История психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение истории психоанализа начиная от исторических предпосылок к его возникновению и заканчивая особенностями этого психологического направления в современной психологической науке.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Место психоанализа в истории психологии 4

Предшествующие влияния 6

История рождения психоанализа 14

Психоанализ как философское учение 19

Постфрейдистский психоанализ: «наследники» и «отступники» 22

Глава 2. Становление психоанализа в России 33

Психоанализ в дореволюционной России 33

Послереволюционный этап российского психоанализа 34

Психоанализ в современной России 36

Заключение 38

Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Реферат по философии науки.docx

— 100.16 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

по истории и философии науки

 

Тема: История психоанализа

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                               2

 

Глава 1. Место психоанализа в истории психологии                                      4

 

    1. Предшествующие влияния                                                                       6

 

    1. История рождения психоанализа                                                        14

 

    1. Психоанализ как философское учение                                                 19

 

    1. Постфрейдистский психоанализ: «наследники» и «отступники»     22

 

Глава 2. Становление психоанализа в России                                                33

 

    1. Психоанализ в дореволюционной России                                           33

 

    1. Послереволюционный этап российского психоанализа                     34

 

    1. Психоанализ в современной России                                                     36

 

Заключение                                                                                                         38

 

Список литературы                                                                                            40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Ни одно из направлений не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Это может быть объяснено влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Психоаналитическое направление названо по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Сам Фрейд обозначил его термином «психоанализ».

Теория психоанализа Фрейда представляла собой качественный скачок в развитии психологии, психиатрии и неврологии, открывала новые  горизонты для философии, социологии, истории, религиоведения, юриспруденции  и, наконец, давала оригинальный угол зрения для интерпретации всей мировой  культуры. Заслуга Фрейда состоит  в том, что ему удалось показать роль бессознательного в психике  человека, рассмотреть основные зависимости  сознания и бессознательного.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения  человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические  конфликты контролируют поведение  человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях  над больными неврозами, а также  на психоанализе.

Фрейд — прежде всего  психолог, но, развивая свою теорию, он ищет аргументы в ее защиту в самых  различных отраслях знания: археологии, этнографии, истории, лингвистике, религиоведении, философии, праве, искусстве.

Фрейдовское психоаналитическое видение человека дало новый поворот  в философском осмыслении его бытия в мире. Свертывание человеческой проблематики вовнутрь личности, акцентирование внимания на тех аспектах жизни, которые обнаруживаются по ту сторону сознания, интерпретация человеческого существования с точки зрения внутриличностных конфликтов и коллизий - все это обеспечивало значимость фрейдовской концепции для западноевропейского мировоззрения.

Фрейд изображает бессознательное  как стихию инстинктивных, сексуальных  и агрессивно-оборонительных импульсов, ощущений, влечений, идущих из глубин психики  и обеспечивающих жизнедеятельность  человеческого организма. На уровне сознания эти импульсы способны трансформироваться в определенные структуры образного  и вербального характера. Особое внимание Фрейд уделяет сексуальному инстинкту.

Модель психической структуры  личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое  обоснование оказали воздействие  философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд  был подвержен в наиболее поздний  период своей деятельности. Необходимой  и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.

История психоанализа продолжилась и после ухода З. Фрейда из жизни  его последователями. Однако нельзя сказать, что все они неотступно следовали основным положениям классического  психоанализа. Всех последователей, пожалуй, можно разделить на «наследников»  и «отступников», основные положения  теорий которых будут рассмотрены  ниже.

Целью данной работы является рассмотрение истории психоанализа начиная от исторических предпосылок к его возникновению и заканчивая особенностями этого психологического направления в современной психологической науке.

Задачи работы соответственно:

  1. Раскрыть предшествующие влияния в философии, неврологии, биологии, физиологии, психопатологии и психологии;
  2. Рассмотреть историю становления психоанализа как самостоятельной психологической ориентации;
  3. Осветить дальнейшее развитие психоанализа последователями Фрейда;
  4. Рассмотреть историю и особенности становления психоанализа в России.

Психоанализ обладает двумя  хорошо известными всем социальным психологам признаками: 1. это учение о бессознательном и 2. фатальность влияния опыта детства на жизнь взрослого человека. Здесь речь об истоках проблем взрослого человека в его детстве, к которым можно отнести и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола, и проблему одиночества и неуверенности в себе, особенности взаимоотношений с собственными детьми, а также отношения с начальником и возможность карьерного роста. Знания о происхождении и развитии психологического направления, изучающего и описывающего влияние опыта прошлого на дальнейшую жизнь взрослого человека является необходимым условием для успешной деятельности практического психолога, специализирующегося на проблемах семьи и взаимоотношений мужчины и женщины с лицами противоположного пола. Это и обусловило выбор темы.

Реферат состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Место психоанализа в истории психологии

 

 

В наше время термин «психоанализ»  известен всем, как и имя его  создателя - Зигмунда Фрейда. Он принадлежит  к той немногочисленной когорте  мыслителей, которым суждено было коренным образом изменить представления  человека о самом себе.

Фрейд однажды высказал мнение, что за всю свою историю человечество испытало три значительных удара  по своему коллективному Эго. Первый такой удар был нанесен польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543), который доказал, что Земля не является центром Вселенной: она всего лишь одна из множества планет, вращающихся вокруг Солнца. Вторым откровением стало в XIX веке учение Чарльза Дарвина, показавшего, что человек не является уникальным, отличным от всего живого видом и потому не может претендовать на какое-то особое место в мире. Он не более чем один из высокоорганизованных видов животных, которые, в свою очередь, возникли в ходе эволюции из более низких форм жизни. Третий удар нанес сам Зигмунд Фрейд, провозгласив, что человек не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при помощи разума [5].

