История психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение истории психоанализа начиная от исторических предпосылок к его возникновению и заканчивая особенностями этого психологического направления в современной психологической науке.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Место психоанализа в истории психологии 4

Предшествующие влияния 6

История рождения психоанализа 14

Психоанализ как философское учение 19

Постфрейдистский психоанализ: «наследники» и «отступники» 22

Глава 2. Становление психоанализа в России 33

Психоанализ в дореволюционной России 33

Послереволюционный этап российского психоанализа 34

Психоанализ в современной России 36

Заключение 38

Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Реферат по философии науки.docx

— 100.16 Кб (Скачать файл)

Еще одной новацией в психоанализе стала теория объектных отношений, пришедшая в американскую психологию из Англии. Этот подход активно развивала Мелани Кляйн (1882-1960), отмечавшая наличие тесной эмоциональной связи между матерью и ребенком. Кляйн описывала связь матери и ребенка, скорее, в социально-когнитивных терминах, а не в сексуальных. Она строила свои выводы на основании непосредственных наблюдений за детьми. В традиционном же психоанализе взрослого пациента попросили бы самого вспомнить или реконструировать свои детские переживания.

К.Г. Юнг

Главные отличия аналитической  психологии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной  сферы, то для Юнга это жизненная  энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу, базовая жизненная энергия  либидо проявляется в росте и  размножении, а также в других видах деятельности - в зависимости  от того, что в данный момент времени  является наиболее важным для конкретного  человека.

Юнг отвергал фрейдовское  понятие эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями  ребенка и способностью матери их удовлетворять. По мере роста ребенка  у него появляются сексуальные потребности, которые накладываются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что  энергия либидо приобретает гетеросексуальные  формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия  сексуальных сил в детском  возрасте, однако свел сексуальность  до положения лишь одного из многих влечений в психике.

Еще одно существенное различие между позициями Фрейда и Юнга касается представления о направленности сил, определяющих личность человека. С точки зрения Фрейда, человек  есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами  на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к  пяти годам. Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

Третье различие между  позициями Фрейда и Юнга заключается  в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил  еще одно измерение в понимание  бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих  животных предков (коллективное бессознательное).

Юнг выделял два уровня бессознательного: индивидуальное и коллективное. Также он развивает учение об архетипах, экстраверсии и интроверсии, психологических типах личности.

Идеи Юнга оказали значительное воздействие на широкие сферы  религии, истории, искусства и литературы. Многие историки, теологи и писатели находили в его работах источник вдохновения. Однако в целом научная  психология просто проигнорировала  его аналитическую психологию. Многие его книги так и не были переведены на английский язык вплоть до 60-х годов XX века.

Его пренебрежение традиционными  научными методами казалось вызывающим многим психологам-экспериментаторам. Для них теории Юнга с их мистической  и религиозной основой были еще  менее приемлемыми, чем даже фрейдовская концепция. Он так же более полагался на клинические наблюдения и интерпретации, нежели на контролируемый лабораторный эксперимент.

Тем не менее, несмотря на весь его громадный вклад, основная масса  работ Юнга не получила большого признания  в психологии. Значительную известность  его идеи обрели лишь в 70-80-е годы нынешнего столетия, в основном благодаря  их мистической окраске.

Ниже приводятся взгляды еще двух «отступников» психоанализа, создавших собственные концепции социально-психологического плана: Альфреда Адлера и Карен Хорни. В рамках этой позиции поведение человека определяется в большей степени не биологическими факторами, а межличностными отношениями, в которые человек включен, особенно в детские годы.

А. Адлер

По убеждению Адлера, поведение  человека определяется в первую очередь  не биологическими, а социальными  факторами. Он ввел понятие социального  интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с  другими людьми и на достижение личных и общественных целей. В противоположность  Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в  большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Если Фрейд полагал, что поведение  определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчеркивал значение наших  целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления  некоторых событий в будущем, человек тем самым оказывает влияние на свое нынешнее поведение. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей (Ид, Эго и Супер-Эго), то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и согласованность личности. В основе его концепции - представление о единой движущей силе, лежащей в основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по его мнению, является стремление к превосходству или самоутверждению. Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Адлер не принимал утверждения  Фрейда о том, что только секс составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой  личности является генерализованное чувство  неполноценности. Первоначально Адлер  относил это чувство неполноценности  к телесным недостаткам, позднее же расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков - реальных или мнимых.

