История психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение истории психоанализа начиная от исторических предпосылок к его возникновению и заканчивая особенностями этого психологического направления в современной психологической науке.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Место психоанализа в истории психологии 4

Предшествующие влияния 6

История рождения психоанализа 14

Психоанализ как философское учение 19

Постфрейдистский психоанализ: «наследники» и «отступники» 22

Глава 2. Становление психоанализа в России 33

Психоанализ в дореволюционной России 33

Послереволюционный этап российского психоанализа 34

Психоанализ в современной России 36

Заключение 38

Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Реферат по философии науки.docx

— 100.16 Кб (Скачать файл)

Густав Фехнер также оказал значительное влияние на развитие теорий бессознательного. Как и Гербарт, он также использовал понятие  порога. Это ему принадлежит образ  психики как айсберга, который  произвел столь сильное впечатление  на Фрейда. Фехнер считал, что, подобно айсбергу, большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию ненаблюдаемых сил.

Работы Фехнера, оказались в числе предпосылок психоанализа. Фрейд цитировал книгу Фехнера «Элементы психофизики» в ряде своих работ. Некоторые важные моменты его концепции (принцип удовольствия, понятие психической энергии, интерес к изучению агрессии) также берут начало из фехнеровских разработок.

Разного рода представления  о бессознательном составляли важную часть общего интеллектуального  климата в Европе 80-х годов XVIII столетия. Именно в это время Фрейд  начинал свою клиническую практику. Причем бессознательное было предметом  интереса не только профессионалов; широкая  публика тоже любила порассуждать на эту тему. Книга Э. фон Гартмана «Философия бессознательного» была столь популярна, что выдержала  девять изданий в период с 1869 по 1882 годы. В 70-х годах XIX века появилось  еще, по крайней мере, полдюжины других работ, содержавших в названии слово  «бессознательное».

Ортодоксальный психоанализ  был основан Зигмундом Фрейдом  на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в  период ломки традиционных для того времени представлений о психике  и психических процессов. Как видно, анализ психических механизмов, в том числе и бессознательных, проводился и до 3. Фрейда. В других понятиях, других терминах были описаны бессознательные мотивационные процессы, символика психической продукции, роль сексуальной травмы и т.д. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине того времени отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного «полома», соответствующего любому болезненному явлению. Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов становится предметом пристального внимания исследователей различных специальностей. И. Кант говорил о бессознательном в психике человека, описывая «смутные» представления, которыми рассудок пытается овладеть, т.к. он не способен «избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих представлений...». Гегель рассматривает бессознательный тайник, в котором «сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании». А. Шопенгауэр продвигается несколько дальше, формулируя вывод о примате бессознательного над сознанием в своем произведении «Мир как воля и представление». Ф. Ницше уже пытается наполнить бессознательное определенными сюжетными механизмами, такими как «бессознательная воля к власти». К концу XIX века проблемой бессознательного занимаются не только философы, но и представители экспериментального направления в науке. В 1868 году английский физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным бессознательной мозговой деятельности человека. Доклад, прослушанный в Лондонском королевском институте вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году Майерс высказывает мысль о существовании «подкоркового сознания», функционирующего во многих актах жизнедеятельности человека [6].

Таким образом, Фрейд не был  первым, кто всерьез заговорил  о бессознательном в человеческой психике. Напротив, он сам полагал, что  философы до него уже многое сделали  в этой области. То новое, на что претендовал  именно он, касалось способов исследования бессознательного.

Исследования  по психопатологии

Первые упоминания о душевных болезнях относятся к 2100 до н. э. Жители Древнего Вавилона верили, что душевные недуги возникают из-за того, что  человеком овладевает демон. Их лечение  сочетало в себе магию и молитвы.

Древние иудеи расценивали  такие недуги как наказание за грехи. Они полагались при лечении  на магию и молитву. Греческие  философы - Сократ, Платон и Аристотель - считали, что причина душевных расстройств  кроется в нарушении упорядоченности  мыслительного процесса. А потому они рассчитывали на лечебную силу и убедительность разумных аргументов.

По мере распространения  и упрочения в Европе христианства в IV веке, к психическим расстройствам  вновь стали относиться как к  чему-то, достойному осуждения, как  к одержимости бесами и дьяволом. Надлежащее, с точки зрения церкви, лечение представляло собой сочетание морального и религиозного осуждения, пыток и других мучительных, варварских процедур по изгнанию бесов. С начала XV века и на протяжении трех последующих столетий инквизиция сурово преследовала еретиков и колдунов, притом признаки, по которым последних можно было узнать, представляли собой, по существу, детальное описание симптомов душевных расстройств. Единственным же лечением оставались жестокие пытки и мучения.

