История психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение истории психоанализа начиная от исторических предпосылок к его возникновению и заканчивая особенностями этого психологического направления в современной психологической науке.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Место психоанализа в истории психологии 4

Предшествующие влияния 6

История рождения психоанализа 14

Психоанализ как философское учение 19

Постфрейдистский психоанализ: «наследники» и «отступники» 22

Глава 2. Становление психоанализа в России 33

Психоанализ в дореволюционной России 33

Послереволюционный этап российского психоанализа 34

Психоанализ в современной России 36

Заключение 38

Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Реферат по философии науки.docx

— 100.16 Кб (Скачать файл)

По Мюррею, Ид содержит в себе врожденные, импульсивные тенденции и является основным поставщиком энергии для деятельности личности, что почти полностью совпадает с позицией Фрейда. Однако наряду с примитивными устремлениями к наслаждению, у Мюррея Ид включает в себя еще и социально позитивные тенденции, такие как эмпатия, идентификация и любовь. И хотя некоторые части Ид для нормального хода развития должны подвергаться подавлению, другие, напротив, должны проявлять себя совершенно свободно. В подобном сочетании можно увидеть следы юнговского архетипа тени, в котором также содержатся как желательные, так и нежелательные моменты.

Как и в работах неофрейдистов  эго-психологов, у Мюррея Эго выполняет активную роль и определяет собой поведение человека. Мюррей был уверен, что Эго выполняет не только служебные по отношению к Ид функции. Задача Эго состоит в том, чтобы подавлять одни, нежелательные импульсы, и способствовать выражению других, желательных импульсов в составе Ид.

Мюррей принимал фрейдовское положение о том, что Супер-Эго представляет собой интериоризованные культурные и социальные ценности, и что при помощи Супер-Эго индивид рассматривает свое поведение как соответствующее или не соответствующее тем или иным ценностям. Несогласие у него вызывало лишь представление о путях формирования Супер-Эго. С точки зрения Мюррея, Супер-Эго формируется не только под воздействием одного из родителей, но также и под влиянием сверстников и товарищей, литературы и мифологии. Супер-Эго не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту, но продолжает меняться на протяжении всей жизни человека.

Как и Фрейд, Мюррей считал, что личность проходит в своем  развитии ряд ступеней. На каждой стадии ведущим является определенный способ достижения удовлетворения. Данные стадии запечатлеваются в личности в  виде определенного комплекса - это  и есть нормальный путь воздействия  бессознательного на развитие личности.

Теория Мюррея породила целую  волну исследований по проблеме потребностей и методам количественной оценки личностных характеристик. Некоторые  из его положений, - такие как потребность  в принадлежности к группе, потребность в достижении желаемого, - получили достаточно надежное экспериментальное подтверждение.

Эрик Эриксон

Теория Эриксона рассматривает  развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой  смерти. При этом центральной темой  подобного развития выступает поиск  собственной идентичности.

По Эриксону, человек на протяжении своей жизни проходит восемь психосоциальных стадий развития, каждая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Подобные кризисы неизбежно возникают  на каждой стадии психосоциального развития, поскольку социальные и физические условия среды создают ситуации нового вызова. Человек может выбирать между двумя основными путями разрешения кризиса: адаптивным или  неадаптивным. И только когда кризис миновал, получил соответствующее  разрешение и личность изменилась, человек готов к преодолению  нового кризиса.

Первые четыре стадии повторяют  фрейдовское членение: оральная, анальная, фаллическая стадии и латентный период, в котором Эриксон, однако, подчеркивает больше не биологические и сексуальные факторы, а социальные. Последние четыре стадии Эриксона охватывают период от детства до старости (возраст, который Фрейд практически игнорировал).

Каждая из таких психосоциальных  стадий и соответствующих им кризисов может иметь позитивный результат  при условии, что удается ее разрешить  адаптивным образом. Если же кризис разрешается  неадаптивным образом, ситуацию еще  можно поправить, если адаптивное решение  удается достичь на следующей  стадии развития. Поэтому оптимистическая  перспектива сохраняется на всех стадиях развития.

Эриксон полагал также, что  на протяжении всех стадий развития сохраняется  возможность сознательного контроля и коррекции, что прямо противоречит убеждению Фрейда об определяющей роли в развитии личности исключительно  детского периода жизни. Эриксон  признавал, что детские впечатления  могут быть чрезвычайно важны  и даже иметь решающее значение в  тех или иных случаях. Его возражения строились на том, что на последующих  стадиях человек способен преодолеть или скорректировать негативные последствия детских конфликтов. Всегда сохраняется возможность  достижения главной цели человеческой личности - установления позитивной идентичности Эго.

Концепция идентичности эго  Эриксона стала предметом довольно многочисленных экспериментальных  исследований. Работы Эриксона оказали  существенное влияние на развитие психоанализа, образование, социальную работу, консультирование по профессиональным вопросам и по проблемам семьи и брака. Нынешний интенсивный рост исследований по проблемам  развития личности в среднем и  пожилом возрасте в значительной мере основан на его работах.