Фигура З. Фрейда выражает с собой два века с их разными  устремленностями и философскими пристрастиями: XIX век с его культом научного знания и объективизма, верой в разум и прогресс и, одновременно, XX век – с его стремлением к подлинности человеческой субъективности, критическим настроем к традиции. Фрейд является мыслителем, чьи идеи глубоко вошли в современное общественное сознание на Западе и были довольно-таки основательно усвоены. Тем не менее, не прекращается дискуссия о том, является ли психоанализ философией, либо есть ли в нем содержание, которое можно отнести к философскому.

В этой дискуссии обозначились три позиции: 1) психоанализ не философия, хотя и способствует пониманию психологических  истоков возникновения философских  идей; 2) психоанализ не философия, но сам по себе требует философского осмысления; 3) имеет место психоаналитическая философия как специфическая антропология, базирующаяся на характерной совокупности постулатов [2].

Становление психоанализа по времени совпадает с развитием  других известных школ в психологии. Так, в год выхода в свет первой книги Фрейда и формального начала этого движения, ситуация была следующей: Вундту исполнилось 63 года, а Титченеру  еще только 28. Он только два года работал в Корнеллском университете и начал разрабатывать свою структурную психологию. Дух функционализма безраздельно господствовал в Соединенных Штатах. Еще не было ни бихевиоризма, ни гештальтпсихологии, Уотсону исполнилось 17 лет, а Вертгеймеру лишь 15.

Однако, ко времени смерти З. Фрейда, в 1939 году, ситуация существенно изменилась. Вундтовская психология, структурализм Титченера и функциональная психология - уже являлись достоянием истории. Гештальт-психология пришла из Германии и достаточно быстро стала популярной, однако безраздельным лидером американской психологии, безусловно, был бихевиоризм.

Несмотря на все разногласия, рассмотренные выше школы исходили из одного и того же академического наследия: в значительной мере все они черпали вдохновение в работах Вундта. Их понятия и методы рождались в лабораториях, библиотеках и лекционных аудиториях. Они отстаивали идеал чистой науки. Психоанализ же развивался в недрах психиатрической традиции, видевшей свою задачу в том, чтобы помогать тем людям, которых общество отвергло как «психически больных». Именно поэтому психоанализ никогда не был психологической школой в собственном смысле слова.

Психоанализ с самого начала выбивался из основного русла  психологической мысли по своим  целям, интересам и методам. Его  предметом было аномальное поведение, что сравнительно мало интересовало остальные школы; исходным методом  – клиническое наблюдение, а не контролируемый лабораторный эксперимент. И, кроме того, психоанализ преимущественно интересовался бессознательным - темой, которая практически игнорировалась прочими школами.

Вундт и Титченер не включали бессознательное в свои системы  потому что оно недоступно интроспекции и как следствие – невозможности свести его к каким-либо элементарным компонентам. Для функционализма с исключительным вниманием к сфере сознания бессознательное также не представляло особого интереса. Так, в учебнике по психологии Энджелла, вышедшем в 1904 году, бессознательному уделено не более двух страниц. В учебнике Вудворта 1921 г. этот вопрос рассматривается скорее, как некоторое недоразумение. В бихевиористской системе Уотсона бессознательное трактуется как всего лишь невербализованные действия индивида, которые не могут играть в его системе никакой существенной роли.

Тем не менее, есть объединяющий элемент психоанализа и базовых характеристик функционализма и бихевиоризма. Все эти направления подверглись значительному влиянию «духа механицизма», работ Фехнера в области психофизики и эволюционных идей Дарвина.

 

 

 

 

    1. Предшествующие влияния

 

 

На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали два источника:

1) философские концепции  бессознательных психических феноменов  и

2) работы в сфере психопатологии.

Теории бессознательного мышления

В самом начале XVIII века немецкий философ и математик Готфрид  Вильгельм Лейбниц (1646-1716) разработал концепцию, названную им монадологией. Монады, по мысли Лейбница, представляют собой единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Монады состоят не из материи в обычном  смысле слова. Каждая монада представляет собой непротяженную психическую  сущность. Хотя они и имеют психическую  природу, тем не менее им присущи  и некоторые свойства физической материи. Когда достаточное количество монад соединяются вместе, они  образуют протяженные объекты. Монады можно уподобить актам восприятия. С точки зрения Лейбница, активность монад, всецело протекающая в сфере идеального, психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательного до ясного и четкого сознания. Низшие уровни сознания называются малыми перцепциями, их сознательная реализация получила названия апперцепции.

Спустя столетие немецкий философ и педагог Иоганн Фридрих  Гербарт (1776-1841) развил эту лейбницевскую  идею. Он сформулировал концепцию порога сознания. По Гербарту, идеи, находящиеся ниже определенного порога, бессознательны. Когда идея поднимается до уровня сознания, она апперцептируется. Но Гербарт пошел дальше. Для того, чтобы та или иная идея могла подняться до уровня сознания, она должна быть сопоставима с теми идеями, которые уже находятся в сфере сознания. Несовместимые идеи не могут находиться в сознании одновременно. Идеи, противоречащие уже имеющимся в сознании, вытесняются. Вытесненные идеи находятся ниже порога сознания. Они во многом подобны малым перцепциям Лейбница. Согласно воззрениям Гербарта, различные идеи конкурируют между собой за возможность сознательной реализации. Он даже предложил математические формулы, позволяющие вычислить механику движения идей на пути к сфере сознания.

Информация о работе История психоанализа