Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 193.46 Кб (Скачать файл)

Где * - присутствие данного страха

 

Из анализа таблицы мы видим, что большинство детей нарисовали чужих людей, что составило 30 % от общего числа детей, 20 % детей нарисовали животных (собак), рисунки  15% детей  представляли собой стихийные бедствия, у 10 %  детей был нарисован страх  «Сказочных героев» (чудище и домовой) и у 10% страх «Темноты». По одному человеку нарисовали «Пожар» (5%) , «Огонь» (5%), «маленькое пространство» (5%).

 

 

 

 

Таблица №6

Исследование страхов с помощью методики «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова

Не нарисовали

Нарисовали

страх

Страх

10%

90%


 

Наглядно это представлено на рисунке №2

 

 

 

Рис. №2 Страхи, которым подвержен ребёнок по методике «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова

Условные обозначения:

% -  количество детей, которые подвержены страхам.

Страх, которым подвержен ребенок: 1.Животные; 2. Сказочные герои; 3.Чужих людей; 4.Темноты; 5.Огонь; 6.Пожар; 7.Стихийные бедствия; 8.Маленькое пространство.

 

Так же из анализа рисунков у некоторых детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур, обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить.

Даллее нами была проведена диагностика по   тесту  «Сказка»  Луизы Дюсс.

Тест «Сказка» является методом выявления и снятие агрессии у детей. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходиться делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписывать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.

Цель этого теста выявить уровень проявления страхов у детей .

Нами была использована сказка про «Страх».

В ходе исследования детям предлагалось послушать сказку:  «Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»

Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.

Типичные тревожащие ответы: «Боится, что его украдут», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится оставаться один», «Боится дьявола», «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать», «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Результаты исследования  представлены в таблице 7

Таблица 7

Ответы  по методике «Сказка» Луизы Дюсс

№ п/п

Типичные тревожащие ответы

1

*

2

 

3

*

4

*

5

*

6

 

7

*

8

*

9

*

10

*

11

*

12

*

13

 

14

 

15

*

16

*

17

*

18

*

19

*

20

 

Общий %

75%

 

Где * - присутствие данного параметра 

 

Итак, в ходе анализа по методике «Сказка» Луизы Дюсс, мы получили следующие результаты: так «Типичные нормальные ответы» выявлены у 5 (25%) испытуемых,. их ответы звучали следующим образом «Боится, что мама поругает», «Боится темноты», «Собаку увидел и боится».

«Типичные тревожащие ответы» выявлены 15 детей  а, это 75%.

У этих детей звучали ответы следующим образом, «Боится оставаться один», «Боится, что собака  залезет в кровать», «Цыганка хочет его украсть » и т.д.

Для более детального рассмотрения результатов диагностической программы нами была составлена сводная таблица результатов по всем методикам. Полученные результаты занесены в таблицу  8.

Таблица 8

Сводная таблица результатов диагностической программы по выявлению возрастных страхов у дошкольников

 

«Страхи в домиках»

«Нарисуй свой страх»

«Сказка»

     
 

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Присутствие страха

18

90

18

90

15

75

Отсутствие страха

2

10

2

10

5

25

Всего

20

100

20

100

20

100


 

Итак, проведенная диагностическая программа позволила выявить, что в данной группе у 90% детей выявлен высокий уровень страхов. 

Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.  

Проведенная нами диагностическая работа показала необходимость профилактики  возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста.

На основании этого нами было разработан и частично апробирован комплекс  профилактических занятий.  В работе  мы использовали опыт Т. Шишовой.

Нами была составлена программа коррекционной работы со старшими дошкольниками. Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 – 25 минут.

В основу данной программы легли игры и упражнения из книги Т. Шишовой  «Страхи – это серьезно», и книги  «Азбука общения» под ред. Л. М. Шипициной.

Цель программы – профилактика возрастных страхов  у детей дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решались  следующие задачи:

  • Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  • Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  • Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  • создание условий для преодоления страхов у детей;
  • формирование навыков выражения эмоционального настроения;
  • содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;
  • совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке.

Нами была разработана следующая структура занятия:

Приветствие.

Этюд на выражение страха.

Сказка или ролевая игра.

Игры на развитие эмоциональной сферы.

Релаксация.

В таблице 9  представлено примерное тематическое планирование.

 

Таблица 9.

Примерное тематическое планирование по профилактике возрастных страхов у дошкольников

п/п

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работа, упражнений

1

«У страха глаза велики».

Создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страха.

Приветствие.

Этюд «У страха глаза велики».

Сказка «У страха глаза велики».

Игра-инсценировка «Зайчики и волк».

Релаксация «Разговор с лесом».

2

«А вкусная была капуста.

Способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха.

Приветствие.

Этюд «Разное настроение».

Сказка «А вкусная была капуста».

Игра  "Пятнашки".

Игра-инсценировка «Зайчики и волк».

Релаксация «Порхание бабочки».

3

«Почему грустил трусишка».

Формировать навыки выражения эмоционального настроения.

Приветствие.

Этюд «Зайчики».

Сказка «Почему грустил трусишка».

Игра «Бобры».

Релаксация «Плывем в облаках».

4

«Смелый трусишка».

Совершенствовать пути преодоления страха.

Приветствие.

Этюд «Гроза».

Сказка «Смелый трусишка».

Игра «Смелый заяц».

Релаксация «Необычная бабочка».

5

«Как побороть страх».

Способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

Приветствие.

Этюд «Зайчики отдыхают».

Сказка «Страх мой враг мой».

Игра «Жмурки с голосом».

Релаксация «Что рассказало море».

6

«Спать пора».

Формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.

Приветствие.

Этюд «На стуле».

Сказка «Спать пора».

Игра « Жмурки с голосом».

Релаксация «Путешествие в волшебный лес».


 

 На примере двух занятий проанализируем  их  проведение.

В первом занятии  мы ставили перед собой цель создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов.

В начале занятия нами использовался ритуал приветствия, для этого   детям было предложено  встать  в круг, взяться   за руки и поприветствовать  друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.

Далее нами был использован этюд «У страха глаза велики».

Мы  вместе с детьми вставали  в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагали  всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза», –  добавляли мы. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяли  движения вслед за нами

«Но теперь страх уменьшается», – говорили мы  и делали  вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить  за нами.

Выполняя с детьми упражнение,  мы подводили  их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения  мы предлагали  детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

Далее нами использовалась ролевая игра «У страха глаза велики». В ходе проведения этюда в основном все дети были настороженны, проявляли интерес, прятались за ладони, в конце этюда дети были радостными, что все хорошо закончилось и смеялись над зайчишкой- трусишкой.

После проведения этюда нами была проведена игра-инсценировка «Зайчики и волк». Целью игры было научить  детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Для завершения занятии мы проводили релаксацию  «Разговор с лесом».

Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться.

Мы  сообщали  детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагалось  мысленно перенестись в лес. Дети закрывали  глаза, клали  мягкие, расслабленные руки на колени. Далее мы называли  то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы, поляна и др. Перечисляли, всевозможный живой и неживой мир леса. Предлагали  детям «пообщаться» с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр.

На этом занятие было окончено.

Далее мы провели второе занятие.

Цель второго занятия - способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха.

В начале мы провели ритуал приветствия. Для этого мы детям напомнили как мы приветствовали друг друга на прошлом занятии. Дети самостоятельно поприветствовали друг друга.

Далее нами был проведен этюд «Разное настроение».

Для этого мы детям читали  текст стихотворения, а дети изображали мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. В ходе проведения этюда дети были эмоциональны, изображали все эмоции.

После проведения этюда нами была прочитано детям сказка «А вкусная была капуста».

Вначале мы детям предложили вспомнить кто такой Зайчишка – трусишка и почему его так назвали.

В ходе прочтения сказки мы отметили, что дети  в начале сказки испугались, в конце сказки дети были спокойны и уравновешенны, для поддержания интереса к последующим занятиям нами было обещано интересное продолжение игры.

Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии