Исторические предпосылки развития социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.
При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части.

Файлы: 1 файл

Зар соц психология.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

дисциплин, так или  иначе связанных с анализом положения  человека в обществе.

 

16. Современное состояние социальной психологии в Европе.

Состояние социальной психологии в Европе конца 50—х — начала 60—х годов прошлого столетия хорошо отражает следующая цитата из книги П. Н. Шихирева.

«Трудно сказать, как  развивалась бы западная социальная психология, если бы не было второй мировой  войны. Очевидно одно — западноевропейцам  не пришлось бы 25 лет догонять США, учиться по американским учебникам и копировать американские методы исследования. В течение длительного времени США были для Западной Европы той Меккой, без паломничества в которую ученый значительно терял в авторитете. В 1963 году Ж. Стетцель в первом (!) французском учебнике по социальной психологии писал: «Современная социальная психология в ее нынешнем виде как по ближайшему прошлому, так и по сути своего развития вплоть до наших дней — почти исключительно американская наука».

С начала 70—х годов XX века в европейской социальной психологии начинают развиваться сначала критические, а затем и собственные содержательные течения и направления. Основной пафос критики, направленной в адрес  американской социальной психологии предшествующих десятилетий, одновременно явился и программным манифестом той социальной психологии, которая должна прийти ей на смену. Заокеанский вариант социальной психологии был подвергнут серьезной критике по многим важным направлениям. Критиковалась попытка предать этой науке статус естественной дисциплины, что привело к превращению ее в мозаику данных, с одной стороны, и исследовательскую технологию — с другой. Как неприемлемые были отвергнуты те модели человека, которые лежат в основе американской социальной психологии. Критике подверглось и усеченное, упрощенное понимание социального контекста, принятое в американской науке.

Стало понятно, что социальной психологии незачем продолжать свои неудачные эксперименты по превращению  в естественнонаучную дисциплину. Это бесперспективный путь. Она должна рассматривать себя в контексте культуры, реальной социально—исторической ситуации, то есть развиваться по законам гуманитарной научной дисциплины. С. Московичи, внесший значительный вклад в формирование нового, европейского взгляда на социальную психологию, отмечает следующее.«Культура создается в общении и через его посредство; организующие принципы общения отражают общественные отношения, которые в них имплицитно содержатся… Социальная жизнь является основой и общения, и идеологии. Изучение этих явлений — именно та задача, для решения которой предназначена социальная психология».

Выдвигая основные постулаты  «новой» социальной психологии, Г. Тэджфел  сформулировал ряд важных положений. По его мнению, социальная психология действительно должна стать наукой о социальном поведении человека, однако она должна отвечать ряду требований:

· учитывать  взаимосвязь поведения человека и его социального окружения;

· не претендовать на мнимую объективность, то есть независимость  от этических оценок, принятых в культуре, и собственных ценностных ориентаций исследователя;

· обязательно  включать в исследование смысловой, знаковый аспект человеческого общения, не пытаясь ограничиваться рамками  поведения;

· подчинять  метод исследования теории, целям исследования, а не наоборот;

· осознавать и учитывать общественную значимость и ответственность социально—психологических  исследований и теоретических выводов.

Таким образом, в социальную психологию с конца 60—х годов XX века начали возвращаться ценности, этическая направленность результатов, понятие общественной значимости и ответственности. Вновь, спустя много десятилетий, она стала представлять себя как культурную «силу», призванную помогать человеку и обществу развиваться. Европейская социальная психология за несколько десятилетий, последовавших за ее «Возрождением», прошла значительный путь развития, существенно обогатила и теоретический, и эмпирический, и методический багаж науки. Благодаря ей многие понятия, закономерности, разработанные и изученные в экспериментальный период, обрели новое звучание, объемность и глубину.