Современное состояние  психоаналитических традиций

Некоторые современные варианты психоанализа уже настолько далеко ушли от его изначального, фрейдовского варианта, что сохраняют свое название лишь для того, чтобы отличить себя от бихевиористской и экспериментальной  линий в психологии.

Психоанализ в настоящее  время значительно более раздроблен в теоретическом отношении, чем  бихевиоризм. Сколь бы ни были велики различия между ортодоксальным бихевиоризмом  и необихевиористами, а также нео-необихевиористами, все они в целом разделяют представление Джона Б. Уотсона о том, что именно поведение человека должно быть в центре внимания любого психологического исследования. Напротив, далеко не все, а точнее, вообще меньшинство последователей Фрейда продолжают заниматься изучением бессознательного и биологических факторов как центральной задачей своих исследований.

Свое влияние психоанализ  оказал и на развитие социально-психологических  идей. Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам 3. Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его работе 1921 г. «Массовая психология и анализ человеческого Я» (в английском варианте ее название выглядит несколько по-иному и буквально переводится как «Групповая психология и анализ Эго»). Данная книга Фрейда принадлежит к группе работ, написанных в 20-е годы, в которых он предпринимает усилия по завершению построения своей системы взглядов. Это книги «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), названная выше «Групповая психология и анализ Эго» (1921), и «Я и Оно» (1922). Характерно, что в названных работах Фрейд больше не занимается психопатологией, его интерес сосредоточивается на нормальной личности, ее структуре. Особенно важно отметить также представленную в данных работах Фрейда тенденцию выхода за границы собственно психологии личности и обращения к вопросам социальной психологии, социологии, философии, истории, наметившуюся в очерках «Тотем и табу» (1912—1913). Важнейшими методологическими приемами, используемыми в подобных случаях, оказываются аналогия и экстраполяция, т.е. перенос положений и принципов, вычлененных при анализе невротика, на новые области социального знания. В частности, этот прием оказывается основным при раскрытии Фрейдом в работе «Групповая психология и анализ Эго» существа групповых связей, природы групповой динамики.

Известно, что важнейшим  путем к объяснению личности невротика  для Фрейда было обнаружение психологических  механизмов функционирования такой  первичной группы, как семья. В  дальнейшем эти механизмы положены в основу интерпретации межличностных  отношений, по существу, во всякой человеческой группе. В этом смысле Фрейд не проводит различия, в частности, между малой и большой группами. Специфически понятые семейные связи оказываются в равной мере прототипом групповых отношений в том и другом случае. Ключевыми понятиями фрейдовской теории групповой динамики являются понятия десексуализированного либидо и идентификации. Именно к ним апеллирует Фрейд, отвечая на вопрос о природе сил, связывающих людей в группе.

В социальной психологии с  опорой на идеи Фрейда развиты: динамическая теория функционирования группы В. Байона, согласно которой группа – макровариант индивида, и, следовательно, она характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность, т.е. потребностями, мотивами, целями и т.п.; теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда, которая построена на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т-группах, или группах тренинга человеческих отношений, группах самоанализа; трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. По мнению Шутца, индивид во взаимоотношениях с другими следующим образом реализует опыт межличностных отношений своего детства: когда он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации, аналогичной своей же позиции в отношениях с родителями в период детства, его взрослое поведение ориентируется на его поведение в детстве по отношению к родителям или значимым другим. Если же он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации подобной позиции своих родителей в отношениях с ним в детстве, его взрослое поведение ориентировано на поведение его родителей или значимых других по отношению к нему, ребенку. К теориям социальной психологии, апеллирующих к фрейдисткому психонализу можно отнести также теорию авторитарной личности Т. Адорно. По мнению автора и коллег, авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате в нем развивается враждебность, которая не может прямо вылиться на фрустрирующий его объект — родителей, так как он боится их. Потребность ребенка подавлять враждебность по отношению к родителям ведет к идентификации с фрустрирующей властью, к идеализации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, т.е. внешние группы, которые обычно оказываются группами более низкого статуса. По мнению авторов, боязнь собственных импульсов и потребность жестко их подавлять ведут к ригидной организации личности, к стереотипному мышлению [1].

Подобное многообразие вариантов  и направлений психоанализа можно  рассматривать и как показатель его жизненности и силы, и как  свидетельство слабости и угасания. В настоящее время еще рано выносить окончательное суждение. Однако нельзя не видеть, что многообразие школ психоанализа говорит прежде всего о том, что Зигмунду Фрейду удалось затронуть некие чрезвычайно важные аспекты психики человека.

Глава 2. Становление  психоанализа в России

 

 

2.1. Психоанализ в дореволюционной России

 

 

Россия являлась одной  из немногих стран, где уже в 1904 году появилась переведенная на русский язык работа З.Фрейда «О сновидениях». С этого времени началось практическое знакомство русских ученых с психоаналитическими идеями Фрейда.

