Исторические предпосылки развития социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.
При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части.

Файлы: 1 файл

Зар соц психология.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

 

20. Учение о  самоактуализации А. Маслоу. Природа  человека в концепции А.Маслоу.

Маслоу предложил рассматривать  здоровую личность и эти направления имеют совсем другой взгляд на человека.

Маслоу – именно он поставил свою работу которая связанна с проблематикой личностного  роста человека, его развития и  рассматривает психологию как одно из средств способствующих социальному  и психологическому благосостоянию, т.е. он в своих исследованиях настаивает что адекватная, жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин и раскрывающих определенные аспекты функционирования жизнедеятельности но и тех высот которые может достичь индивид.

Самоаткулизация с точки зрения Маслоу это полное использование талантов, способностей и возможностей. Маслоу рассматривал самоактулизировашегося человека не как человека к которому что то добавлено, а как человека которого ничего не отняли. Он ввел понятие средний человек.

Средний человека это  полное существо с заглушенными и  подавленными способностями и одаренностями, поэтому его причисляли к антибихивиористу, но сам Маслоу говорил что он антидокринист, т.е. против доктрин. Исследования самоактулизации его начались с желания понять своих учителей это Бенедикт и Хамер. Эти два человека не похожи друг на друга и занимаются в разных областях, но им присуши одинаковый уровень личного совершенства, причем так профессиональной так и в личной жизни. Он начал исследования что бы обнаружить что делает этих людей особенными, он начал исследовать из жизнь. Он стал изучат ценности, отношения людей, он стал искать людей как ему казались были наиболее здоровыми и творческими , а так же которые достигли более оптимального и эффективного функционирования про сравнению с другими людьми, т.е. он стал исследовать границы человеческих возможностей. Он сказал что бы исследовать человеческие возможности нужно исследовать лучших людей. Он ввел два основных критерия для своего исследования.

Люди должны быть свободны от невроза и личностных проблем.

Люди должны наилучшим образом использовать свои таланты и способности.

В итоге он собрал группу и 18 индивидуумов. в них 9 исторических личностей где присутствовал  Эйнштейн, Спиноза и Линкольн. На основании своего исследования Маслоу выявил 15 характеристик самоактулизирующихся людей.

1. У самоактилзир личности  должны быть более эффективные  восприятие реальности и более  комфотабельные отношения к ней.

2. Принятием себя других  и природы

3. Должны проявляться  спонтанность, простота и естественность.

4. У таких людей  должна быть центрированность  на задаче в противовес центрированности  на себе.

5. Некоторая отъединенность  т.е. потребность в уединении.

6. Автономия , т.е. независимость  от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть  оценки.

8. Человек должен обладать  некой мистичностью в неких  высших состояниях.

9. Чувство сопричастности  и единения с другими.(не противоречит 5 п) 

10. Более глубокие межличностные  отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. СА личность должна  различать средства и цели  а также добро и зло.

13. СА личность должна  обладать философским невраждебным  чувством юмора.

14. Креативность.

15. СА личность должна  сопротивляться культурации и  трансендировать любую культуру.

Самоактулизация по Маслоу это не отсутствие проблем, это движение от приходящих и нереальных проблем к проблемам реальным, т.е. СА люди это не те люди которые  совершенны и лишены ошибок, но они  лишены основных проблем средних  людей таких как внутренние конфликты, тревожность, печаль, чувство вины.

Маслоу сформировал  иерархию потребностей или пирамиду.

В начале она состояла из 19 этажей, затем состояла из 7 этажей, но в последствии 5 этажей.

5. Нижний уровень это  физиологические потребности –  пища, вода , сон и т.д.

4. Потребности в безопасности  – стабильность и упорядочивание  своей жизни.

3. Потребность в любви  и принадлежности – потребность  в семье и дружба.

2. Потребность в уважении  – потребность в самоуважении  в признании окружающих

1. Потребность в самоактулизаци – человек реализует потребность своих способностей.

И на пике находиться самоактулизирующая личность.

Маслоу говорил что  для развития личности, каждый  из этапов данной пирамиды должны реализоваться  постепенно, т.е. человек не реализовавший физиологических потребностей не может перейти на следующую ступень, т.е. СА личность должна пройти все этапы на протяжении жизни.

