Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 193.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РосНОУ)


Факультет психологии и педагогики

 

                                                           «Допущена к защите»

                        Зав.кафедрой практической психологии

                 кандидат психологических наук, профессор

                                ___________________Н.Н. Азарнов

                                            «___»______________2014 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии

 

 

 

 

 

Автор:

Чеботарева Юлия Александровна

Номер группы: ПЗ-6

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Научный руководитель:

Феоктистова Светлана Васильевна

 

 

 

 

 

Москва

2014г.

 

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8

    1. Страх как психологическая категория,  его сущность и характеристика__8
    2. Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28

1.3 Метод  сказкотерапии в коррекции детских  страхов_________________36

Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49

2.1. Цель, гипотеза  и задачи исследования____________________________49

2.2. Методика  исследования _______________________________________49

2.3. Анализ  и интерпретация результатов  исследования_________________56

Заключение______________________________________________________77

Список использованной литературы_________________________________80

Приложения_____________________________________________________84

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.  

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются  страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова. Однако эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов, механизмы и причины их возникновения недостаточно изучены. Основные исследования эмоции страха и механизмов его возникновения под влиянием деструктивных детско-родительских отношений на середину XX века. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. А.И. Захаров разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду. В то время в качестве причины детских страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Лебединский и др.).

Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, посвящены изучению невротических страхов и фобий у взрослых, большое внимание уделяется психотерапии страхов (Д. Вольпе, Дж.Келли , Ф. Шапиро, Ч. Спилбергер и др.).

Причинами страхов у детей начала XXI века являются военные действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах массовой информации. Наиболее распространенными жалобами бесланских детей были страхи, нарушение сна, ночные кошмары (А.Л. Венгер, Е.И. Морозова). Страхи чеченских детей, переживших военные действия, имеют специфические особенности, обусловленные социокультурной ситуацией (И.А. Бурлакова, Л.А. Ибахаджиева).

Причиной возникновения страхов у современных детей могут служить

также новые стандарты образования, трудности вхождения детей в школьную жизнь, социальное неравенство в школе, вызывающее раздражение родителей и обеспокоенность будущим своих детей, отсюда их сверхтребовательность к собственному ребенку. Проблема возникновения страхов нередко осложняется тем, что многие родители не знают, как правильно реагировать на те или иные проявления эмоционального неблагополучия ребенка.

Перечисленные причины обуславливают необходимость получения

современных данных о содержании, форме проявления, возрастной динамике детских страхов. Проблема детских страхов и способы их коррекции становится особенно актуальной в рамках психологии развития и возрастной психологии.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

В психологии детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказкотерапии: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Вачков И.В., Гавриш Н.В., Зинкевич-Евстигнеева  Т.Д. Кургановой М.Г., Струниной Е.М., Ушаковой О.С.и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказкотерапии  для коррекции социальной дезадаптации у детей дошкольного возраста.

По определению Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Исходя из актуальности проблемы исследования и её недостаточной разработанности, была определена тема исследования, сформулированы гипотеза, цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования- выявить роль сказкотерапии в коррекция детских страхов

Исходя из поставленной цели, мы выделили следующие задачи:

1.Рассмотреть страх как психологическую категорию

2.Изучить формы и виды страхов, а также причины страхов детей 5-7 лет.

3.Проанализировать  роль сказкотерапии в коррекции детских страхов.

4. Провести  эмпирическое исследование, направленное  на изучение особенностей коррекции  страхов у детей посредством  сказкотерапии.

5 Описать  и проанализировать получнные  результаты исследования

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование сказкотерапии в коррекционных целях позволит уменьшить и снизить переживания страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач были использованы следующие методы:

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмпирические: Наблюдение, беседа, тстирование, опытно-эксперементальная работа, использовались тесты:

  • Методика А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модифицированная М.А. Панфиловой )
  • «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова
  • Проективный тест «Сказка» (Сказка «Страх»)  Луизы Дюсс

Для статистической обработки исходных данных применялся t-критерий Стьюдента с использованием программы компьютерной интегрированной системы обработки данных «SPSS 15.0» в среде Windows.

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С.Лебединской, А.В.Суворовцевой, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г.Эберлейн.

Практическая значимость работы заключается в использовании коррекционной программы в работе психологов и воспитателей  дошкольных учреждений  по профилактике возрастных страхов у детей дошкольного возраста.

Эмпирическая база исследования: МБДОУ детский сад № 2 г. Конаково. В иследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе

    1. Страх как психологическая категория,  его сущность и характеристика

Эмоция страха - базисное эмоциональное состояние, связанное с защитной реакцией избегания опасности. Ключевой психологический процесс возникновения этой эмоции - когнитивная оценка и интерпретация воспринимаемых человеком событий.

Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки с одной стороны, проблема страхов не нова но, с другой стороны, исследования эмоциональной сферы человека, в том числе и особенностей страхов, их механизмы и причины их возникновения являются достижениями конца 19- начала 20 века. Переживание страха в той или иной степени было предметом философского рассмотрения уже древних мыслителей. Диоген из Синопа (ок. 400—325 гг. до н. э.) разграничивал переживания актуальной опасности и страха перед будущей опасностью. Ибн-Сина (Авиценна) подчеркивал, что у человека в отличие от всех других «живых творений», страх связан не только с непосредственным восприятием опасности, но и с предчувствием возможной опасности. К числу философов, которые в наибольшей степени оказали влияние на современные представления о тревожности и страхе, относится Б. Спиноза.

Страх для Спинозы - существенное состояние души, проявляющееся в ожидании боли и неприятностей, которые могут произойти в ближайшем будущем. В качестве важного субъективного условия возникновения страха Спиноза выделял наличие чувства неуверенности и неопределенности. С чувством страха многие философы связывали происхождение религии (Б. Спиноза, Демокрит, Т. Лукреций Кар, Д. Юм, Поль Анри Гольбах, Л. Фейербах и др.)

Наибольшее влияние на психологические исследования феномена страха оказала философия экзистенциализма и взгляды С. Кьеркегора. Он разделял конкретный страх-боязнь и глубинный иррациональный страх. С. Кьеркегор рассматривает совершенно особый страх, порождаемый «ничто». С. Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности, связывает страх с греховностью — с первородным грехом и грехом «единичного индивида». Особое внимание С. Кьеркегор уделяет тем интимно- личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска - в отличие от конкретного страха-боязни. Полномасштабные исследования эмоции страха приходятся на середину XX века. В связи с этим в настоящее время существует множество теорий, объясняющих эмоциональные особенности и переживания страхов и определяющие их в зависимости от особенностей той концепции, в русле которых проводились исследования. Так страх определяется как «душевное движение» (Г. Ланге), «неподдельный инстинкт» (У. Джемс), «неприятное чувство» (3. Фрейд), «защитная реакция» (А. Маслоу).

Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии