История психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение истории психоанализа начиная от исторических предпосылок к его возникновению и заканчивая особенностями этого психологического направления в современной психологической науке.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Место психоанализа в истории психологии 4

Предшествующие влияния 6

История рождения психоанализа 14

Психоанализ как философское учение 19

Постфрейдистский психоанализ: «наследники» и «отступники» 22

Глава 2. Становление психоанализа в России 33

Психоанализ в дореволюционной России 33

Послереволюционный этап российского психоанализа 34

Психоанализ в современной России 36

Заключение 38

Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Реферат по философии науки.docx

— 100.16 Кб (Скачать файл)

В 1921 году по инициативе И. Ермакова и И. Вульфа создается Русское  психоаналитическое общество, членами  которого стали многие русские ученые, проявлявшие интерес к теории и практике психоанализа. Его председателем  стал профессор Государственного психоневрологического  института И. Ермаков (1875-1942), который  еще в дореволюционный период обратился к психоанализу, сделав в 1913 году доклад об учении Фрейда на научном  собрании врачей психиатрической клиники. По своей значимости Русское психоаналитическое общество было фактически третьим центром  психоанализа после Вены и Берлина.

В то же время в Москве открывается детский дом «Международная солидарность», где под руководством В. Шмидт использовались психоаналитические методы воспитания и лечения детей. В 1922 году при Наркомате просвещения на базе этого детского дома создается Государственный психоаналитический институт. Начинает свою издательскую деятельность психологическая и психоаналитическая библиотека под редакцией профессора И.Д. Ермакова, подготовившая и опубликовавшая целую серию психоаналитических работ. На протяжении 20-х годов издаются практически все основные труды З.Фрейда, а также работы многих видных зарубежных психоаналитиков - К. Абрахама, Ф. Виттельса, Э. Джонса, М. Кляйн, А. Фрейд, К. Юнга и других. Кроме этого, издаются оригинальные исследования русских психоаналитиков, принимавших активное участие не только в научной жизни России, но и в работе международных психоаналитических организаций, конгрессов, в издании журналов.

Начало-середина 20-х годов  явились пиком развития русского психоанализа в постреволюционной  России. Причем в те годы русские  психоаналитики играли значительную роль в развитии международного психоаналитического  движения. Надо сказать, что к середине 20-х годов они составляли примерно одну восьмую часть всех членов Международной психоаналитической ассоциации.

Но, по мере того как коммунистическая идеология набирала силу, положение  начало радикально меняться. Сначала  началось идейное наступление на психоанализ, сопровождаемое не только критикой учения Фрейда, но и административными  мерами, направленными на изгнание психоаналитических методов исследования и лечения из клиники и исследовательских лабораторий. В дальнейшем явственно стал проявляться прямой запрет на теорию и практику психоанализа.

14 августа 1925 года принимается официальное постановление о закрытии Государственного психоаналитического института. Сворачиваются ранее начатые психоаналитические программы и исследования. Возникают осложнения в издательской деятельности психологической и психоаналитической библиотеки под редакцией И. Ермакова. В 1928 году закрывается детский дом «Международная солидарность», а в 1933 году официально прекращает свою работу Русское психоаналитическое общество.

Деятельность и исследования сторонников психоанализа были прекращены самым решительным образом. Психоанализ  был уничтожен, т.к. был потенциально опасным для политической культуры, создающей систему подавления всякого инакомыслия независимо от того, находились ли его носители у подножия или на вершине государственной пирамиды власти.

Одни психоаналитически  ориентированные ученые и врачи  сумели покинуть страну, другим пришлось отказаться от психоаналитических методов  исследования и лечения. С середины 30-х и на протяжении 40-х годов  публичные упоминания о психоанализе просто не допускались, да и потом  на протяжении долгих лет психоанализ  ассоциировался с «буржуазной идеологией», сохранив этот ярлык вплоть до середины 80-х годов [3; 7].

 

 

2.3. Психоанализ в современной России

 

 

Начало возрождения психоанализа в России можно отнести к тому факту, что в 1978 году в Тбилиси  состоялся Международный симпозиум  по проблемам неосознаваемой психической  деятельности, в работе которого впервые  после 30-х годов приняло участие  большое количество зарубежных психоаналитиков. В печати появились материалы, отражающие интерес некоторых отечественных  ученых к психоаналитическому учению Фрейда. Однако вплоть до середины - конца 80-х годов оценки психоанализа со стороны ряда философов, психологов и медиков носили на себе печать идеологического противостояния фрейдизму.

Только с началом «перестройки» российские психологи и врачи получили возможность беспрепятственно заниматься психоанализом.

В 1987 году состоялся первый визит в Москву французских психоаналитиков из «Института Фрейдовского Поля», а в 1988 году - американских психоаналитиков из «Американской психоаналитической Ассоциации».

После этого начались публикации работ З.Фрейда после почти 60-летнего  перерыва, фактически снявшие табу с издания психоаналитической литературы.

Наиболее существенным моментом этого периода явилось создание Российской психоаналитической ассоциации (1990), куда вошли большинство наиболее известных ныне российских психоаналитиков  и ее включение в структуру  Международной психоаналитической ассоциации (1991).

С этого момента начали выходить в свет периодические издания по психоанализу, такие как «Российский психоаналитический вестник», Философский психоаналитический журнал «Архетип» (1995), «Журнал практического психолога» (1996, Москва), серии книг «Библиотеки психоаналитической литературы», «Современный психоанализ», начался перевод и издание массовыми тиражами работ классиков и специалистов по современному психоанализу и публикация ряда монографий современных отечественных авторов по различным проблемам психоанализа, стали проводиться Всероссийские и Международные конференции по психоанализу.

В общем, в конце ХХ - начале XXI веков произошло существенное оживление психоаналитической активности в России, которая приобрела осмысленный и целенаправленный характер.

Одним из значительных и  перспективных результатов этого  стала возможность профессионального  общения российских специалистов с  зарубежными коллегами. Иностранные психоаналитики получили возможность приезжать в Россию и оказывать практическую помощь в становлении психоаналитического образования, профессиональной психотерапевтической деятельности и просветительской работы, а все возрастающее количество российских специалистов - получать соответствующую профессиональную подготовку в различных странах Европы и США.

Большое значение имеют беспрецедентная  для России массовая подготовка кадров психоаналитиков и распространение  психоаналитической терапии. В течение  последних 20 лет создан целый ряд психоаналитических институтов, получивших право обучать специалистов по психоанализу, среди них Восточноевропейский институт психоанализа (1991, Санкт-Петербург), Институт психоанализа (1995, Москва), Институт практической психологии и психоанализа (1998, Москва) и некоторые другие.

В течение этих лет созданы  и создаются многие психоаналитические ассоциации и общества. В силу естественной природы вещей и диалектического  характера развития, не все психоаналитические институции выдерживают проверку временем, но все они внесли и вносят определенный вклад в развитие российского психоанализа и создают современную психоаналитическую среду [7].

 

 

Заключение

 

 

Возникнув в начале века одно из направлений медицинской  психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение  чуть ли не всех мировоззренческих  проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов  людей в Западной Европе и, в особенности, в США.

Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.

Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или  даже симптоматику культуры. Психоанализ  развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов  исследования бессознательных психических процессов к «метапсихологии», то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и «судьбах влечений».

Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религоведении, социальной психологии и социологии и т.д. Уже в ранних работах  Фрейда содержатся его основные философские  идеи, осуществляется выход за пределы  специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда  как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.

В России психоанализ проделал долгий и трудный путь, но и сегодня ведутся многочисленные исследования, основанные не только на практике клинического консультирования, но и таких научных методах, как структурированное глубинное интервью и наблюдение. Публикации этих исследований широко представлены в периодических научных журналах психоаналитического сообщества, результаты их обсуждаются на семинарах и научных конференциях.

В целом можно сказать, что фрейдовский психоанализ  оказал существенное воздействие как  на американскую, так и на российскую академическую психологию. Интерес  к идеям Фрейда продолжает оставаться довольно высоким и сегодня.

Зигмунд Фрейд создал оригинальную, и как показало время жизнеспособную теорию, хотя в основу ее положил  явление, не подвластное осознанию. Поэтому исследователь может  лишь строить предположения по поводу бессознательного и накладывать  его гипотетические признаки на реальность человеческой жизни.

Фрейдовская теория привела  к появлению многочисленных модификаций (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Эриксон и  др), содержание главных понятий  теории Фрейда при этом существенно  изменились. Но все же представителей психоанализа объединяет признание  позиции «сознательное-бессознательное».

Оценивая психоанализ  Фрейда, нужно, прежде всего, помнить  две вещи. Во-первых, во времена Фрейда психология делала свои первые шаги как  наука. Во- вторых, эти первые шаги были сделаны именно в области подсознания (бессознательного).

Взгляды З. Фрейда вышли за границы психологии и наложили отпечаток  на состояние развития разных форм культуры ХХ столетия. Созданное им направление положило основу психологической помощи человеку и тем самым утвердило психологию как науку, которая имеет свою реальную практику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 272 с.
  2. Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия (Философская пропедевтика). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – 416 с.
  3. Лейбин В.М. Зигмунд Фрейд и психоанализ в России
  4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура М.: Ренессанс, 1992.
  5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с., ил.
  6. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е перераб. – изд. М.: Мысль, 1976. – 463 с.
  7. http://www.psychoanalyse.ru

 


Информация о работе История психоанализа