Маслоу выделил еще  три основных уровня:

Метауровень.

Бытийный уровень.

Деффицитарный уровень (деффициентный  уровень).

Основным понятием его концепции есть понятие мотивации.

Деффициентная мотивация  произошло от понятия дефицит  – человек ориентирован на удовлетворение потребностей, которые не удовлетворены  или фрустрированы. ДМ заключается  в потребности изменить данное состояние дел. Пример, когда хотим есть или спать мы испытываем дефицит, нужно удовлетворить срочно эту потребность. Бытийная же мотивация относиться к наслаждению, к желанию искать позитивные цели. Она проявляется когда человек не испытывает голода, страха или более. Бытийная мотивация здесь рассматривается как любопытство. ДМ чаще всего встречается на низших уровнях как потребность в безопасности.

Бытийная мотивация  - встречается на всех четырех уровнях  пирамиды кроме 1 самоактулизации.

Метамотивация проявляется только на высшим уровне. Она касается поведения вызываемая потребностями и ценностями роста. По Маслоу такого рода мотивация характерна самоактулизировашимися людям. Итак метамотивация может проявится когда удовлетворены все низшие потребности. Тогда метамотивация представляет собой посвящения идеалам, высшим целям. Метамотивация выходит за границы личности.

Маслоу выделял  два понятия Любовь это бытийная и дифециентная.

Дифициентная любовь это любовь к другом потому что  он удовлетворяет какую-то потребность, причем чем больше удовлетворения тем больше возрастает этот род любви. В сексе, из за страха одиночества.

Бытийная любовь это  любовь к сущности человека, к его  бытию, такая любовь не стремиться к  обладанию и занята больше добром другого человека. Бытийная любовь бескорыстна. Другой человек здесь рассматривается как личность а не как удовлетворение своих эгоистических потребностей. Такая любовь богаче и более длительна, она не увядает как любовь дифецитарная.

Средний человек в  большей степени испытывает дефицит и не переходит на другой уровень.

ПО Маслоу каждый человек стремиться к самоаутулизации, но не каждый достигает этого.

 

21. Я-концепция  Э. Берна и трансактный анализ.

Э. Берн в рамках своего анализа вывел три основных аспекта личности это : Взрослый, Ребенок и Родитель.

Становление личности по трансактному анализу по этапам:

Начинается с момента  зачатия, т.е. с клеточного рождения и заканчивается биологическим  рождением. В этот период на развитие ребенка оказывает именно отношение  самой матери к факту зачатие, а также отношение к матери со стороны окружающих. Охватывающие неприятные чувства при рождении являются прототипом всех последующих состояний тревоги.

с биологического рождения (первый вдох) и оканчивается первым поглаживанием ребенка матерью – это является психологическим рождения.

До 2х лет – По Берну  – поглаживания и частые контакты с ребенком важны для психологического и физического выживания младенцев. В те времена были часты факты  смерти детей в приютах . ЗА первые два года жизни ребенок осваивается в окружающем мире, приходит к состоянию уравновешенности, и это состояние является средством принятие решении о отношении себя к окружающим, т.е. первые два года жизни формируется жизненная позиция человека.

С точки зрения транскатного анализа в процессе развития происходит сценарное программирование поведения человека, это в дальнейшем определяет жизненную позицию и отношение к миру в целом. Существуют простейшие двусторонние позиции это – Ты и Я. Такие позиции имеют две модальности – или позитивную или негативную.

Я+ означают – я хороший  и со мной все хорошо.

Я- означают – я плохой и со мной все плохо.

Соответственно Ты+  и Ты –

Сочетание этих единиц дает четыре двусторонние позиции:

1. Я-; Ты+;           С точки зрения Берна – универсальная позиция раннего детства. Поскольку у ребенка нет опыта, нет средств для формирования правильного представления о себе, он ориентируется на мнения окружающих. Человек, который принял данную позицию всегда полагается на милость окружающих, испытывает потребность в психологическом поглаживании (признании), Приспособиться к этой позиции можно двумя способами:

1) поставить на себе  определенный крест, т.е. придерживаться  сценария собственного неблагополучия. В данной ситуации человек  может выбрать для себя роль затворника, т.е. отсоединиться от других людей, т.е. свои поглаживания удовлетворять своими фантазиями. Есть еще один вариант реализовать эту стратегию это досаждать окружающим, т.е. еще больше утверждать позицию что Я плохой.

