Исторические предпосылки развития социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.
При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части.

Файлы: 1 файл

Зар соц психология.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Суть заключается в  том что она (модель) позволяет  установить эту связь между поведением, мыслями и чувством.

Трансактный анализ это психотерапевтическая методика группового и личностного роста  разработанная Э. Берном в 1898году.

Теория Берна основана на процедуре анализа структуры  личности. Под трансакцией понимается единица общения, которая является стимулом, т.е. обращением к другому человеку или ответом (реакцией) на это обращение. Еще Берн выделил два типа Родителя и два типа Ребенка.

Адаптивный ребенок  и Свободный ребенок два типа.

Их отличие когда  будучи взрослым по возрасту , человек проигрывает способы поведения которым следовал в детстве, чтобы оправдать ожидание родителей, в этот момент он находиться в эго состоянии адаптивного Ребенка.

Когда человек проигрывает  способы поведения в которых  бунтовал против своих родителей (вел себя так как хотел) то в этот момент человек находиться в эго состоянии Свободного Ребенка.

Два типа родителей: Контролирующий Родитель, и Воспитывающий Родитель. Когда человек в своей жизни повторяет своих родителей когда они говорили что он должен делать и как он должен делать, критиковали ребенка. В этом момент чел находиться в состоянии Контролирующего Родителя. Когда он проигрывает состояние когда родители заботились о нем , утешали, в этом момент он находится в Воспитывающем Родителе.

В данной модели любое  поведение характеризуется как  Взрослого, если оно является реакцией на ситуацию Здесь и Сейчас с использованием всех ресурсов взрослой личности.

Чтобы узнать в каком  состоянии находится человек  необходимо проанализировать его.

Берн выделил четыре способа распознавания: поведенческий диагноз, Социальный диагноз,

Исторический  диагноз, Феноменологический диагноз.

Поведенческий диагноз – происходит наблюдение за поведением человека. Делается вывод в каком состоянии он находится на основании слов, тона голоса, жестов, положения тела и выражению лица.

При Социальном диагнозе – наблюдается как другие люди обращаются из своих Эго состояний которые дополняют Эго состояние исследуемого.

Исторический  диагноз – здесь задается вопрос о том каким был человек в детском возрасте, а так же спрашивается о его родителях. Здесь появляется возможность двойной перепроверки функциональных эго состояний человека, а так же есть возможность узнать саму структуру эго состояния, т.е. на основании чего вызвано это состояние.

Феноменологический  диагноз – является итоговым диагнозом и носит описательную структуру всех предыдущих трех способов.

Чаще всего  трансакции проявляются в социальном общении и коммуникации.

Есть Параллельные трансакции это Р-Д и Д-Р (родитель – дитя и дитя – родитель) Есть еще Свободный ребенок и Заботливый Родитель.

Параллельная Трансакция это когда векторы параллельны друг другу, а эго состояния в которые они направлены являются источником реакции.

Для параллельных трансакций есть правила – параллельная ТА имеет элемент ожидания, т.е. вполне очевидно что любой разговор подходит к концу, но до того как ТА остаются параллельными ни что не может прервать чередования стимулов  и реакция.

Пересекающиеся ТА

Это например так Д-Р  и В-В (дитя родитель и взрослый – взрослый) здесь векторы не параллельны друг другу а эго состояние не является источником. Когда ТА пересекаются есть возможность что человек получающий пересекающую ТА перейдет в эгосостояние – в которое была направлена ТА. 

При пересекающейся ТА происходит разрыв коммуникация и для ее восстановления или одному или двум людям необходимо изменить свое эгосотояние.

Скрытые  двойные  трансакции – здесь одновременно передаются два сообщения, одно из них отрытое, другое скрытое, либо сообщение психологического уровня. Наиболее часто встречающаяся ТА это: параллельная ТА В-В и скрытая ТА  Р-Д. Именно на психологическом уровне существует взаимодействие родителя и ребенка. Такая скрытая ТА называется еще и двойной. Достаточно часто это реализуется между начальниками и подчиненными. Когда начальник обращается к подчиненному вроде как с позиции взрослого, но на самом деле он скрытно обращается с позиции Взрослого.

