Исторические предпосылки развития социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.
При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части.

Файлы: 1 файл

Зар соц психология.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Конфлуеэнция – люди не ощущают границ между собой  и своим окружением. К. делает невозможным  здоровый ритм контакта и его прерывания, потому что человек не способен адекватно воспринимать другого человека (Конфлуенция это слияния в переводе).

Ретрофлекция – ретпрофлексирующие люди поворачиваются лицом к себе, вместо того что бы направить свою энергию на изменение своего окружения, т.е. они расщепляют самого себя становясь одновременно и субъектом и объектом своих собственных поступков, они становятся мишенью своих собственных действий. Пример: Я виноват во всем.

Проекция – это  стремление сделать других ответственными за то что происходит с собственным Я , т.е. П. подразумевает отказ от собственных желаний и поступков и помещает их за пределы своего Я.

Пример: Все вокруг виноваты.

Здоровье по Перлзу –  он описывает психическое здоровье, как зрелось и способность  заменить внешнюю поддержку –  самоподдержкой и саморегуляцией. Основная идея Гештальт теории заключается в том что каждый организм обладает способностью достигать оптимального баланса внутри себя и по отношению  к своему окружению. Такие люди опознают собственную способность выбирать средства для удовлетворения потребностей, когда эти потребности дают о себе знать. При этом всем здоровая личность способна существовать  в некотором отрыве от своего окружения, но при этом баланс организма предполагает постоянное взаимодействие со средой. Психотерапия направлена на убирание защитных механизмов и ощущать себя здесь и сейчас и умение себе оказывать самоподдержку.

 

18. Клиентоцентрированный  подход К. Роджерса. 

Американский психолог – главный труд это клиентоцентрированная  терапия. Роджерс в отличие от Маслоу – практик. У  него была обширная практика в рамках групповой и индивидуальной психотерапии и его научные изыскания вышли на основе практической деятельности. Его считают родоначальником феноменологического направления. Это направление говорит о том что поведение человека следует понимать только в терминах его субъективного восприятия действительности, т.е. с точки зрение его личного опыта. Внешний же мир это всего лишь реальность которая воспринимается сознательно и интерпретируется человеком в данный момент времени. Так же Роджерс говорил что необходимо признать что человек свободен в решении своей судьбы, т.е. если люди считают что они подчиняются каким то силам, то это происходит потому что эти потеряли веру в свободу самоопределения, которая заложена в их природе. Поэтому основа феноменологической психологии заключается в том что человек по природе добр и всегда стремиться к совершенству , т.е. к реализации своих возможностей. Роджерс как Маслоу говорил о том что главным жизненным мотивом человека является тенденция к актуализации. Она представляет собой стремление развивать все свои способности, что бы сохранять и развивать личность. Поэтому если у Маслоу есть первичные потребности, то по Роджерсу эти потребности присутствуют вместе и нужны для сохранения себя для реализации. Поведение человека по Роджерсу определяется не прошлыми событиями его жизни, а тем как он воспринимает свое окружение здесь и сейчас, т.е. прошедший опыт мешает воспринимать действительность, Основой его концепции это два основных компонента или два основных констукта . Это Организм и Я.

Роджерс подчеркивает что  личность рассматривается в контексте  настоящее и будущее, но при этом как единый целостный организм, потому что организм по Роджерсу это индикатор  всего опыта переживаний. Опыт переживаний включает в себя в се что потенциально доступно сознанием и происходит в организме в данный момент, т.е. человек всегда живет основываясь на прошлом, настоящем и заглядывает в будущее. Совокупность переживаний образует феноменальное поле.

Ф.П. это индивидуальная система ориентаций, о которой  может знать сам человек и  оно никогда не может быть известно другому в точности, даже психотерапевту.  То как ведет себя индивид всегда зависит от феноменального поля, т.е. от субъективных реальностей. Феноменальное поле не идентично нашему сознанию . Сознание по Роджерсу это всего лишь символизация некого опыта наших переживаний. Частью феноменального поля является Я. (Я концепция).

Я концепция это организованный. согласованный, концептуальный гештальт, который построен из перцепции характеристик Я и Меня, т.е. как мы себя определяем и Перцепции отношения Я и Меня к другим людям, различным аспектам жизни, а также ценностей, которые связаны с этими перцепциями (восприятием ощущения). Этот гештальт доступен сознанию , хотя бывает так что он не всегда осознанный. Сам по себе гештальт всегда текуч и изменчив, он всегда находиться в процессе, но при этом при всем в каждый момент он образуют специфическую целостность.