К XVIII веку душевные болезни  стали рассматривать просто как  иррациональное поведение. За это уже  не предавали казни, а помещали несчастных больных в лечебницы, больше походившие на тюрьмы, в которых никакого лечения не предполагалось. Людей держали на привязи, в цепях, а иногда выставляли на всеобщее обозрение, словно животных в зоопарке.

К началу XIX века постепенно распространяется более гуманное и  рациональное отношение к психическим  расстройствам. Одним из лидеров  нового подхода стал французский  врач Филипп Пинель (1745- 1826). Он утверждал, что душевные расстройства - это  естественное явление, и потому лечить их надо методами естественных наук. Он освободил пациентов от оков и  стал относиться к ним значительно  более гуманно. Именно он первым начал  записывать истории болезни и  отмечать характер и ход лечения. Количество пациентов, объявленных  излечившимися и выпущенных из психиатрических  лечебниц, под его руководством выросло  невероятно. Под влиянием подобного  примера цепи психические болезни все чаще становились предметом научного исследования.

Первым практикующим психиатром в Соединенных Штатах был Бенджамин  Раш (1745-1813). Согласно его взглядам, причиной иррационального поведения является излишек или недостаток крови. А  потому лечение основывалось на удалении излишков или, напротив, пополнении кровотока  при недостатке крови. Он сконструировал специальное вращающееся кресло, на котором больных раскручивали с огромной скоростью. В результате дело часто кончалось обмороком. На более ранних этапах своего лечения  Раш погружал пациентов в холодную воду. Считается, что именно он первым начал использовать специальные  методы транквилизации. Пациентов привязывали  к так называемому успокаивающему креслу и крепко сдавливали голову при помощи тисков большими деревянными  блоками.

На протяжении XIX века в  области психиатрии боролись две  основные школы - соматическая и психическая. Соматическая школа видела главную  причину аномального поведения  в физических нарушениях - таких, как  поражение головного мозга, недостаточная  стимуляция нервных окончаний или  же излишнее их напряжение. Психическая  школа, напротив, полагала, что причины  аномального поведения следует  искать в сфере психики. Однако в  целом ведущая роль принадлежала все же соматической школе. Ее позиции  были подкреплены авторитетом немецкого  философа И. Канта, который в свое время весьма язвительно высказывался по поводу попыток объяснить появление  умственных расстройств при помощи эмоциональных факторов.

Психоанализ явился своеобразным протестом против соматической ориентации. По мере достижения успешных результатов  в области лечения душевнобольных многие ученые все более приходили  к убеждению, что эмоциональные  факторы играют в развитии болезни не меньшую, а зачастую и большую роль, чем поражения мозга или какие-то иные физические причины.

Использование гипноза

Использование гипноза еще  больше подогрело интерес к исследованию психических причин аномального  поведения. В конце XVIII века интерес  медиков к гипнозу стимулировали  работы австрийского врача Франца Антона Месмера (1734-1815). Но еще в течение, по крайней мере, целого столетия официальная  медицина отрицала роль гипноза, относясь к месмеризму как к шарлатанству и мошенничеству. Широкая публика  тем не менее заинтересовалась этим явлением, превратив его в некий  род игры.

В Англии Джеймс Брэйд (1795-1860) назвал это явление термином «нейрипнология», от которого, собственно, и произошло  слово «гипноз». Именно благодаря  тщательным исследованиям Брэйда, а  также его безусловной репутации  сдержанного и ответственного исследователя, не склонного ко всякого рода преувеличениям и сенсационным заявлениям, гипноз начинает обретать некоторую научную  респектабельность.

Признание со стороны профессионального  сообщества гипноз получил прежде всего  благодаря работам французского врача Жана Мартина Шарко (1823-1893), главы нейрологической клиники  в Сальпетьере, парижском госпитале  для душевнобольных женщин. Шарко  удалось добиться некоторых успехов  в лечении истерии при помощи гипноза. Более того, он подробно описал симптомы истерии, а также процедуру  использования гипноза в строгих  медицинских терминах, что сделало  этот метод более приемлемым для  других врачей, а также для Французской  академии наук.

Работы Шарко первоначально  носили нейрологический характер. В  них речь шла прежде всего о  физических нарушениях и симптомах, таких, например, как паралич. Врачи  в большинстве своем вплоть до 1889 года продолжали приписывать истерию  действию физических и соматических причин, когда во главе психологической  лаборатории в Сальпетьере стал ученик Шарко Пьер Жане (1859-1947).

Жане отбросил представление  об истерии как о следствии  физических причин и вместо этого стал трактовать истерию как душевную болезнь. Он выдвинул предположение, что подлинными причинами истерии являются психические явления - и, прежде всего, нарушения памяти, навязчивые идеи и силы бессознательного. В качестве основного метода лечения был выбран гипноз.

