Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 12:47, дипломная работа
Актуальность проблемы. Управленческая деятельность - одна из важнейших форм социальной активности. Форма атрибутивная, так как она неизбежно присутствует в каждом социальном акте. Проблема личности руководителя и его коммуникативных свойств является весьма актуальной и значимой при анализе основных проблем взаимодействия людей, включенных в совместную деятельность.
Введение 4
Глава 1. Управление коллективом как процесс 4
1.1. Понятие управления группой 9
1.2. Соотношение понятий "лидерство-руководство" и роль руководителя в становлении коллектива 12
1.3. Гендерные различия у руководителей организации…………………15
1.4. Выводы по главе 1 18
Глава 2. Стили и типологии руководства организацией 19
2.1. Стили руководства 19
2.2. Типологии управленческих ролей 22
2.3. Особенности влияния личности руководителя на социально-психологический климат коллектива и межличностные оношения сотрудников 25
2.4. Выводы по главе 2 47
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе 49
3.1. Программа эмпирического исследования 49
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
3.3. Выводы по главе 3 69
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложения…………………………………………………………………...81
Мы можем предположить, что руководитель успешно справляются со своими обязанностями по управлению персоналом.
В результате применения методики определения лидерского потенциала личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) были обработаны и получены следующие результаты: руководитель обладает высокой степенью выраженности лидерских способностей и демонстрирует высокий лидерский потенциал (38 баллов).
В результате применения методики диагностики коммуникативных и организаторских склонностей КОС-2 для диагностики коммуникативных способностей руководителя и сотрудников исследуемого коллектива мы получили следующие результаты:
Рис. 2. Гистограмма соотношения коммуникативных и организаторских склонностей руководителя и подчиненных
Среднегрупповой результат
выборки испытуемых уровня развития
коммуникативных склонностей
Мы можем сделать вывод, что руководитель является хорошим организатором и обладает высокой коммуникабельностью. У него развиты умение чётко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу.
Далее при поведении эмпирического
исследования мы выявили и проанализировали
особенности социально-
В результате применения опросника Т.Лири "Диагностика межличностных отношений" были получены следующие результаты, которые представлены в таблице.
Таблица значений
диагностики межличностных
Шкала (Тип отношения к окружающим) |
Среднее значение |
I |
3,8 |
II |
6,2 |
III |
5,8 |
IV |
4,4 |
V |
3,6 |
VI |
3,8 |
VII |
4,8 |
VIII |
5,5 |
Рис. 3. Таблица распределения баллов по опроснику Т.Лири.
В зависимости от количества баллов, набранных испытуемыми, и на основании обобщения данных были определены преобладающие тенденции сотрудников в межличностных отношениях. Наглядно результаты можно представить на диаграмме.
Рис. 4. Диаграмма соотношения октантов по методике Т.Лири в исследуемом коллективе
Типы отношений к окружающим:
I-авторитарный V-подчиняемый
II-эгоистический VI-зависимый
III-агрессивный VII- дружелюбный
IV-подозрительный VIII-альтруистический
Как свидетельствуют данные, представленные на рис. 3, практически все сотрудники данного коллектива характеризуются как уверенные в себе, своих поступках, ответственные люди (II, III –шкалы). Именно такие сотрудники четко ориентированы на цель, обладают даром убеждения и, обычно, эффективно взаимодействуют с другими. В тоже время для некоторых сотрудников характерно стремление полагаться только на свое мнение, не умение прислушиваться к другим. В оценке окружающих у этих сотрудников отмечается некоторая прямолинейность, резкость. Другой общей особенностью поведения работников является настойчивость и упорство в достижении цели, энергичность, активность. Высокие показатели по VII и VIII шкалам показывают, что у большинства сотрудников развито чувство ответственности, стремление к сотрудничеству они отзывчивы к окружающим, стремятся помочь им по возможности, бескорыстны. Доброе эмоциональное отношение к людям проявляется в симпатии, сострадании. Это свидетельствует, о высоком уровне развития коммуникативных способностей у данных сотрудников и о хороших межличностных отношениях в коллективе.
В результате анализа данных, полученных в ходе исследования с использованием методики диагностики стилей руководства А.Л. Журавлёва, были получены следующие результаты, которые представлены в таблице.
Стиль руководства |
Среднее значение |
Директивный |
1.30 |
Коллегиальный |
4.7 |
Либеральный |
1.05 |
Рис.56 . Таблица значений диагностики стилей руководства в исследуемом коллективе
Преобладающим стилем руководства исследуемого коллектива является коллегиальный стиль управления, что свидетельствует о высоких показателях профессиональной компетентности сотрудников, наличии организаторских и морально психологических качеств коллектива.
