История психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение истории психоанализа начиная от исторических предпосылок к его возникновению и заканчивая особенностями этого психологического направления в современной психологической науке.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Место психоанализа в истории психологии 4

Предшествующие влияния 6

История рождения психоанализа 14

Психоанализ как философское учение 19

Постфрейдистский психоанализ: «наследники» и «отступники» 22

Глава 2. Становление психоанализа в России 33

Психоанализ в дореволюционной России 33

Послереволюционный этап российского психоанализа 34

Психоанализ в современной России 36

Заключение 38

Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Реферат по философии науки.docx

— 100.16 Кб (Скачать файл)

Большая часть сопротивлений  психоанализу проистекает оттого, что  сильные чувства человечества были оскорблены содержанием учения. То же самое испытала дарвиновская теория происхождения, разрушившая созданную  высокомерием стену, которая отделяла человека от животного. Психоаналитическое учение о соотношении между сознательным Я и гораздо более сильным  бессознательным означало тяжелый  удар по человеческому самолюбию, который  можно назвать психологическим и присоединить к биологическому удару, нанесенному учением о происхождении человека Дарвина, и к более раннему космологическому, нанесенному открытием Коперника.

Признание психоанализа

Начало широкого признания  Фрейда и психоанализа образованным обществом относится к 1908-1920 годам. 26 апреля 1908 года в отеле «Бристоль» в Зальцбурге проходит Первый международный  психоаналитический конгресс, в котором  приняло участие 42 психолога, половину из которых составляли практикующие аналитики.

На Втором международном  психоаналитическом конгрессе в  Нюрнберге 30-31 мая 1910 года было учреждено  Международное психоаналитическое общество, существующее до сих пор. Президентом был избран К.Г. Юнг. Вскоре было официально объявлено о создании отделений общества в Берлине во главе с К. Абрахамом, в Вене во главе с А. Адлером, в Цюрихе во главе с Л. Бинсвангером. В России создается Русское Психоаналитическое общество.

Идеи Фрейда начинают реально  влиять на характер культурного развития XX века.

Быстрому развитию и оформлению психоанализа в отдельную науку  способствовали глубокие познания Фрейда в истории, культурологии, искусстве. Во многих своих работах он дал  новое психоаналитическое переосмысление этих понятий.

 

 

 

    1. Психоанализ как философское учение

 

 

Зигмунд Фрейд является одним  из тех мыслителей. Чьи идеи глубоко  вошли в современное общественное сознание на Западе. Тем не менее  до сих остается открытым вопрос «Является  ли психоанализ философией, либо –  есть ли в нем содержание, которое  можно квалифицировать как философское?»  [2].

По мнению В.И. Красикова, в этой дискуссии четко обозначены три позиции: 1) психоанализ – не философия, хотя и полезен для понимания психологических истоков возникновения философских идей; 2) психоанализ не философия, но сам требует философского осмысления; 3) есть психоаналитическая философия – специфическая антропология, основанная на характерной совокупности постулатов.

Сам Фрейд имел в этом отношении двойственную позицию: с  одной стороны, сознательно стремился  создать психоанализу имидж сугубо научной концепции человека, опирающейся  исключительно на клинические факты. Но с другой стороны, продуцировал модели (комплекс Эдипа и Электры, идеи об Эросе и Танатосе) со статусом предельности в отношении интерпретации человеческого существования. И хотя Фрейд утверждал, что психоанализ как специальная дисциплина, отрасль психологии не способен выработать собственное мировоззрение, а должен заимствовать его у науки, сам он много работал над созданием подобной «интеллектуальной конструкции», исходящей из установленных им предположений.

Первое предположение  – тезис о приоритете в человеческом существовании бессознательного (влечений и переживаний). Второе положение  касается дуализма человеческой природы: бессознательное обнаруживается в  человеке через влечения, сгруппированные  Фрейдом в два основных инстинкта: самосохранения (Эрос) и стремление к самоуничтожению (Танатос). Взаимодействие и противоречие между этими началами составляют феномен жизни. Личность человека имеет трехсоставной характер: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». И это третье положение фрейдовской теории. Последнее положение Фрейда говорит о том, что человек в своем поведении вынужден руководствоваться принципами удовольствия и реальности [2].

Итак, психоанализ не только вид психотерапевтической и клинической практики, одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.

Психоаналитическая концепция культуры содержится уже в «Толковании сновидений» (1900), поскольку сновидение рассматривается как приватная микрология сновидца, а мир представляет как сновидение народов. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюда название «глубинная психология», закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая «инвестирует» произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда — «человек желающий», у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок, но сознательный мир не столько рационален, сколько полон «рационализацией», то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. «Разумность» человека весьма ограниченна, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Предметом психоанализа является в первую очередь разного рода психопатологии, в которых эта «темная и недоступная сфера» берет верх над сознательной жизнью. Если такова природа человека, если фундаментом его существования является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогий между детским влечениями, неврозами, сновидениями — и произведениями культуры. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию.

Фрейдовское учение предлагает два варианта ответа на вопрос о  человеческой природе. Но и в том, и в другом случае им осуществляется биологизация человеческого существования. Одним из источников витализма Фрейда была «философия жизни». Другим источником была упрощенно понятая установка естествознания, а так же буржуазной социологии и антропологии XIX века сводить сложные социальные и психологические явления к элементарным физическим и биологическим процессам. Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми "точными" науками, которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Фрейд сосредоточил все внимание на том, что, по его мнению, присуще природе человека, то есть на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различных привнесений культуры, присущи всем людям.

Моделью его философской  антропологии был не просто человек  с его исключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех  больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. В конечном счете, и здоровая, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно ли был преодолен «Эдипов комплекс» или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из «доэдиповых» ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека.

Особенностью воззрения  Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью  которого за видимым обнаруживается сокрытое. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и «работу сна» — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше «Я» совсем не так «прозаично», как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции, называемой в некоторых источниках «Сверх-Я». В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

Поэтому истолкование сновидений имеет важное значение для психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — человек возвращается к детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является «биологический закон»: онтогенез есть повторение филогенеза.

Фрейд создал учение, которое  было использовано не только для объяснения поведения и мышления невротиков, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и  гуманитарных наук. Фрейд подчеркивал  наличие конфликтов в психике  человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида в ее истории и  в связи с действием некоторых  социальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и  сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных  уровней. Фрейду удалось показать и  некоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества, поскольку  те внутрипсихические конфликты, которые  он описывал, являлись отражением условий  существования людей в капиталистическом  мире [6].

 

 

    1. Постфрейдистский психоанализ: «наследники» и «отступники»

 

 

Уже через 20 лет после  появления новой школы от нее  откололось множество конкурирующих  между собой направлений, которые  расходились с исходным вариантом  системы по некоторым базовым моментам.

Неофрейдизм и  психология личности

Далеко не все последователи психоанализа непременно стремились подвергнуть ревизии или ниспровергнуть фрейдовскую систему в целом. Были среди них и такие, кто твердо держался центральных положений психоанализа, хотя, тем не менее, позволял себе пересматривать некоторые его аспекты.

Наибольшие перемены во взглядах таких лояльных фрейдистов касались понятия Эго. Права Эго было существенным образом расширено, и теперь его роль уже не сводилась только к подчинению Ид. Эго становится значительно более независимым: оно обладает собственной энергией и функциями, не сводимыми к энергии и функциям Ид. Более того, многие из неофрейдистов этого направления высказывали предположение, что Эго независимо и от тех конфликтов, которые возникают в сфере Ид.

Как известно, с точки зрения самого Фрейда, Эго всегда подчинено Ид и не может быть свободно от его импульсов. В новом варианте психоанализа Эго может функционировать независимо от Ид, что, безусловно, представляется значительным отходом от ортодоксальной позиции.

Еще одной существенной новацией неофрейдизма стала переоценка влияния биологических факторов на развитие личности в пользу усиления роли социальных и психологических сил. Пересмотру подверглась также роль детской психосексуальности и понятие эдипова комплекса. Согласно новой точке зрения, влияние этих факторов минимально. Развитие личности определяется не психосексуальными, а преимущественно психосоциальными факторами. Социальные воздействия в детском развитии имеют гораздо большее влияние, чем сексуальность, реальная или воображаемая.

Всех последователей З. Фрейда можно условно поделить на «наследников»  и «отступников». Это разделение широко используется во всех работах, описывающих историю психологии и в частности психоанализа.

Одним из лидеров неофрейдистской  Эго-психологии была дочь Фрейда Анна.

В 1927 году А. Фрейд опубликовала свою первую книгу под названием «Введение в технику детского анализа», которая обосновала необходимость создания особого направления психоаналитической терапии - детского анализа, который учитывал бы незрелость детской психики и сравнительно низкий уровень вербализации.

Внесенные ею нововведения касались использования игровых  методов в психоанализе, а также  наблюдения ребенка в домашней обстановке. Анна открыла свою клинику, в которой в течение многих лет принимала пациентов, а впоследствии основала психоаналитический центр. В этом центре проходили подготовку клинические психологи со всего мира. О ее работах сообщалось в ежегодных публикациях журнала «Психоаналитические исследования у детей», издававшегося с 1945 года. Собрание сочинений Анны Фрейд, выходившее в период с 1965 по 1981 год, насчитывает девять томов.

Анна Фрейд подвергла  существенному пересмотру ортодоксальную психоаналитическую теорию, расширив роль Эго и допустив его независимое от Ид функционирование. В работе «Эго и механизмы защиты» она развивала одно из базовых положений психоанализа - роль и функционирование механизмов, защищающих Эго от тревоги. Здесь она дала им четкое и ясное описание, снабдив его подробными примерами из области детского анализа.

Эго-психология в том ее виде, в каком она была развита  Анной Фрейд и ее последователями, стала преимущественной формой психоанализа в Америке в период 40-70-х годов  нынешнего столетия. Неофрейдисты намеревались сделать психоанализ частью научной психологии. И в значительной мере им это удалось путем упрощения фрейдовских понятий и перевода их на язык других концепций, придания им более операциональной формы, а также настоятельными попытками экспериментальной проверки психоаналитических гипотез и соответствующей корректировкой. Все эти действия позволили установить более приемлемые отношения между психоанализом и представителями академической экспериментальной психологии.

Информация о работе История психоанализа