По Адлеру, борьба человека за превосходство носит всеобщий характер, но при этом возможны разные способы достижения поставленной цели. Люди по-разному осуществляют эту борьбу, что приводит в итоге к появлению уникальных, характерных только для данного человека методов или форм, которые Адлер назвал стилем жизни. Стиль жизни включает в себя те характерные поведенческие типы или приемы, при помощи которых человек компенсирует свою неполноценность, реальную или мнимую.

Концепция творческой силы Я составляет, безусловно, вершину  и кульминацию всей теории Адлера. Он высказал предположение, что человек может сам формировать свою личность в соответствии с собственным уникальным стилем жизни. Эта творческая сила составляет активный принцип его существования. Ее можно уподобить традиционному понятию души. Человек строит свое поведение на основе определенных способностей и того жизненного опыта, которым обладает благодаря наследственности и влияния окружающей среды. Но именно от него зависит, как именно воспринимать и истолковывать этот опыт, что, собственно, и создает основу стиля жизни.

Также Адлер развил идею о влиянии порядка рождения на структуру личности ребенка.

Концепция Адлера была с  пониманием встречена теми, кого не удовлетворял выстраивавшийся во фрейдовской  теории образ человека как существа, у которого доминируют сексуальные  мотивы, а все самое главное  происходит только в детстве. В целом, Адлер давал удовлетворительный и оптимистичный взгляд на природу  человека.

К. Хорни

Хорни, одна из ранних представительниц феминистского движения, изучала  фрейдовский психоанализ в Берлине. Сама она определяет задачи своего творчества, скорее, как дальнейшее развитие идей Фрейда, чем как претензию  на создание альтернативной позиции.

Разногласия с Фрейдом касались прежде всего представлений Фрейда о зависимости личности человека от неизменных биологических факторов. Хорни не принимала тезис об исключительной роли сексуальных факторов, подвергала сомнению эдипов комплекс, концепцию либидо, а также фрейдовские представления о структуре личности. В ответ на тезис Фрейда о том, что главным мотивом деятельности женщины является зависть к мужчине за то, что у него есть пенис, Хорни выдвигала противоположное утверждение: это мужчина завидует женщине потому, что у нее есть матка и она способна рожать. Хорни была убеждена, что именно эта зависть по отношению к матке лежит в основе бессознательного стремления мужчин принизить женщину, взрастить в ней чувство неполноценности. Отсутствие равных прав, возможностей и перспектив у женщины есть свидетельство попыток мужчин оправдать и закрепить свое господствующее положение. По Хорни, в основе всего этого в действительности лежит собственное чувство неполноценности мужчин.

У Хорни много расхождений  с Фрейдом и в понимании природы человека: по ее мнению, человек имеет в себе достаточно сил и желания для того, чтобы реализовать свой потенциал и стать вполне порядочным существом.

Хотя Хорни и отвергала  многие моменты фрейдовской системы, она все же принимала основную идею бессознательного, а также представление  об эмоциональной, внерациональной  мотивации поведения.

Центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной  тревоги, которая является результатом различных форм родительского поведения: подавления, недостатка заботы и любви, неустойчивого поведения. Все, что может нарушить взаимоотношения ребенка и родителей, способно вызывать базальную тревогу. Таким образом, это состояние имеет не биологическое, а социальное происхождение.