В истории развития психоаналитических идей в дореволюционной России можно  выделить два временных периода, в течение которых психоаналитическое учение Фрейда встретило поддержку  среди части русских ученых. Первый период датируется 1904-1909 годами и характеризуется первоначальным ознакомлением русских ученых с психоаналитическими идеями, а также отдельными попытками применить их в клинической практике. Так, А.А. Певницкий был одним из первых отечественных врачей, который в 1907 году применил метод Брейера - Фрейда для лечения нервнобольных, а 13 марта 1908 г. на заседании научного собрания врачей Санкт-Петербургской клиники душенных и нервных заболевании сделал доклад «Случаи навязчивых состояний, леченные по психоаналитическому методу Брейера - Фрейда», в котором изложил результаты своей клинической деятельности. Рассказав об истории болезней шести пациентов, где применение данного метода лечения дало положительные результаты, он подчеркнул, что в одном случае психоанализ способствовал быстрому излечению от страданий, испытываемых человеком на протяжении 25 лет.

Второй этап начинается с 1910 года, когда стал издаваться журнал «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии», редактором которого был Н.А. Вырубов. В журнале с самого начала были широко представлены психоаналитические материалы как теоретического, так и клинического характера. В 1911 году в журнале публикуются переведенные на русский язык некоторые работы Фрейда. К ним относятся, в частности, такие фрейдовские статьи, как «К психологии любовной жизни», «О «диком» психоанализе», «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Поэт и фантазия». В дальнейшем на страницах журнала периодически появляются переводы работ А. Адлера, Э. Вехберга, В. Штекеля, К. Юнга и других известных в то время психоаналитиков.

В это время в дореволюционной России были переведены на русский язык и опубликованы многие работы Фрейда, вышедшие в различных изданиях Москвы, Петербурга, Одессы. Особенно продуктивными в этом отношении оказались «Психотерапевтическая библиотечка» под редакцией Н.Е. Осипова и О.Б. Фельцмана, а также «Библиотека психотерапии» под редакцией Н.А. Вырубова, подготовившие и выпустившие в свет целый ряд работ основоположника психоанализа. На протяжении четырех лет до начала первой мировой Войны в России были изданы такие работы Фрейда, как «Психопатология обыденной жизни», «О психоанализе. Пять лекций», «Три статьи о теории полового влечения», «Психологические этюды», «Бред и сны в «Градиве» В. Йенсена», «Психология сна», «Леонардо да Винчи», «Психоанализ детского страха. Анализ фобии пятилетнего мальчика», «Толкование сновидений». Труды Фрейда получили широкое распространение в дореволюционной России. То же самое можно сказать и о работах других психоаналитиков - К. Абрахама, В. Штекеля, О. Ранка, Г. Закса и ряда других. Публикация работ Фрейда и его последователей, реферативные и аналитические материалы о психоаналитической литературе, освоение психоаналитических методов лечения в клинической практике и обсуждение их результатов - все это способствовало объединению части русских врачей и ученых с целью профессиональной разработки теории и практики психоанализа.

Согласно официальному биографу основателя психоанализа Э. Джонсу, в  мае 1911 года Л. Дрознес из Одессы позвонил Фрейду в Вену и сообщил об организации  Русского психоаналитического общества, основателем которого были Н. Вырубов, Н. Осипов и другие психоаналитически  ориентированные врачи и ученые. (Правда, факт основания данного  общества документально не подтвержден). В том же году в Москве образовался  психиатрический кружок «Малые пятницы», председателем которого был В.П. Сербский. Наряду с ведущими русскими психотерапевтами, в бюро кружка входили  Н. Осипов, М. Асатиани, О. Фельцман и  другие врачи, интересовавшиеся психоанализом. Поэтому в различного рода докладах и обсуждениях на этом кружке значительное внимание уделялось психоаналитической проблематике [7].

 

 

2.2. Послереволюционная история психоанализа в России

 

 

Первая мировая война  замедлила распространение психоаналитических идей в России - прекратилось издание  журналов, свернулась издательская деятельность, приостановились психоаналитические исследования и проведение конгрессов, конференций и семинаров.

С окончанием первой мировой  войны и после Октябрьской  революции 1917 года психоаналитические идеи вновь получили широкое распространение  в России, несмотря на то, что некоторые  психоаналитики покинули страну. Они начали использоваться как в психиатрии и психотерапии, так и в педагогике и литературоведении. В Москве, Одессе, Петрограде, Казани, Ростове-на-Дону возникали группы и кружки, участники которых проявляли значительный интерес к теории и практике психоанализа. В постреволюционную Россию возвращаются некоторые психоаналитики, к примеру, С. Шпильрейн, которая долгое время находилась за рубежом и работала в Берлине, Мюнхене, Женеве.

Информация о работе История психоанализа