Коррекция негативных личностных качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Негативные эмоциональные состояния у ребенка могут формироваться вследствие изменения взаимоотношений в семье, что в свою очередь способствуют повышению риска дезадаптации. Цель работы: разработка программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии и оценка ее эффективности. Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: сказкотерапия как метод психокоррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии 7
1.1. Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста 7
1.2. Сказкотерапия как метод коррекции негативных психокачеств личности детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Негативные качества личности ребенка старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы сказкотерапии 44
Глава 2. Методы и организация исследования психокачеств старших дошкольников 50
2.1. Описание выборки и организация исследования 50
2.2. Методы исследования 51
2.2.1. Исследование личностной тревожности (методика Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) 51
2.2.2. Изучение самооценки дошкольника методика "Лесенка" (в модификации Т.Д. Марцинковской) 64
2.2.3. Методика «Цветовая социометрия» 67
2.2.4 Проективная методика «Волшебная страна чувств» 69
2.3. Программа сказкотерапии для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста 70
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии 72
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования 72
3.1.1. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности 72
3.1.2. Сравнительный анализ показателей исследования самооценки дошкольника 79
3.1.3. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального состояния 83
3.1.4. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям 85
Заключение 91
Список литературы 93
Приложение 1 97
Приложение 2 98
Приложение 3. 104

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

Только в особо нужных ситуациях и только старшие дошкольники  могут сдерживать свои чувства, скрыть их внешние проявления.

Источником эмоциональных  переживаний ребенка становятся в первую очередь его взаимоотношения  со взрослыми и другими детьми, а также те ситуации, которые произвели на него новое, необычное, сильное впечатление. Поэтому чем больше впечатлений получает ребенок, тем более дифференцированными становятся его эмоциональные переживания.

Одной из ведущих потребностей детей дошкольного возраста является потребность в эмоциональном благополучии – в ласке, в защите, во внимании и уважении, в признании их прав и потребностей. Ее удовлетворение учит ребенка платить другим "любовью за любовь". Обратные проявления по отношению к ребенку (непринятие его, грубость, невнимание и т.д.) формируют чувство неуверенности в себе, страха, недоверия, невротические реакции и недоверчивое поведение. Особое место здесь имеет чувство страха – за себя, за других; страх быть покинутым, быть непринятым и т.д. На базе этих страхов может сформироваться так называемая «невротическая триада» – тики, заикание, энурез. Будучи закрепленными, эти реакции не способствуют нормальному развитию личности и ее социальным контактам [47].

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Ребенок ведет себя плохо, если:

1. желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания;

2. желает властвовать  над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной  сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях;

3. желает за что-то  отомстить взрослому. При этом  в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения;

4. ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи.  В этом случае герои коррекционной  сказки оказывают главному герою  поддержку и предлагают способы  преодоления страха;

5. у него не сформировано  чувство меры. В этом случае  психокоррекционная сказка может  довести ситуацию до абсурда,  показывая последствия поступков  героя, и оставляя выбор стиля  поведения за ним [18].

Эмоциональное состояние  ребенка проявляется в поведении, будь то радость, грусть, гнев или удивление. Все знают, что по мимике, жестам, пластике, голосу можно определить, во власти какой эмоции пребывает человек. В повседневной жизни мы легко определяем настроение окружающих нас людей по так называемым выразительным движениям, по легким, иногда едва уловимым, изменениям в выражении лица, во взгляде, в интонации.

Ребенка приводят к психологу  для избавления от страхов, тиков, плохой адаптации, замкнутости, «заторможенности» и для решения других проблем. Однако это лишь симптомы, проявление которых видны.

Основные проблемы возникают  от недостаточно сформированной Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего  хаоса, от слабости Я.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева переводит данные положения на символический язык следующим образом. «Представьте себе, что внутри нас находится целая страна, в которой есть президент (или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.

Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной  и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно  занявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязанностях». [17].

Таким образом, задача психолога, педагога, воспитателя, родителя заключается в «усилении» короля и «расстановке» придворных по местам, соответствующим их назначению. То есть избавление ребенка от ощущения внутреннего хаоса.

У детей старшего дошкольного возраста после психокоррекционного воздействия получены отличия по переменным: радость, удовольствие, страх, вина, злость, интерес. Показатели детей старшего дошкольного возраста снизились по переменным: страх, вина, злость, стали более выраженными по переменным: радость, удовольствие, интерес.

Таким образом, проведение программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста способствует снижению таких негативных проявлений как страх, вина, злость, и способствует более активному проявлению эмоций радости, удовольствия и интереса.

Выводы и практические рекомендации

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration: n


Информация о работе Коррекция негативных личностных качеств