2) Выработать антисценарий – антисценарий опирается на родительское «Ты будешь хороший если ….». В этом сценарии человек ищет себе людей с сильным родителем. У него существует потребность угодить другим людям. Такой человек вырастает более социальным и конформным.  С точки зрения Берна это депрессивная позиция, в социальном плане означает самоуничтожение, а профессиональной жизнедеятельности заставляет унижаться перед другими людьми.

2. Я-; Ты-; данная позиция вырабатывается у ребенка после года жизни или к концу года, когда ребенок научается ходить, его реже берут на руки, чаще наказывают за то что он лезет туда куда не лезут взрослые, за это получает наказания, еще он часто сам попадает с неприятные ситуации (падает, ушибается, и т.д.). Если ребенка не берут на руки, и чувствует себя покинутым и делает вывод – Я плохой и ВЫ плохие. Принятие такой позиции ведет к замедлению и к остановке психического развития взрослого, т.е. Ребенок перестает зарабатывать поглаживания. В соответствии с этим  у человека теряется надежда и он сдается. Вырабатывается позиция безнадежности. С точки зрения Берна личность становиться замкнутой, аутичной и ребенок становиться психологически не рожденным.

3. Я +; Ты -; данная позиция вырабатывается когда родители или окружающие воспринимались как благополучные, а потом обращались с ним очень грубо. Человек с такой позиции страдает от недостатка поглаживаний, утверждается в мысли что окружающие приносят ему боль, приходит к выводу что в мире нет ни одного хорошего человека  и решает что Мне хорошо с самим собой, Я хороший. Этот человек может окружить себя свитой подхалимов. Эта позиция превосходства.

4. Я +; ТЫ+; эта позиция качественно отличается от других позиция, формируется в раннем детстве. Берн говорил что люди с данной позиции это те люди которым особенно повезло. Данная позиция основана на информации заимствованной от родителей, на впечатлениях и эмоциях, без учета объективной внешней информации. В последствии во взрослой жизни эта позиция принимается на сознательном уровни, в этой позиции отражены социальные возможности человека, здесь результаты размышлений и верой и желанием действовать. Берн считал что эта позиция это волевое решение ребенка. По Берну это наиболее лучшая позиция для личности.

Берн долгое время  наблюдал за спонтанной социальной деятельностью. Отец его был медик и когда он умер Берн продолжил семейную традицию. Итак люди ведут себя по разному проявляется это в позе, голосе, выражение точек зрения, разговорному словарю. Поведенческие изменения часто сопровождаются эмоциональными изменениями. У каждого человека с точки зрения Берна есть определенный набор поведенческих схем, причем эти схемы соотносятся с определенным состоянием его сознания, так же у человек существует  набор психических схем, часто несовместимых с первыми. Это привело Берна что у человека существует различные состояния Эго. Состояние Эго по Берну это система чувств и набор согласованных поведенческих схем. Он разбил эти схемы на три категории.

Состояние Эго сходное  с образами родителей.

Состояние Эго автономно  направленные на объективную оценку реальности.

Состояние Эго действующие  с момента их фиксации в раннем детстве.

Эти состояния он разбил на три Я это Состояние ребенка, Состояние Родителя, Состояние Взрослого.

У каждого человека были родители или те кто их заменял, и каждый человек хранит набор состояний Эго повторяющих Эго состояния родителей, т.е. то как он воспринимал в детстве. При определенных ситуациях эти состояния начинают активизироваться. Каждый носит в себе состояние родителей.

Все люди не исключая детей  –способны на эффективную переработки информации при условии что активизированы соответствующие состояния Эго.

Каждый человек когда  то был моложе чем сейчас и несет  в себе впечатления прошлых лет, которые тоже при определенных состояниях могут активизироваться.

Модель Эго состояний  выглядит следующим образом:

Р

В

Д

Эго состояний это  совокупность связанных друг с другом способов поведения, мысли и чувств как способов проявления нашей личности в данный момент.

Информация о работе Исторические предпосылки развития социальной психологии