Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:48, реферат
История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.
При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части.
Конфлуеэнция – люди не ощущают границ между собой и своим окружением. К. делает невозможным здоровый ритм контакта и его прерывания, потому что человек не способен адекватно воспринимать другого человека (Конфлуенция это слияния в переводе).
Ретрофлекция –
Проекция – это стремление сделать других ответственными за то что происходит с собственным Я , т.е. П. подразумевает отказ от собственных желаний и поступков и помещает их за пределы своего Я.
Пример: Все вокруг виноваты.
Здоровье по Перлзу –
он описывает психическое
18. Клиентоцентрированный подход К. Роджерса.
Американский психолог – главный труд это клиентоцентрированная терапия. Роджерс в отличие от Маслоу – практик. У него была обширная практика в рамках групповой и индивидуальной психотерапии и его научные изыскания вышли на основе практической деятельности. Его считают родоначальником феноменологического направления. Это направление говорит о том что поведение человека следует понимать только в терминах его субъективного восприятия действительности, т.е. с точки зрение его личного опыта. Внешний же мир это всего лишь реальность которая воспринимается сознательно и интерпретируется человеком в данный момент времени. Так же Роджерс говорил что необходимо признать что человек свободен в решении своей судьбы, т.е. если люди считают что они подчиняются каким то силам, то это происходит потому что эти потеряли веру в свободу самоопределения, которая заложена в их природе. Поэтому основа феноменологической психологии заключается в том что человек по природе добр и всегда стремиться к совершенству , т.е. к реализации своих возможностей. Роджерс как Маслоу говорил о том что главным жизненным мотивом человека является тенденция к актуализации. Она представляет собой стремление развивать все свои способности, что бы сохранять и развивать личность. Поэтому если у Маслоу есть первичные потребности, то по Роджерсу эти потребности присутствуют вместе и нужны для сохранения себя для реализации. Поведение человека по Роджерсу определяется не прошлыми событиями его жизни, а тем как он воспринимает свое окружение здесь и сейчас, т.е. прошедший опыт мешает воспринимать действительность, Основой его концепции это два основных компонента или два основных констукта . Это Организм и Я.
Роджерс подчеркивает что личность рассматривается в контексте настоящее и будущее, но при этом как единый целостный организм, потому что организм по Роджерсу это индикатор всего опыта переживаний. Опыт переживаний включает в себя в се что потенциально доступно сознанием и происходит в организме в данный момент, т.е. человек всегда живет основываясь на прошлом, настоящем и заглядывает в будущее. Совокупность переживаний образует феноменальное поле.
Ф.П. это индивидуальная система ориентаций, о которой может знать сам человек и оно никогда не может быть известно другому в точности, даже психотерапевту. То как ведет себя индивид всегда зависит от феноменального поля, т.е. от субъективных реальностей. Феноменальное поле не идентично нашему сознанию . Сознание по Роджерсу это всего лишь символизация некого опыта наших переживаний. Частью феноменального поля является Я. (Я концепция).
Я концепция это организованный. согласованный, концептуальный гештальт, который построен из перцепции характеристик Я и Меня, т.е. как мы себя определяем и Перцепции отношения Я и Меня к другим людям, различным аспектам жизни, а также ценностей, которые связаны с этими перцепциями (восприятием ощущения). Этот гештальт доступен сознанию , хотя бывает так что он не всегда осознанный. Сам по себе гештальт всегда текуч и изменчив, он всегда находиться в процессе, но при этом при всем в каждый момент он образуют специфическую целостность.
Я концепция представляет собой систему взглядов человека на себя на свою сущность и на то что мы себя представляем. Существует истинная самость это Я реальное, т.е. как мы себя ощущаем в этой жизни, но существует Идеальная самость (Я идеальное) это то каким человек видит себя в будущем. Еще добавляется целый набор Я образов (образы родителя, супруга, друга, руководителя, музыканта, студента и т.д.). Я концепция это продукт социализации человека.
Развитие личности происходит следующим образом:
Ребенок рождается и
возникает биологический органи
Конгруэнтность и
Клиентцентрированная терапия дает человеку отсутствие угрозы, терапевт принимает клиента полностью и всего. Она говорит: чтобы человек развивался ему нужно позволить.
В клиентцентрированной терапией между клиентом и терапевтом устанавливаются теплые приятельские отношения и именно эти отношения воодушевляют клиента исследовать свои бессознательные чувства и осознавать их.
Конгруэнтность это согласованность, соотв. Неконгруэнтность это рассогласованность. С точки зрения Роджерса его поведение должно быть согласованно или по крайней мере он должен стремиться к согласованности. Все переживания которые согласуются с Я концепцией – хорошо осознаются и правильно воспринимаются.
Переживания которые находятся в конфликте с Я т.е. неконгруэнтны, наоборот недоступны для восприятия. Когда наши чувства не согласованны с нашей Я концепцией – у человека возникает тревога, т.е. у человека появляется ощущение угрозы его благополучия. Также это ощущение появляется у человека тогда, когда он осознает не соответствие своей Я концепции к своему актуальному реальному состоянию. Клиентоцентрированная терапия направлена на исследование этих чувств. Терапевт вместе с клиентом исследует угрожающее безопасности, не символизируемые чувства. Происходит это для того чтобы привести чувства в соответствие с организмическим чувством переживания. Роджерс говорил, что некоторым людям не нужна психотерапия, они могут разобраться в себе сами.
У нас психотерапевты любят быть универсальными, в Европе при встрече клиента и психотерапевта оговаривается компетенция.
19.Методологические основы социальной психологии.
Проблемы методологии
исследования являются актуальными
для любой науки, особенно в современную
эпоху, когда в связи с научно-
Все сказанное относится и к социальной психологии, причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная молодость социальной психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии – своеобразного соотнесения, "наложения" друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей.
Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном научном знании термином "методология" обозначаются три различных уровня научного подхода.
Общая методология – некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.
Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии.
Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования – группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности;в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности – потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного "социального контекста" – данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.
Методология – как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методика".
Суть внедрения предложенной "иерархии" различных методологических уровней заключается именно в том, чтобы не допускать в социальной психологии сведения всех методологических проблем только к третьему значению этого понятия. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием – анкета, тест, социометрия – всегда применяется в определенном "методологическом ключе", т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Суть дела заключается также и в том, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методических приемов, то они могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.
Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современной логике и методологии науки под выражением "научное исследование". Следует помнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит именно в опоре на "исследования", а не на "спекуляции". Противопоставление исследования спекуляции законно, но при условии, что оно соблюдается точно, а не подменяется противопоставлением "исследование – теория". Поэтому, выявляя черты современного научного исследования, важно корректно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научного исследования:
оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;
в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;
для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;
его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.
Информация о работе Исторические предпосылки развития социальной психологии