Таким образом, ранние годы врачебной карьеры Зигмунда Фрейда пришлись на тот период, когда появлялось значительное число профессиональных публикаций о гипнозе, а также  по поводу психических причин развития душевных болезней.

Именно благодаря работам  Шарко и Жане отношение к душевным болезням в психиатрии постепенно менялось: в них все больше видели не проявление физических и соматических причин, а следствие психических и  душевных факторов. К тому времени, когда в печати появились первые работы Фрейда, термин «психотерапия» уже получил широкое распространение.

Учение Чарльза  Дарвина

В 1979 году известный историк  науки Фрэнк Дж. Салловэй опубликовал  книгу под названием «Фрейд: биология ума», в которой утверждает, что  Фрейд испытал на себе сильное  влияние со стороны Чарльза Дарвина.

Именно Дарвином был высказан ряд идей, которые потом легли в основу психоанализа. Это представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидений и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, о значимости сексуального пробуждения. Кроме того, Дарвин, как и Фрейд после него, сосредоточил внимание именно на нерациональных аспектах поведения и психики.

Дарвиновская теория также  оказала большое влияние на представления  Фрейда относительно развития детей. Дарвин передал некоторые свои заметки  и неопубликованные материалы Романесу, который, основываясь на них, выпустил впоследствии две книги, посвященные  психической эволюции человека и  животных. Салловэю удалось обнаружить несколько экземпляров работ  Романеса в личной библиотеке Фрейда с его рукописными пометками на полях. Романес развил дарвиновские представления о непрерывном характере эмоционального развития от раннего детства до взрослого состояния особи. Он предположил, что сексуальное влечение появляется у ребенка уже в возрасте семи недель от роду. Обе эти темы впоследствии стали центральными во фрейдовском психоанализе.

Дарвин настаивал на том, что человеческие существа подвержены воздействию биологических сил, в особенности инстинкту продолжения  рода и инстинкту поиска пищи, которые, по его мнению, составляют основу всякого  поведения. Менее чем через десять лет немецкий психиатр Ричард фон  Краффт-Эбинг занял сходные позиции: единственными инстинктами в  сфере человеческой психологии являются стремление к сексуальному удовлетворению и самосохранению. Таким образом, дарвиновская идея о важной роли секса  в мотивации человеческого поведения  была признана вполне респектабельными учеными.

Прочие влияния

Еще в годы учебы в университете Фрейду довелось соприкоснуться с механистическими идеями. Эта точка зрения была представлена в университете группой физиологов - учеников Иоганна Мюллера, среди  которых был и Гельмгольц. Они  основывались на тех представлениях, что, помимо физических и химических, в человеческом организме нет  других активно действующих сил. Фрейд также испытал на себе некоторое  влияние механистических воззрений. Подобных взглядов, в частности, придерживался  Эрнст Брюкке, один из ведущих профессоров  этого университета. Впоследствии под его влиянием Фрейд сформулировал свою детерминистическую концепцию поведения человека и назвал ее психическим детерминизмом.

Еще одним аспектом, в  котором проявилось влияние «духа  времени» на позицию Фрейда, было отношение  общественного мнения к вопросам секса, сама атмосфера Вены конца XIX века, где Фрейд жил и работал. Широко распространено ошибочное, по сути, мнение, что общество того времени  было в значительной мере подавленным, а потому откровенное обсуждение вопросов секса прозвучало шокирующе  и вызывающе. Хотя подавленная сексуальность и была типичной причиной невротических расстройств у женщин верхних слоев среднего класса (как, впрочем, и у самого Фрейда), которые составляли основную часть его пациентов, тем не менее, отношение к этим проблемам общества в целом было несколько иным. Даже викторианская Англия и пуританская Америка на самом деле были не столь благочестивыми и закомплексованными, как об этом принято говорить.

Интерес к вопросам секса  чувствовался как в повседневной жизни венского общества, так и  в научной литературе. Еще задолго  до появления теории 3. Фрейда в свет вышел целый ряд работ, посвященных  сексопатологии, детской сексуальности, а также влиянию вытесненных  сексуальных импульсов на душевное и физическое здоровье человека. В 1845 году немецкий врач Адольф Патце доказывал, что половое влечение проявляется  у ребенка не позднее, чем к трехлетнему возрасту. Этот вывод был подтвержден в 1867 году известным британским психиатром Генри Модели. В 1886 году вышла вызвавшая подлинную сенсацию книга Краффта-Эбинга под названием «Сексуальная психопатия». А в 1897 году венский врач Альберт Молль выпустил книгу, посвященную проблемам детской сексуальности и влечению детей к собственным родителям противоположного пола.

Информация о работе История психоанализа