Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 193.46 Кб (Скачать файл)

На формирующем этапе работы мы использовали комплекс профилактических занятий. В работе  мы использовали опыт Т. Шишовой.  Нами была составлена программа профилактической работы со старшими дошкольниками. Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 – 25 минут.  В основу данной программы легли игры и упражнения из книги Т. Шишовой  «Страхи – это серьезно», и книги  «Азбука общения» под ред. Л. М. Шипициной.

Цель программы – профилактика возрастных страхов  у детей дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решались  следующие задачи:

  • Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  • Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  • Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  • Создание условий для преодоления страхов у детей;
  • Формирование навыков выражения эмоционального настроения;
  • Содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;
  • Совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке.

Для статистической обработки исходных данных применялся t-критерий Стьюдента с использованием программы компьютерной интегрированной системы обработки данных «SPSS 15.0» в среде Windows.

Данный критерий был разработан Уильямом Госсетом для оценки качества пива в компании Гиннесс. В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны (руководство Гиннесса считало таковой использование статистического аппарата в своей работе), статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент).

Требования к данным

Для применения данного критерия необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. В случае применения двухвыборочного критерия для независимых выборок также необходимо соблюдение условия равенства дисперсий. Существуют, однако, альтернативы критерию Стьюдента для ситуации с неравными дисперсиями.

Требование нормальности распределения данных является необходимым для точного теста. Однако, даже при других распределениях данных возможно использование статистики. Во многих случаях эта статистика асимптотически имеет стандартное нормальное распределение, поэтому можно использовать квантили этого распределения. Однако, часто даже в этом случае используют квантили не стандартного нормального распределения, а соответствующего распределения Стьюдента, как в точном тесте. Асимптотически они эквивалентны, однако на малых выборках доверительные интервалы распределения Стьюдента шире и надежнее.

Таким образом, нами рассмотрены методы и методики, используемые нами для проведения эмпирического исследования, направленного на коррекцию страхов у детей посредством сказкотерапии.

 

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования

 

Нами была проведена методика «Страхи в домиках»  М.А. Панфиловой, с целью выявления видов и уровней страха.

Методика проводилась отдельно с каждым ребенком. Дети, у которых количество страхов превышало норму, характерную для его возраста и пола, относились в группе с повышенным уровнем страхов.

Как мы уже говорили, ребенку предлагалось нарисовать два дома — красный и черный (в нашем случае мы давали  ребенку лист с уже нарисованными домами).

В эти дома детям предлагалось расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи».

 После  выполнения задания ребенку предлагается  закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить  или потерять.  Для анализа полученных результатов мы подсчитали страхи в черном доме и сравнили их с возрастными нормами.

И так в ходе анализа по методике «Страхи в домиках»  М.А. Панфиловой, мы получили результаты, предложенные в таблицах №2 и 3

 

Таблица №2

Индивидуальные результаты диагностики по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой (констатирующий этап)

№ п/п

Страхи

                                                         
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Общее количество

1

         

*

*

   

*

 

*

 

*

       

*

*

     

*

*

*

*

*

 

12

2

*

 

*

*

   

*

         

*

*

*

*

 

*

 

*

     

*

*

*

 

*

 

13

3

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

   

15

4

*

 

*

*

   

*

   

*

   

*

       

*

 

*

 

*

   

*

*

     

10

5

*

 

*

*

 

*

*

   

*

*

 

*

*

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

 

19

6

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

   

12

7

*

 

*

*

         

*

*

 

*

*

*

*

         

*

 

*

*

*

 

*

 

14

8

*

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

 

13

9

*

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

 

13

10

   

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

             

*

*

*

 

*

 

11

11

*

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

 

10

12

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

   

10

13

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

             

*

 

*

   

10

14

   

*

     

*

     

*

     

*

   

*

   

*

     

*

 

*

 

*

9

15

*

 

*

*

   

*

   

*

*

 

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

 

13

16

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

   

11

17

*

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

 

12

18

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

   

11

19

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

   

13

20

*

 

*

*

   

*

   

*

   

*

*

*

*

 

*

 

*

 

*

 

*

*

*

 

*

 

16


Где: 1) когда остаешься один; 2) нападения бандитов; 3) заболеть, заразиться;  4) умереть;5) того, что умрут твои родители;6) каких-то людей;7) потерять маму или папу;8) того, что они тебя накажут; 9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;11) перед тем как заснуть;12) страшных снов;13) темноты;14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);17) когда очень высоко (страх высоты);18) когда очень глубоко (страх глубины);19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);20) воды;21) огня;22) пожара;23) войны;24) больших площадей;25) врачей (кроме зубных);26) крови;27) уколов;28) боли;29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