Скрытая угловая  ТА – например В-В и частично скрытая В-Д и не скрытая обратно Д-В. Здесь человек может обращаться к другому как взрослому, но скрыто обращается как к ребенку, это говорит о том что обращающийся надеется на то что ему ответит как ребенок, т.е. он не хочет обращаться как взрослому. Здесь вступает правило: Поведенческий результат скрытой ТА определяется на психологическом , а не на  социальном уровне. Когда люди обращаются на двух уровнях, все что происходит с ними является результатом скрытых сообщений. По Берну – если вы хотите понять других людей вы должны уделять внимание психологическому уровню коммуникаций. На социальном уровне сообщение передается словами, а для того, что бы понять что происходит на социологическом уровне, необходимо наблюдать за невербальным сигналами.

Поглаживания – еще один вариант ТА. По Берну это вербальные и невербальные, позитивные и негативные, условные и безусловные.

Невербальные  поглаживания – помахивание рукой, похлопывание, пожатие руки.

Вербальные – похвала, комплименты, и т.д.

Позитивные – получатель испытывает приятные чувства и при Негативных наоборот. (например: Лесть относиться к негативным поглаживаниям) но человек такое существо, что поглаживание ему лучше чем без них.

Условные поглаживание – связано с тем что вы делаете

Безусловные – что вы есть (пример: хиппи пришел на свидание в костюме в костюме будет считаться условным поглаживанием и наоборот)

Фильтр поглаживаний по Берну 

Когда кто нибудь получает поглаживание которое не входит в  его ожидания, возможно игнорирование  или преуменьшение этих поглаживания , т.е. отфильтрование.

Критерий поглаживания предназначен для поддержания существующего представления о нас самих, т.е. это наша Я концепция.

Все состояние существую  в нас  постоянно и могут меняться часто, но одно из этих состояний является ведущим, в зависимости от стратегии.

 

22. Подход К.Хорни

 В теории Хорни  биологическая ориентированность,  характерная для классич. психоанализа , заменяется социокультурной, присущей  неофрейдизму. С точки зрения  Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

По Хорни, выраженная базальная  тревога у ребенка ведет к  формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной  тревогой, ребенок прибегает к  защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций. Это избыточные потребности 1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости.

Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию  межличностных отношений с целью  достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.

Подход К. Хорни радикально отличается от подхода 3. Фрейда своим  оптимизмом. Несмотря на то, что она  считает фундаментальный конфликт более разрушительным, чем 3. Фрейд, ее взгляд на возможность его окончательного разрешения более позитивен, чем у него. Развитая К. Хорни конструктивная теория невроза до сих пор остается непревзойденной по широте и глубине объяснения невротических конфликтов. ХОРНИ, КАРЕН (Horney, Karen) (1885–1952), американский психолог. Родилась в Гамбурге (Германия) 16 сентября 1885. Степень доктора медицины получила во Фрайбургском университете в 1913, преподавала в Берлинском психоаналитическом институте (1920–1932). Перехав в Соединенные Штаты в 1932, стала одним из руководителей Чикагского психоаналитического института. В 1941 основала Американский психоаналитический институт. В отличие от Фрейда, связывавшего происхождение неврозов с детской сексуальностью, Хорни настаивала на необходимости знать «существующие в настоящем бессознательные тенденции, их функции и взаимосвязь с другими, актуальными в данный момент, тенденциями, – импульсами, страхами, защитными механизмами». Согласно Хорни, все неврозы обусловлены «базисной тревогой», уходящей корнями в дефицит любви и уважения в детстве. У ребенка, который никогда не ощущал подлинного тепла и привязанности, будет развиваться «реакция ненависти» – подозрительное или недоброжелательное отношение к родителям и всем окружающим. Поскольку малыш зависит от взрослых, его враждебность вытесняется и переживается как тревога. Если более благоприятный опыт не сформируется, такой ребенок не только сам останется в тревожном состоянии, но и начнет проецировать свою тревогу на внешний мир. Среди главных трудов Хорни – Невротическая личность нашего времени (The Neurotic Personality of Our Time, 1937), Новые пути в психоанализе (New Ways in Psychoanalysis, 1939), Самоанализ (Self-Analysis, 1942), Наши внутренние конфликты (Our Inner Conflicts, 1945), Неврозы и развитие человека (Neurosis and Human Growth, 1950). Умерла Хорни в Нью-Йорке 4 декабря 1952.

 

23. Идеографический подход  к исследованию личности Дж. Оллпорта.

Крупной работой, вышедшей далеко за рамки позитивизма, содержащей многие идеи, разрабатывавшиеся позже гуманистической психологией, была книга Г. Оллпорта «Личность: психологическая интерпретация», вышедшая в 1937 году.  Оллпорт представил в ней теорию, согласно которой личность представляет собой открытую психофизиологическую систему, особенностью которой является стремление к реализации своего жизненного потенциала. Личность человека, по Олпорту, — это динамическая организация внутри индивида особых мотивационных систем, установок и личностных черт, которые определяют уникальность его взаимодействия со средой. Оллпорт подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей и выдвинул положение о том, что мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от сознательной регуляции и функционировать относительно самостоятельно (принцип функциональной автономии).

Центральными идеями творчества Г.Оллпорта являются: (1) идея становления человека; (2) антинатуралистический подход к анализу первых лет жизни человека; (3) идея возможности перестроения психофизического единства, образующего человеческую личность; (4) идея взаимодействия социальных и биологических факторов развития в онтогенезе.

В ходе жизни исходные биологические диспозиции человека перестраиваются, трансформируются в мотивационные установки, которые, в свою очередь, оказываются доминантами поведения, проявлением становления является рост сознательности установок. Если на начальных этапах жизни человек зависит от своих влечений, то по мере становления личности эти влечения сами попадают в зависимость от интересов личности. «Черты» личности являются результатом ее становления; они приобретают автономию по отношению к этому процессу и вместе с тем оказываются внутренним регулятором, объединяющим различные стороны психического мира личности, обнаруживают значение обобщенного принципа ее жизнедеятельности. Оллпорт пишет, что «черта - это генерализованная и сфокусированная нейрофизическая система (характерная для индивида), обладающая способностью находить функциональный эквивалент многим стимулам, возбуждать и направлять совместные формы адаптивного и экспрессивного поведения». Родственными понятию «черт» он считает: «эго-систему» Коффки; «общую установку» и «генерализованную привычку» Дьюи; «идеал» и «способ приспособления» К.Левина; «интегрированную потребность» Мюррея; «склонность» Лазурского; «стиль жизни» А.Адлера.

Оллпорт внес в свое исследование и в психологию в целом  методологический принцип неофеноменализма, разработанный философом науки Виндельбандом. Дж. Келли пишет: «Принимая сделанное Виндельбандом разграничение номотетических и идиографических дисциплин, но не как конкретную классификацию, а как полезную абстракцию, он отстаивает расширение психологии, с тем, чтобы включить в ее состав идиографию». Виндельбанд считал, что номотетические дисциплины используют методологию точных наук для открытия общих законов, а идиография является гуманитарной по преимуществу описательной дисциплиной. Оллпорт считал, что социальная психология, изучающая человечество, должна быть номотетической дисциплиной, а изучение психологии отдельного человека должно включать идиографический подход. При этом полученные идиографические описания отдельных случаев должны были становиться основой для построения научных гипотез, определяющих смысловые связи  в более широких общностях. Современная философия науки видит в теории Оллпорта  достаточно удачную попытку связи идеографического и номотетического подходов к психологии: реальная сопряженность индивидуализирующих и обобщающих характеристик личности выявляется самим процессом ее становления и развития. В отечественной психологии близкие идеи о содержании жизненного пути личности в 20-30 г.г. развивал и представил в «Основах общей психологии в 1935г. С.Л. Рубинштейн.

Информация о работе Исторические предпосылки развития социальной психологии