Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:48, реферат
История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.
При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части.
Существо группы составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей. Первичная группа, по Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность — лидера — за свой идеал, идентифицируют себя с ним и лишь постольку, поскольку это происходит, идентифицируют себя друг с другом. Таким образом, устанавливается два ряда эмоциональных связей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером. В групповой психологии Фрейда ключевой фигурой оказывается лидер. Именно отношение членов группы к лидеру является связью первого порядка — оно в определенном смысле детерминирует отношения членов группы друг к другу. В случае нарушения связей с лидером группа распадается. С точки зрения Фрейда, психология лидера резко отличается от психологии других членов группы. Он не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя. Он никого не любит, кроме себя, самоуверен и независим, обладает всеми качествами и способностями, которых члены группы не могут достичь, поэтому он становится их идеалом — Я. Именно это качество нарциссизма делает его лидером.
Идентификация с лидером
отнюдь не предполагает однозначно позитивных
чувств по отношению к нему. Напротив,
Фрейд рассматривает
10.Гуманистическая
ориентация в социальной
Гуманистическая ориентация - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данном у напрвлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др.
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
1. Человек целостен;
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
3. Главной психологической
реальностью являются
4. Человеческая жизнь - единый процесс;
5. Человек открыт к самореализации;
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.
Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.
Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.
Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. "Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы", – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.
Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.
11. Гуманистический психоанализ Э.Фромма
Эрих Фром родился в Германии 1850 году.
Его гуманистический психоанализ полагает что основным источником страха, тревоги, появлению чувства изоляции – является отрыв человека от мира природы, человек обладая инстинктами лишился связью с природой и лишился частью инстинктов которыми обладают животные, взамен он получил мышление и с точки зрения Фрома способность мыслить помогает выжить, но неизменно толкает на решение вопросов на которые нет ответа. Его работа основывалась на трудах Фрейда. Фром в своей работе соединил психоанализ и экзистенциальный подход. Главной дихотомией будет вопрос жизни и смерти.
Дихотомия – дуальные явления, находящиеся на двух разных полюсах.
По Фрому смерть упорно отрицается у человека - у него есть жизнь после смерти. И для этого, что бы получить хотя бы маленький путь свободы – человек ввел реинкарнацию.
Вторая дихотомия – это противоречие идеального представления о полной самореализации. Полностью реализоваться человек не может, из за слишком короткой жизни.
Третья дихотомия – Человек на самом деле автономен и одинок, но человек понимает, что обходиться без других людей он не может.
Постигая смысл этих трех дихотомий человек постигает смысл жизни.
Психоанализ предполагает работу не со здоровыми людьми. Фром говорил что здоровый человек отличается от нездорового. Психически здоровый человек в состоянии найти ответы на экзистенциальные вопросы, которые отвечают на его экзистенциальные потребности. Это означает то что здоровый человек не отказывается от поисков найти ответы на эти вопросы. а во вторых в рамках своей личности находит все таки ответы, но не в рамках всего социума. Развитие личности у Фрома проходит через все возрастные кризисы, которые встречаются в классической возрастной психологии. Человек когда достигает кризиса его начинают волновать эти три основные дихотомии. На протяжении всего кризиса его волнуют эти вопросы, и как только он находит ответ, человека обретает спокойствие. Затем эти кризисы опять возникают на эти же вопросы, но уже под другим углом зрения. И так до следующего возрастного кризиса.
Интерпретация личности у Фрома начинается с анализа условий существования человека, а так же изменения этих условий. Фром подтверждает что одиночество, изоляция и отчужденность присуще всем людям. Отчуждение заключается в том что произошло нарушение естественной гармоничной связи с природой, естественно с людьми и с самим собой. Он исследовал различные исторические периоды и для каждого периода – характерным окончанием было прогрессивное обретение человеком личной свободы. Чем больше человек получал личной свободы – тем он сильнее отдалялся от природы. Фром говорил, что невиданная свобода от социальных политических, экономических и религиозных ограничений потребовала от человека компенсации в виде чувств безопасности и принадлежности к социуму, т.е. Организовалось огромное противоречие между свободой и безопасностью. Человек хочет быть свободным, но свободу он хочет компенсировать в социуме. Таким образом человек пытается преодолеть чувство одиночества – бегством от свободы, а если он хочет быть свободным – он становится одиноким.
Стратегии бегства от свободы.
Садизм – невыносимость времени отчуждения перерастает у человека в чувство агрессии к окружению.
Мазохизм – перерастает в агрессию, но к самому себе. Мазохизм может проявляется как конформизм (приспособленчество к другим людям в условиях жизни).
По Фрому эти чувства несут себе функцию защитных механизмов от чувства одиночества. По Фрому это может привести к самоубийству.
Формирование структуры личности. По Фрому это происходит при помощи общества, которое дает возможность удовлетворения основных потребностей человека
потребность в связи с другими людьми.
Потребность в созидательном творчестве.
Потребность в корнях, т.е. связи со своей семьей.
Потребность в своей идентичности, т.е. быть самим собой, а не копировать других.
На основании этого с детства формируются основные ориентации характера. Фром выделил пять основных ориентаций и назвал их социальными типами характера.
Рецептивный тип – эти люди убеждены, что все хорошее в жизни находится вне их самих. Эти люди оптимистичны и идеалистичны, эти люди пытаются постичь окружающий мир.
Эксплуатирующий тип – данный человек обладает негативными и позитивными чертами. Негативные черты – агрессивность. и эгоцентризм. Позитивные – чувство уверенности в себе и чувство собственного достоинства.
Накопительский тип – тенденция к овладению материальными благами и властью.
Рыночный тип – человек убежден что личность это товар и отношения с окружающими – поверхностные.
Продуктивный тип – по Фрому это человек независимый, честный, спокойный и ориентированный на социально – полезную деятельность, по Фрому этот тип самый полезный.
По Фрому этот тип быстро может разрешать социальную дихотомию.
Ребенок рождаясь старается выполнить социальные потребности и в зависимости как он развивался – вырастает тот или иной тип (у человека выпадает потребность в связи с другими людьми – из него получается эксплуатирующий тип и т.д.).
12. Когнитивизм в социальной психологии. Основная проблематика исследований. Когнитивные теории. Секрет ”успеха” социально- психологического когнитивизма.
Из трех теоретических направлений социальной психологии, имеющих своим источником системы психологического знания, когнитивизм труднее всего определить как единую «школу». Широкий спектр концепций, относимых обычно к этой ориентации, объединяет, тем не менее, известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается тоже достаточно прочно привязанный к когнитивизму круг социально-психологических феноменов.
Информация о работе Исторические предпосылки развития социальной психологии