Я концепция представляет собой систему взглядов человека на себя на свою сущность и на то что мы себя представляем. Существует истинная самость это Я реальное, т.е. как мы себя ощущаем в этой жизни, но существует Идеальная самость (Я идеальное) это то каким человек видит себя в будущем. Еще добавляется целый набор Я образов (образы родителя, супруга, друга, руководителя, музыканта, студента и т.д.). Я концепция это продукт социализации человека.

Развитие личности происходит следующим образом:

Ребенок рождается и  возникает биологический организм. Этот организм нуждается в позитивном внимании окружающих и в первую очередь родителям. Это внимание должно быть безусловным, т.е. без всяких если. Если появляются оговорки оценки детского поведения, то появляется разрыв между организмом и Я концепцией человека.

Конгруэнтность и Неконгруэнтность 

Клиентцентрированная  терапия дает человеку отсутствие  угрозы, терапевт принимает клиента  полностью и всего. Она говорит: чтобы человек развивался ему  нужно позволить.

В клиентцентрированной терапией между клиентом и терапевтом устанавливаются теплые приятельские отношения и именно эти отношения воодушевляют клиента исследовать свои бессознательные чувства и осознавать их.

Конгруэнтность это  согласованность, соотв. Неконгруэнтность это рассогласованность. С  точки зрения Роджерса его поведение должно быть согласованно или по крайней мере он должен стремиться к согласованности. Все переживания которые согласуются с Я концепцией – хорошо осознаются и правильно воспринимаются.

Переживания которые  находятся в конфликте с Я т.е. неконгруэнтны, наоборот недоступны для восприятия. Когда  наши чувства не согласованны с нашей Я концепцией – у человека возникает тревога, т.е. у человека появляется ощущение угрозы его благополучия. Также это ощущение появляется у человека тогда, когда он осознает не соответствие своей Я концепции к своему актуальному реальному состоянию. Клиентоцентрированная терапия направлена на исследование этих чувств. Терапевт вместе с клиентом исследует угрожающее безопасности, не символизируемые чувства. Происходит это для того чтобы привести чувства в соответствие с организмическим чувством переживания. Роджерс говорил, что некоторым людям не нужна психотерапия, они могут разобраться в себе сами.

У нас психотерапевты любят быть универсальными, в Европе при встрече клиента и психотерапевта оговаривается компетенция.

 

19.Методологические  основы социальной психологии.

Проблемы методологии  исследования являются актуальными  для любой науки, особенно в современную  эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В связи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве "сквозных" в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей и большей степени контролировать свои познавательные действия, анализировать сами средства, которыми пользуются в исследовательской практике. Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования. Характерным, однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической рефлексии – внутринаучная методологическая рефлексия.

Все сказанное относится  и к социальной психологии, причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная молодость социальной психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии – своеобразного соотнесения, "наложения" друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей.

Прежде чем более  конкретно говорить о методологических проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном научном знании термином "методология" обозначаются три различных уровня научного подхода.

Общая методология – некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

Частная (или  специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как  один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования – группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности;в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности – потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного "социального контекста" – данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.

Методология –  как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методика".

Суть внедрения предложенной "иерархии" различных методологических уровней заключается именно в  том, чтобы не допускать в социальной психологии сведения всех методологических проблем только к третьему значению этого понятия. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием – анкета, тест, социометрия – всегда применяется в определенном "методологическом ключе", т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Суть дела заключается также и в том, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методических приемов, то они могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.

Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современной  логике и методологии науки под выражением "научное исследование". Следует помнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит именно в опоре на "исследования", а не на "спекуляции". Противопоставление исследования спекуляции законно, но при условии, что оно соблюдается точно, а не подменяется противопоставлением "исследование – теория". Поэтому, выявляя черты современного научного исследования, важно корректно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научного исследования:

оно имеет дело с конкретными  объектами, иными словами, с обозримым  объемом эмпирических данных, которые  можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;

в нем дифференцированно  решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;

для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;

его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и  предсказание их. Если кратко суммировать  эти отличительные черты, их можно  свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.

Информация о работе Исторические предпосылки развития социальной психологии