Место фрейдовских инстинктов в качестве факторов мотивации у  Хорни занимает стремление ребенка  обрести безопасность в угрожающем ему мире. По ее мнению, базовая мотивация  человека строится на потребности в  безопасности и освобождении от страха. Как и Фрейд, Хорни считала, что личность человека определяется в раннем детстве, но полагала, что человек сохраняет способность меняться и на протяжении всей жизни. Если Фрейд говорил о стадиях психосексуального развития, то Хорни сосредоточила внимание на том, как обращаются с ребенком его родители и воспитатели. Она не признавала универсального характера стадий развития (таких, как оральная или анальная), но полагала, что если нечто подобное и возникает, то все дело в родителях. В ребенке нет ничего универсального, все есть результат тех или иных культурных и социальных факторов или воздействий окружающей среды.

Базальная тревога берет начало во взаимоотношениях ребенка и родителей. Когда под влиянием социальных или психологических причин у ребенка возникает базальная тревожность, в ответ он вырабатывает некие поведенческие стратегии, позволяющие ему справиться с этим растущим чувством беспомощности и беззащитности.

В более поздних работах  она объединяет невротические потребности  в три большие группы: услужливая; отрешенная личность; агрессивная личность.

По ее мнению, причины  неврозов надо искать в неудачном  развитии взаимоотношений в детском  возрасте. Невроз можно предотвратить, если в детстве ребенок находит  в семье достаточно любви, тепла  и понимания, чувствует себя в  безопасности.

После пессимизма фрейдовской  теории оптимистичная точка зрения Хорни на возможность избежать неврозов была встречена психологами и  психиатрами с пониманием. Кроме  того, заслуживает внимания то, что  Хорни описывала развитие личности в терминах социальных сил, уделяя врожденным факторам весьма незначительное внимание.

В качестве примера постфрейдовской  психологии личности ниже приводятся работы трех «наследников» психоаналитического движения: Олпорта, Мюррея и Эриксона.

Гордон Олпорт

По Олпорту, ядро личности составляют мотивы деятельности. Для  того, чтобы объяснить характер мотивации, он ввел понятие функциональной автономии, означающее, что мотивация взрослого  человека функционально не связана  с его детскими впечатлениями. Мотивы деятельности человека не зависят от исходных обстоятельств их возникновения.

Для характеристики личности человека Олпорт использует латинский  термин proprium (проприум), что означает «свойственный, присущий». Личность - это  то, что принадлежит, присуще каждому  из нас. Она включает в себя все  уникальные, присущие нам и только нам черты, что составляет важнейшую  часть личности. Proprium проходит в  своем развитии от детского возраста до взрослого состояния семь стадий. Эти стадии не имеют ничего общего с фрейдовскими стадиями психосексуального  развития. Напротив, развитие идет на основе социальных факторов и преимущественно  на основе изменения взаимоотношений  с матерью, составляющих ядро proprium.

Олпорт говорит о трех типах черт личности: 1) кардинальные; 2) центральные и 3) вторичные черты.

Несмотря на всю свою влиятельность  в психологии, теория Олпорта не получила достаточного экспериментального подтверждения прежде всего из-за сложности перевода его концепции  в форму, поддающуюся проверке в  лабораторных условиях.

Позиция Олпорта, подчеркивающая уникальность человеческой личности, а также важность понимания личностных целей и ожиданий, оказала значительное воздействие на взгляды Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и других представителей гуманистической психологии. Работы Олпорта по теории личности сыграли существенную роль в возобновлении  интереса исследователей к этой теме.

Генри Мюррей

Система Мюррея, названная им персонологией, продолжала основные традиции классического психоанализа. Однако, как и Олпорт, Мюррей предпочитал строить свои заключения не на клинических наблюдениях, а на лабораторных данных.

Мюррей предпочел заниматься преимущественно физиологическими аспектами человеческой личности. В качестве центрального положения он выдвинул тезис о снятии напряжения. В его интерпретации этот процесс имел еще большее значение, чем даже у Фрейда. Также из фрейдовской традиции им были позаимствованы положения о роли бессознательного и о влиянии детских переживаний на поведение взрослого человека. В его системе присутствовали и понятия Ид, Эго и Супер-Эго, хотя и в несколько модифицированном по сравнению с ортодоксальным виде.

Информация о работе История психоанализа