С точки зрения оценки самого
руководителя при
С точки зрения оценки
Рис. 6 .Среднегрупповые результаты оценки стиля руководства
В результате анализа данных, полученных в ходе исследования с использованием экспресс-методик диагностики социально-психологического климата коллектива О.С.Михалюка и А.Ю.Шалыто мы сделали следующие выводы.
По формуле высчитаны средние оценки по выборке.
Σ (+) – Σ(-)
Критерий = n, где Σ(+) – количество положительных
Согласно формуле:
Эмоциональный компонент = 0,53
Когнитивный компонент = 0,50 ———•———•———
Поведенческий компонент = 0,13 -1 0 +1
При обработке данных по данной методике получились следующие результаты: 35,64% сотрудников оценивают социально-психологический климат своего коллектива как благоприятный, 64,36% - как неустойчиво благоприятный. Необходимо отметить, что ни один член организации не считает климат коллектива неблагоприятным.
Экспресс – методика позволила оценить три компонента социально психологического климата:
Полученные значения позволяют охарактеризовать социально-психологический климат рассматриваемого коллектива как положительный, в целом благоприятный.
Рис. 7. Гистограмма соотношения компонентов социально-психологического климата коллектива
Таким образом, сотрудники
положительно оценивают социально-
Исследование взаимосвязи между личностными чертами и коммуникативными качествами у работников
В данном исследовании нами
использован коэффициент
Мы выявили взаимосвязь возраста и уровня развития коммуникативных склонностей работников (-0,552). Чем старше сотрудники, тем ниже у них у них уровень развития коммуникативных склонностей. Эти взаимосвязи можно объяснить тем, что с возрастом накапливается определенный опыт проведения деловых бесед, переговоров и совещаний, и таким образом, у членов коллектива появляется определенный стереотип поведения с партнерами, доводимы до автоматизма, при котором высокий уровень коммуникативного контроля уже не требуется.
Мы выявили взаимосвязь фактора С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость) и уровня развития коммуникативных (0,529) и организаторских (0,441) склонностей. Следовательно, чем руководитель проявляет эмоциональную устойчивость; выдержанность; спокойность, чем более он выдержан, работоспособен, реалистически настроен, тем лучше развито у нее умение слушать собеседника и более высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей. Можно предположить, что данные черты личности во многом определяют успешность деловой коммуникации руководителя.
Мы выявили взаимосвязь фактора Н (робость-смелость) и уровня развития коммуникативных склонностей (0,386). Следовательно, чем больше испытуемым свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами, склонность к риску, тем выше у испытуемых развитие коммуникативных склонностей.
Мы выявили взаимосвязь фактора О (уверенность в себе – тревожность) и уровня развития коммуникативных склонностей (-0,466). Следовательно, чем более уверенным в себе, ассертивным является руководитель, тем более развиты у него коммуникативные склонности.
Мы выявили взаимосвязь фактора Q4 (расслабленность – напряженность) и развития коммуникативных склонностей (-0,408). Чем более расслабленным, не испытывающим нервно-психическое напряжение, будет руководитель, тем выше у него уровень развития коммуникативных склонностей.
Исследование влияния лидерского потенциала руководителя на социально-психологический климат коллектива и межличностные отношения работников
В данном исследовании нами
был использован метод
С помощью факторного анализа мы установили влияние лидерского потенциала руководителя на социально-психологический климат коллектива и межличностные отношения работников.
В результате проведения факторного анализа мы выявили, что фактор лидерства влияет на проявление директивного стиля руководства (F=3,556 при р=0,030): руководитель проявляет свой лидерский потенциал, используя способы и приемы директивного стиля руководства.
Мы выявили также, что
фактор лидерства влияет на эмоциональный
компонент социально-
В результате проведения факторного анализа мы выявили, что лидерство влияет на когнитивный компонент социально-психологического климата коллектива работников (F=1,608 при р=0,023): руководитель заботится о том, чтобы все члены коллектива знали свои главные и определяющие качества и предпочтения, направляя свои лидерские качества для достижения согласования предпочтений между членами коллектива.
В результате проведения факторного анализа мы выявили, что фактор лидерства влияет также на агрессивный тип межличностных отношений (F=3,444 при р=0,034). руководитель направляет свои лидерские качества для снижения проявлений агрессивности (вербальной и косвенной) внутри коллектива.
В результате проведения факторного анализа мы выявили, что фактор лидерства влияет на дружелюбный тип межличностных отношений (F=1,521 при р=0,026. Руководитель направляет свои лидерские качества для установления дружелюбных и доброжелательных взаимоотношений между коллегами.
Таким образом, проведенный факторный анализ позволил выявить влияние лидерских качеств руководителя на социально-психологической климат и межличностные отношения работников.
3.3. Выводы по главе 3
Мы достигли поставленной
цели: выявили и проанализировали
личностные особенности, коммуникативные
способности и лидерский