 

 

 

 

Таблица №3

Количество страхов, которым подвержен ребёнок по методике «Страхи в домиках от 12 до 19 страхов»  М.А. Панфиловой

№ п/п

Количество страхов

Норма по А.М.Захарову

1

12

Сверх нормы

2

13

Сверх нормы

3

15

Сверх нормы

4

10

Сверх нормы

5

19

Сверх нормы

6

12

Сверх нормы

7

14

Сверх нормы

8

13

Сверх нормы

9

13

Сверх нормы

10

11

Сверх нормы

11

10

Сверх нормы

12

10

Сверх нормы

13

10

Норма

14

9

Норма

15

13

Сверх нормы

16

11

Сверх нормы

17

12

Сверх нормы

18

11

Сверх нормы

19

13

Сверх нормы

20

16

Сверх нормы


 

На основе количественного  анализа таблицы, что в группе детей  количество страхов сверх нормы  выявлено у 18 человек, а это 90% и лишь у  2 детей количество страхов соответствует норме.

На основе количественного  анализа таблицы, что в группе детей  количество страхов сверх нормы  выявлено у 18 человек, а это 90% и лишь у  2 детей количество страхов соответствует норме.

Данные результаты представлены на рисунке №1.

 

 

Рис.№1 Количество страхов, которым подвержен ребёнок по методике «Страхи в домиках»  М.А. Панфиловой

 

 

Далее проанализируем результаты, полученные по  методики «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова.

Цель методики: выявить виды и уровни страхов у старших дошкольников.

Детям предлагалось после предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращалось внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.

По окончании рисования ребенка просили  рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Далее сравнивались  с нормами проявления возрастных страхов по А.И.Захарову  (См. Таблицу №4).

 

 

 

 

Таблица №4

Таблица страхов детей дошкольного возраста по А.М.Захарову

Название страха

мальчики

девочки

 

3

4

5

6

7 (дошк)

3

4

5

6

7 (дошк)

1. Остаться дома в одиночестве

     

*

*

     

*

*

2. Нападения

     

*

*

     

*

*

3. Заболеть, заразиться

   

*

       

*

   

4. Умереть

     

*

*

     

*

*

5. Смерть родителей

                   

6. Чужих людей

*

   

*

   

*

 

*

*

7. Потеряться

*

*

     

*

*

     

8.Мамы и папы

   

*

       

*

*

 

9. Наказания 

     

*

           

10. Баба-яги, Кощея бессмертного, Бармалея  и т.д.

*

*

*

   

*

*

     

11. Страшных снов

 

*

 

*

   

*

*

 

*

12. Темноты

*

*

 

*

 

*

*

   

*

13. Животных

 

*

 

*

     

*

   

14. Транспорта

   

*

       

*

   

15. Стихийных бедствий

*

     

*

   

*

 

*

16. Высоты

   

*

 

*

     

*

*

17.Глубины

       

*

     

*

*

18. Маленьких тесных помещений

       

*

*

 

*

   

19. Воды

 

*

       

*

*

   

20. Огня

*

       

*

*

   

*

21. Пожара

 

*

   

*

 

*

     

22. Войны

   

*

         

*

 

23.Больших помещений, улиц 

             

*

   

24. Врачей

*

   

*

 

*

   

*

 

25. Уколов

*

 

*

   

*

   

*

*

26. Боли

       

*

   

*

*

 

27. Резких громких звуков

                   

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

 

В ходе анализа рисунков  нами были получены результаты, представленные в таблице 5.

 

 

 

 

Таблица №5

Результаты по методике «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова

№ п/п

Животные

Сказочные герои

Чужих людей

Темноты

Огонь

Пожар

Стихийные бедствия

Маленькое пространство

1

*

             

2

     

*

       

3

           

*

 

4

         

*

   

5

   

*

         

6

           

*

 

7

*

             

8

*

             

9

   

*

         

10

   

*

         

11

 

*

           

12

   

*

         

13

   

*

         

14

 

*

           

15

             

*

16

*

             

17

     

*

       

18

           

*

 

19

   

*

         

20

       

*

     

Обший %

20%

10%

30%

10%

5%

5%

15%

5%

Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии