы, которыми можно манипулировать в общении по телефону, к ним относятся: момент, выбранный для паузы и ее продолжительность; молчание; интонация, выражающая энтузиазм и согласие или обратные реакции. Много значит, как быстро человек снимает трубку - это позволяет судить о том насколько он занят, до какой степени заинтересован, чтобы ему позвонили.
Итак, мы рассмотрели формы деловой коммуникации руководителей. Мы можем сделать вывод о том, что деловая коммуникация является важной сферой профессиональной деятельности руководителя.
Таким образом, социально-психологический климат- это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). Характер социально-психологического климата зависит в целом от степени развитости коллектива. Существует прямая положительная связь между социально-психологическим климатом коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи людей. Межличностные отношения объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. На содержательном уровне межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга.
Существует четыре основных подхода к разработке этих теорий, четыре группы концепций лидерства:
- теория черт,
- поведенческий подход,
- ситуационный подход,
- теория адаптивного руководства.
Эти подходы характеризуют и разные этапы развития данной проблемы: она эволюционировала от первого подхода к четвертому.
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей управленческого общения и социально-психологического климата коллектива
3.1. Программа исследования.
Эмпирическое исследование проводилось в марте -апреле 2010 года на базе ЗАО «Тандер».
В соответствии с данными, полученными в ходе теоретического анализа, была сформулирована цель и выдвинута гипотеза проводимого эмпирического исследования.
Объект исследования: сотрудники в возрасте от 24 до 60 в количестве 30 человек.
Предмет исследования: личностные особенности и лидерский потенциал руководителя организации его стиль руководства, особенности социально-психологического климата коллектива и межличностных отношений сотрудников коллектива.
Цель исследования: выявить и проанализировать личностные особенности, коммуникативные способности, типичный стиль руководства и лидерский потенциал руководителя организации, оказывающие влияние на социально-психологический климат коллектива и межличностные отношения работников.
Задачи исследования:
Для реализации цели диагностического этапа в ходе проведения исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
Гипотеза исследования: мы выдвигаем предположение о том, что личностные особенности, коммуникативные способности и лидерский потенциал руководителя организации влияют на формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива и межличностных отношений работников.
Описание методик исследования:
1. Для исследования
особенностей личности
Руководителю предлагалось ответить на 105 вопросов каждый из которых имеет три варианта ответа. Предлагалась следующая инструкция: «Перед Вами ряд вопросов, цель которых выяснить Ваши взгляды и интересы. Отвечая на каждый вопрос Вы можете выбрать один из трёх вариантов ответа: а), в) или с).
Личностный опросник Раймонда Кеттела 16 PF (шестнадцать личностных факторов»), содержащий 16 шкал-факторов, относится к наиболее распространенным психодиагностическим инструментам. Его применение позволяет оценить такие качества личности, как критичность, замкнутость, эмоциональную холодность – добродушность, общительность; интеллектуальное развитие; эмоциональную устойчивость; склонность к подчинению – доминированию (властвованию) в социальных отношениях; осторожность и сдержанность – оптимистичность, бодрость и энергичность; низкий моральный контроль, несоблюдение общепринятых норм и правил поведения – высокий моральный контроль и т.д.
Поскольку шкалы, факторы методики тесно переплетаются можно выделить определённые блоки для интерпретации результатов:
Интеллектуальное развитие – факторов В, I , M, N, Q1.
Коммуникативная сфера – факторы А, Е, F, H, L,N,O, Q2.
Эмоционально – волевая сфера – факторы C, E, F,G,H, I, O, Q2, Q3, Q4. Лидерские качества – факторы Е, Q2.
Способность к соблюдению общественных моральных норм – факторы E, G, Q3.
2. Для оценки устойчивых
психологических свойств,
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Опросник построен так, что суждения, направленные на выявление какого - либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений.