С конца 60—х годов XX века социальная психология активно развивается  и в России, и в странах третьего мира. В СССР возникают первые кафедры, первые отделения, а затем — и  факультеты социальной психологии. Она становится официально признанной дисциплиной, имеющей как теоретическое, так и прикладное значение. Развивается педагогическая, возрастная, промышленная, спортивная социальная психология, возникают теоретические школы, базирующиеся преимущественно на тех или иных общепсихологических отечественных подходах, таких как научные школы А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе. Как отмечает П. Н. Шихирев, советская социальная психология 60—80—х годов XX века существовала в двух измерениях: идеологическом и практическом. В своем практическом измерении она была ориентирована на изучение реальных (а не лабораторно—искусственных) процессов и явлений, что и позволило ей накопить багаж, ценный даже на уровне мировых социально—психологических достижений. Пожалуй, можно говорить о двух направлениях исследования, в рамках которых советской социальной психологией достигнуты наиболее существенные результаты: исследования коллектива и межличностного общения.

Исследования в области  общения — преимущественно теоретические, концептуальные, — опирались на отечественную социально—философскую мысль и во многом если не предвосхитили, то существенно дополнили идеи гуманистического общения, развиваемые К. Роджерсом. Понятие «общение», прочно утвердившееся в отечественной социальной психологии, по своей глубине, содержательной наполненности не имеет аналогов в англоязычной терминологии. Несомненно, его проработка в отечественной науке — важный вклад в мировую социально—психологическую мысль XX века.

Как можно охарактеризовать современное состояние социальной психологии и как науки, и как  важного культурного феномена?

Несомненно, оно очень  противоречиво. С одной стороны, социальная психология становится важным культурным явлением, мыслительной парадигмой, многое определяющей в мире современных социальных отношений. Б. Д. Парыгин следующим образом характеризует изменение роли социальной психологии на протяжении ста с лишним лет развития: «…от течения мысли и одной из составляющих в лоне других дисциплин до методолого—теоретической основы социально—психологического видения человека во всех сферах его социальной жизнедеятельности». Тенденции таким образом рассматривать роль и значение социальной психологии на современном этапе и в перспективе существуют и в американской, и в европейской, и в отечественной литературе. С другой стороны, «методолого—теоретическая основа» предполагает существование некоторой целостной теории, объясняющей социальное бытие человека, модели, описывающей важнейшие аспекты взаимоотношений человека и его социального окружения. Такой теории нет, что не мешает социальной психологии бурно развиваться как прикладной научной дисциплине и собственно гуманитарной практике. Социально—психологические идеи, социально—психологические ментальные установки активно внедряются в различные области социальной жизни человека и человечества. Теории нет, но современное культурное пространство действительно «социально—психологизируется», насыщается смыслами, установками, объяснительными схемами, характерными для социально—психологического типа мышления. Причем происходит некритическое усвоение социально—психологического содержания самого разного происхождения и направленности. Так, социально—психологические знания используются для организации более эффективного манипулятивного воздействия на мнения людей в ходе политических выборов и рекламных компаний, для обучения навыкам конструктивного разрешения конфликтов в рамках гуманистической парадигмы «выиграть — выиграть», для формирования открытой коммуникации в группах общения и управления массовым сознанием через средства массовой информации и многое другое.

 

17.Гештальтподход  в социальной психологии. Истоки, основные положения.

Родоначальниками  гештальт являются М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, Под гештальтом они понимают – специфическая организация частей, которые составляют единое целое. 1910 г. они изучают феномен восприятия, это движение которого нет. Они показали что восприятие нельзя причислять к сумме отдельных ощущений. Они обратили внимания на световую рекламу, где путем загорания лампочек появлялась картина. Человек воспринимает ее как целостную. Оно целостное является большим чем сумма ощущений. Восприятие нельзя разбить на отдельные составляющие. Первые опыты они проводили на курицах. Суть эксперимента : посыпались на определенные цвета бумаги корм. Согласно принципа фигуры и фона, фигура представляет более яркой и четкой чем фон. Человек, как, правило, представляется фигурой,  а окружающая его ситуация – фоном. В последствии появился принцип близости – который говорит о том что фигуры близкие в пространстве друг к другу – воспринимаются как объединенные  группы. Эксперименты этих господ показали, что человеческое восприятие не детерменированно суммированием внешних раздражителей, а обладает собственной организацией, т.е. в восприятии организм выбирает то что ему важно и интересно. Пример: на банкетном столе стоит еда и напитки и человек который испытывает жажду – будет видеть напитки, а который голоден – еду, т.е. человек ответствен  за то что он воспринимает и как он себя чувствует. Фигуры имеют свойства сливаться при выделении какой то одной фигуры, но на самом деле объективную картину мы видим цельную. Кофка занимался детьми и изучал восприятие цвета. Его исследования показали, что в начале дети воспринимают окружающее только как окрашенное и неокрашенное, без различение цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное как фигура. Постепенно ребенок начинает делить на теплое и холодное и в своем окружение выделяет несколько наборов фигур и фона. Постепенно ребенок через это научение начинает воспринимать все цвета. Кофка пришел к выводу что в развитии восприятие большую роль играют сочетание фигуры и фона.

Дальше пошел Курт Левин, у него образ мира (гештальт) создается путем синтеза отдельных элементов и отдельных ощущений в начале жизни, в более взрослой жизни, образ мира сразу возникает как целостный феномен. Образ мира всегда создается в данный момент (здесь и сейчас) Прошлый опыт не играет ни какой роли в создании гештальт. Гештальт создается путем инсайта, т.е. озарением. Был введен принцип изоморфизма:Тождество закономерностей в разных науках, т.е. психологические закономерности тождественны физиологическим.

Исходя из принципа изоморфизма  был поставлен круг вопросов _ личностное развитие, эффективность труда и разнообразные социальные проблемы, т.к коммуникации, личностное восприятие и т.д.

Ф. Перлз говорил о  единстве души и тела. Разделение психики  от тела, которое производится многими  направлениями психологии слишком  произвольно и слишком обманчиво. Он считал что люди функционируют из некой совокупности, упор делается на единстве организма и психики, а не на разделении. Было заявлено понятие – мудрость организма, т.е. здоровый трезвый человек способен сам себя поддерживать и регулировать, т.о. основой гештальт терапии заключалось помочь пациентам осознать себя, окружающий мир и установить контакт с собой и миром. Любой аспект с их точки зрения любой аспект поведения индивида можно рассматривать как поведение в целом т.е. как бытия человека, поэтому важно в терапии помимо действия клиента много информации дает поза, дыхание, умение двигаться и т.д. потому что душа не отделена от тела.

Один из важных аспектов это важность преимущества «как»  – перед – «почему». Человек  чаще задает вопрос – ПОЧЕМУ, а нужно КАК. Здесь и сейчас это упор на понимание своего опыта через его описания. С точки зрения Перлза – невротики не способны жить в настоящем, они постоянно носят в себе прошлое. ИХ внимание заостренно на прошлом. Они не обладают не осознанием ни энергией для того что бы в полной мере заняться настоящим. Г.Психологии не исследует прошлое, не пытается искать о травмах и прошлом пережитом опыте, лишь простят пациента сосредоточиться на своих текущих переживаниях. Перлз считал что фрагменты прошлых переживаний и не завершенных конфликтов в конце концов дадут о себе знать в виде составной части текущих переживаний. Т.е. пациент заново переживает неоконченные переживания в прошлом  для того что бы их  пережить и включить в настоящее. Человек который понимает как он делает что то – обладает возможностью понять свое действие, если же человек занимается вопросами ПОЧЕМУ происходят какие то вещи, то человек не дает себе ощутить как эти вещи происходят, тем самым человек скрывает от себя подлинное эмоциональное осознание. Перлз вывел некоторые невротические механизмы, их четыре:Интроекция, Конфлуэнция, Ретрофлексия, Проекция. Эти четыре механизма которые препятствуют росту и развитию личности.

Интроекция – механизм при помощи которого люди усваивают нормы установки, способы действия и мышления, которые не являются их собственными, причем чаще всего такие установки усваиваются не до конца полно, что бы сделать их собственными. Перлз говорил что данным людям трудно провести грань между тем что они сами чувствуют и что чувствуют другие. Человек отказывается от своих собственных чувств и начинает испытывает конфликт

Информация о работе Исторические предпосылки развития социальной психологии