Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:48, реферат
История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.
При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части.
24.Феноменология Р.Мэя.
Ролло Мэй- американский психотерапевт экз. психологию он пронес через себя. Как большинство психологов он не собирался заниматься психологией. С ним однажды случилось несчастье, он заболел туберкулезом. В 1940 годы эта болезнь считалась почти не излечимой. В основном врачи могли только поддерживать здоровье. В то время у него была жена и сын. С мыслями что он не может обеспечить семью и заниматься какой либо деятельностью что бы заработать деньги. Он испытывал тревогу по этому отношению. В пансионате он обратил внимание что люди делятся на две категории, одни умирают, а другие при равноценном лечении выздоравливают. Он стал наблюдать за этими людьми и заметил что люди которые понимают конечную данность смерти и борются – выздоравливают, а люди которые опускают руки – умирают. Отсюда стала полноценно формироваться его экз. теория. Основным понятием в его теории была Тревога. Многие теории говорят о том что высокий уровень тревожности указывает на наличие тревожности или другой психопатологии .Сам Мэй тоже испытывал тревогу. По его мнению тревога это движущая сила человека, тревога появляется у человека каждый раз, когда у человека возрастает чувство неопределенности, неуверенности и зыбкости своего бытия. Смерть это безусловная составляющая человеческой жизни. Он говорил что человек рано или поздно встретиться с ней. Неспособность признать смерть помогает временно избавиться от тревоги или страха небытия. Его теория постоянно видоизменялась и позднее в 60х годах он говорил что тревога это субъективное состояние личности которое понимает что ее состояние может быть разрушено (она может превратиться в ничто) . И еще позднее в 68 году он сказал что тревога это опасение вызванное угрозой, каким то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности, т.е. тревога это ощущение угрозы направленной на важные для человека ценности, поэтому человек испытывает тревогу когда осознает что его существование и какие то ценности которые отождествляются с существованием могут быть уничтожены.т.е. с точки зрения Мэя человек вообще живет в век тревоги, испытывает ее постоянно и это вообще нормально, Она не только касается смерти, тревога возникает тогда , когда человек встречается с препятствиями на пути реализации своих планов и возможностей, т.о. данное сопротивление может стать причиной застоя и упадка, а может стимулировать изменение и рост человека и личности. ПО Мэю свобода не может существовать без тревоги, также как и тревога не может существовать без осознания возможности свободы. Становясь более свободным человек не может не испытывать тревогу, т.е. тревога может давать энергию и вкус к жизни, а может парализовать и вгонять в панику.
Мэй выделил два уровня тревоги: Нормальная тревога. Невротическая тревога.
Нормальная тревога – не один человек не может избежать ее воздействия, расти и пересматривать свои ценности, а это происходит у человека всегда. Пересматривать свои ценности это значит испытывать нормальную конструктивную тревогу. Мэй определил нормальную тревогу как тревогу пропорциональную угрозе не вызывающую подавления и которую можно конструктивно противостоять на сознательном уровне.
По мере развития человека постоянно меняются его жизненные ценности, каждый раз человек поднимается на новую ступень, на каждой ступени он испытывает нормальную тревогу. Любой рост состоит в отказе от прежних ценностей, именно этот отказ порождает тревогу, т.е. тревога сопровождается трепетом перед отрывающимся в перспективе изменениями, но тревога остается нормальной до тех пор пока она пропорциональна угрозе. Пример человек жениться и возникает тревога – как там сложиться его жизнь, шаг совершен, а что будет дальше. Как только тревога оказывается непропорциональной угрозе, то тревога превращается в невротическую болезнь.
Невротическая тревога – понимается как реакция не пропорциональная угрозе, вызывающая подавление и друге формы внутрипсихических конфликтов и управляется разнообразными формами блокирования действий и понимания, т.е. по Мэю если нормальная тревога проявляется, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая посещает нас в том случае, когда поставлены е под сомнения ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишает человеческое существование смысла. Невротическая тревога это сильное переживание на невротическом и психическом уровне.
Вина – По Р. Мэй выделял три типа вины, каждый который соответствуют одному из образов бытия бытия- в- мире. Умвелт, Митвелт, Егенвелт. Человек испытывает вину и вина относиться к природе бытия , а не к чувствам.
Умвелт – корениться
в недостаточном осознании
Митвелт – приходит от
осознание неспособности
Егенвелт – связан с отрицанием своих возможностей Egenwelt, а так же с неудачами на пути их реализации, т.е. этот тип вины, основан на отношениях со своим собственным Я. Данный тип вины универсален. Потому что никто из людей не может реализовать свои возможности полностью, т.е. потенциал у человека огромен, возможностей масса, но все их реализовать в этой жизни невозможно, всегда приходиться чем то жертвовать и человек испытывает вину перед самим собой.
Вина как и тревога может складываться как и позитивно, как и негативно. Если человек отказывается принять свою винную она приобретает болезненные черты, если же человек принимает себя таким как есть это способствует здоровому пониманию окружающего мира, улучшению взаимоотношению между людьми и творческому использованию своих способностей.
Интенциональность – это структура, в которой человек осмысляет свой прошлый опыт, представляет себе свое будущее. Способность делать выбор предполагает наличие данной структуры, именно на основе ее человек производит свой выбор. Вне структуры невозможен сам выбор и невозможна реализация самого выбора. Любой человеческий поступок подразумевает Интенциональность, а Интенциональность предполагает поступок. Интенциональность это структура необходимая человеку как субъекту что бы видеть и понимать окружающий мир, который является объектом.
Забота, Любовь и Воля
Забота это состояние при котором нечто имеет значение, заботиться это значит рассматривать другого человека как действительно близкое существо, т.е. принимать его боль, радость, сожаление или чувства вины как свои собственные. Забота это активный процесс. Забота и Любовь это не одно и тоже, но Забота влечет за собой Любовь поэтому любить значит заботиться видеть и принимать неповторимую личность другого человека, а также обращать внимание на его творческое развитие.
Любовь это восхищение от присутствия другого человека и признание его ценности и его развитие не мене важными чем собственные ценности и собственное развитие. Когда нет заботы не может быть и Любви, может быть только пустая сентиментальность или быстро проходящее сексуальное увлечение. Забота также является источником Воли.
Воля это способность организовать свое Я таким образом, что бы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует от человека самосознания, она подразумевает некоторую возможность и выбор. Воля дает направление и ощущение зрелости. Воля позволяет человеку реализовать себя не смотря на то что риск иногда бывает велик.
26.”Социальный
бихевиоризм” Дж. Мида как основной
теоретический источник
По собственному признанию символических интеракционистов, наиболее значимым трудом в этой области до сих пор является работа Дж. Мида «Сознание, личность и общество». Она была опубликована через три года после его скоропостижной смерти в 1931 г. В ней изложены его основные социально-психологические концепции.
При жизни Мид не опубликовал
ни одной социально-
Изложение Мидом своих концепций отличается большой аморфностью, трудным стилем, отсутствием четких формулировок и ссылок на эмпирические исследования. Как отмечает Абельс, по ходу лекций Мид сам многократно перестраивал свою теорию, и поэтому в ней не так просто разобраться. Некоторые места в книге часто повторяются, понятия каждый раз интерпретируются по-новому, что значительно затрудняет систематический анализ социально-психологических идей Мида. Именно этим отчасти можно объяснить большое число работ в области символического интеракционизма, посвященных просто изложению и интерпретации концепций Мида. Характеризуя его научное наследие, ученик Мида А. Стросс в связи с этим отмечает: «Дж. Мид предлагает нам не столько какие-то конкретные гипотезы и даже не теорию, а довольно абстрактную систему понятий, которая, если ею заняться серьезно и последовательно, неизбежно вызовет такую постановку проблем и направление исследований, которые не могут предложить никакие другие конкурирующие точки зрения».
До своей кончины Мид был известен в основном в Чикагском университете, возможно, из-за отсутствия собственных публикаций. Позже идеи Мида приобрели широкую известность в большой степени благодаря стараниям его ученика Герберта Блумера, который продолжил преподавание социальной психологии в Чикагском университете после смерти своего учителя. Несмотря на господство в то время других теорий, таких, например, как необихевиоризм Уотсона в социальной психологии и структурный функционализм Парсонса в социологии, Блумер всячески пропагандировал и подчеркивал значимость идей Мида под названием «символический интеракционизм». Блумер ввел это понятие в 1937 г., а затем оно получило широкое распространение. В 60-е годы идеи Мида в рамках символического интеракционизма стали одной из модных теорий.
Символическая коммуникация
Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, представители символического интеракционизма уделяют особенно большое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов.
По мнению Блумера, символический интеракционизм в конечном итоге базируется на трех основных предпосылках: Первая предпосылка указывает, что люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи. Под «вещами» здесь понимается все, что человек воспринимает в окружающем мире: физические предметы; других людей; социальные категории, например друзей и врагов; социальные институты — школу, правительство; идеалы — личную свободу и честность; поступки других людей — их приказы и пожелания; и ситуации, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни.
Во второй предпосылке утверждается, что значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением. Третья теоретическая предпосылка указывает, что эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей».
Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения, Мид называет «значимыми жестами» или «символами». «Жесты становятся значимыми символами, — писал он, — когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые эксплицитно они вызывают или должны вызывать у других индивидов». Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению. В связи с этим символическая коммуникация объявляется, как отмечает М. Г. Ярошевский, конституирующим началом человеческой психики. Она трактуется как главный признак, выделяющий человека из животного мира.
Представители символического интеракционизма всячески подчеркивают существование человека не только в природном, физическом, но и в «символическом окружении», а также опосредствующую функцию символов в процессе социального взаимодействия. По их мнению, в символическом взаимодействии они интерпретируют жесты друг друга, ситуацию общения и действуют на основе значений, полученных в процессе интеракции.
Процессы формирования
значений, интерпретации ситуации и
другие когнитивные аспекты
Информация о работе Исторические предпосылки развития социальной психологии