Сотрудником предлагалось внимательно прочесть список характеристик и определить соответствие их представлению о себе. Если есть соответствие, то отмечать соответствующую характеристику крестиком или с помощью слова "ДА", если нет соответствия - ничего не ставить. После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантами межличностного взаимодействия. Для этого используется ключ, с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров в каждом, формирующие 8 октантов. Количество зачеркнутых испытуемым номеров в каждом блоке вносится в таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант стиля межличностного поведения.
Полученные баллы
по каждому блоку ответов
3. Для выявления преобладающего
стиля руководства:
Сотрудникам была предложена следующая инструкция: «Вам будет предложено 16 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике - по 3 вариантов ответа. Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят и отметьте их. Просим быть искренними».
4. Для диагностики
коммуникативных способностей
5. Методика определения лидерского потенциала личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) состоит из 50 вопросов и позволяет оценить степень выраженности лидерства.
Этапы исследования:
Для подтверждения выдвинутой
гипотезы была построена
Этап 1. март 2010 г. изучение личностных особенностей, коммуникативных способностей и лидерского потенциала руководителя организации.
Этап 2. март 2010 г. исследование особенностей социально-психологического коллектива, межличностных отношений и коммуникативной деятельности работников.
Этап 3. апрель 2010 г. оценка преобладающего стиля управления у руководителя: директивного, коллегиального или либерального.
Этап 4. апрель-май 2010 г. Обобщение результатов исследования и разработка практических рекомендаций.
3.2. Анализ и интерпретация
результатов эмпирического
В результате применения опросника Р. Кеттела «Методика многофакторного исследования личности» (№105) были обработаны и получены следующие результаты.
Рис. 1. Личностный профиль руководителя по результатам многофакторного опросника Кеттелла.
Психологический портер руководителя организации:
На основе описательных статистик мы получили следующие результаты: наиболее существенные отличия от среднестатистических результатов (6 стенов) наблюдаются по факторам А (замкнутость – общительность), C (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость), Е – подчиненность – доминантность; G – подверженность чувствам – высокая нормативность поведения; Н – робость - смелость; I – жесткость – чувствительность и Q3 – низкий самоконтроль – высокий самоконтроль.
Высокие оценки по шкале G (9,73) характеризует испытуемого как человека, склонного осознанно соблюдать нормы и правила, настойчивую в достижении цели, точную, ответственную, с деловой направленностью.
Высокие оценки по шкале С (9,57) свидетельствуют о высокой силе «Я». Руководитель характеризуется эмоциональной устойчивостью; выдержанностью; спокойностью, трезвым взглядом на вещи. Он выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность.
Высокие оценки по шкале Н (9,37) свидетельствуют о том, что руководителю свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами. Он склонен к риску, держаться свободно, расторможено.
Высокие оценки по шкале А (8,87) свидетельствуют о том, что руководитель открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции живо, откликаются на события.
Высокие оценки по шкале I (7,37) свидетельствуют о стремлении к покровительству, развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.
Высокие оценки по шкале E (7,033) свидетельствует о том, что руководитель властный, независимый, самоуверенный. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтен, своенравен.
Высокие оценки по шкале Q3 (8,47) говорят о том, что руководитель является активным лидером, поскольку обладает высоким самомнением, способна контролировать свои эмоции и поступки, целенаправлен, у него выражена волевая составляющая личности.
Таким образом, руководитель организации характеризуется следующими личностными чертами:
Он склонен осознанно соблюдать нормы и правила, настойчив в достижении цели, точен, ответственен, с деловой направленностью. Характеризуется эмоциональной устойчивостью; выдержанностью; спокойностью, трезвым взглядом на вещи. Он выдержан, работоспособен, эмоционально зрел, реалистически настроен. Он способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У нго отсутствует нервное утомление. Ему свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами. Он склонен к риску, держится свободно, расторможено. Он также открыт и добросердечен общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранений конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события. У него наблюдается стремление к покровительству, развита способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя коллегиальный стиль руководства, борется за более высокий статус. Руководитель способен быть эффективными лидером, поскольку обладает высоким самомнением, способен контролировать свои эмоции и поступки, целенаправлен, у него выражена волевая составляющая личности.