Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 193.46 Кб (Скачать файл)

Рассматривая причины возникновения и природу страха, 3. Фрейд попытался ответить на вопрос, что представляет собой так называемый первичный страх. Он готов был признать, что первое состояние страха возникает тогда, когда ребенок отделяется от матери. В то же время он выразил несогласие с О. Ранком, который рассматривал первичный страх как следствие травмы рождения. С его точки зрения, страх может возникать и без прообраза рождения. Не разделял он и мнение о том, что первичным следует признать страх смерти.

В противоположность подобным взглядам основатель психоанализа высказал предположение, что первичным является страх кастрации, связанный с переживаниями ребенка по поводу реальной или воображаемой угрозы, исходящей от его родителей, воспитателей, авторитетов. Страх кастрации, по словам 3. Фрейда, является, вероятно, тем ядром, вокруг которого впоследствии, с формированием Сверх-Я, нарастает страх совести [44, с.197].

Согласно 3. Фрейду, местом сосредоточения страха является не Оно (бессознательное), а Я (сознание). Я испытывает давление с трех сторон: на него оказывает воздействие внешний мир; Я находится во власти бессознательных влечений; ему приходится считаться с нравственными запретами и угрозами карающей совести. Если Я вынуждено признать свою слабость, то в этом случае, подчеркивал 3. Фрейд, у человека возникает страх - реальный страх перед внешним миром, невротический страх перед силой страстей Оно и страх совести перед Сверх-Я.

Одним из трудных вопросов, связанных с психоаналитическим пониманием истоков возникновения и природы страха, был вопрос о соотношении между вытеснением бессознательных влечений человека и образованием страха. Первоначально 3. Фрейд полагал, что энергия вытеснения ведет к возникновению страха, то есть само вытеснение превращается в страх.

В дальнейшем он пересмотрел свою позицию по этому вопросу. Согласно поздним представлениям 3. Фрейда, при вытеснении происходит не новое психическое образование, ведущее к страху, а воспроизведение предшествующего страха. Страх создает вытеснение, а не вытеснение - страх.

В конечном счете основатель психоанализа был вынужден признать, что чувство страха не поддается нашему пониманию. Вопрос о происхождении страха как такового заставляет оставлять бесспорно психологическую почву и вступить в пограничную область физиологии [47].

По мнению Д. Рапапорта, инстинктивные влечения не объясняют таких феноменов, как психологическая защита, когнитивные синтезы и дифференциация. Не объясняют они и роль внешней стимуляции в поведении.

Инстинктивное влечение или мотив определяются Д. Рапапортом как побуждающая внутренняя или интрапсихическая сила, которая является безусловной, цикличной, избирательной, замещаемой [33].

Эти характеристики определяют побуждающую природу влечений или мотивов и помогают отделить их отпричин, но отдельные пункты этого разделения кажутся спорными. Например, некоторые основания и желания называются мотивами или рационализациями мотивов, со всеми перечисленными определяющими характеристиками, а другие основания не мотивы, потому что им не свойственны замещаемость или цикличность.

Более того, познавательное или исследовательское поведение является функцией причин (а не мотивов), поскольку его детерминанты (преимущественно внешние) не демонстрируют цикличности, избирательности и замещаемости.

Данные четыре характеристики, определяющие побуждающую природу инстинктивных влечений, скорее, континуальные величины, чем дихотомические категории. Таким образом, влечения различаются по степени, в которой они безусловны, цикличны, избирательны и замещаемы.

Инстинктивные влечения имеют четыре другие определяющие характеристики: силу влечения, цель, достигаемую в результате удовлетворения влечения, объект или что-либо удовлетворяющее влечение, источник, или лежащий в его основе соматический процесс.

Д. Рапапорт делает следующее заключение: «основываясь на разных теориях, можно сделать предположение о механизме эмоций, не противоречащее имеющимся фактам [33, с. 111]. Воспринимаемый объект служит инициатором бессознательного процесса, который мобилизует неосознанную инстинктивную энергию; если для этой энергии нет открытых свободных путей ее проявления (это тот случай, когда инстинктивные требования конфликтны), она находит разрядку через другие каналы, иные, нежели произвольные действия. Разряжающие процессы эмоциональное выражение и эмоциональное чувство —могут возникать симультанно или могут следовать одно за другим, или же могут быть одиночными. Поскольку в нашей культуре редки открытые пути проявления инстинктов, эмоциональные разрядки различной интенсивности случаются постоянно. Таким образом, в нашей психической жизни, кроме ≪истинных≫ эмоций, описанных в книгах — ярости, страха и т. д., существует целая иерархия эмоциональных явлений, ранжированных от наиболее интенсивных к умеренным конвенциональным, интеллектуализированным» [33, с. 129].

В концепции У. Мак - Дугалла, страх тесно связан с ситуацией, в которой осуществляется деятельность человека. При этом он относит страх к классу эмоций неуспеха, которые позволяют человеку определить неуспешность и даже опасность осуществляемой им деятельности, прекратить неадекватную ситуации деятельность, играют роль спасения от истощения организма и нерезультативной деятельности [28].

В мотивационной теории эмоций Р.У. Липпера [27; 177] эмоции отождествляются с мотивами, влияют на организм человека таким же фундаментальным образом, как и мотивы физиологического происхождения. Р.У. Липпер делит имеющиеся у человека мотивы на две группы: физиологические и эмоциональные мотивы. Физиологические мотивы инициируются и возникают под влиянием химических процессов, происходящих в организме, эмоциональные мотивы определяются сигналами, напоминающими раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы. Страх порождается в первую очередь эмоциональными мотивами, поскольку возникает при непосредственной опасности для организма или угрозе целостности сознания человека. При этом страх вызывает определенные физиологические изменения в организме, но они не являются первичными и не определяют переживание страха. Другими словами, страх не является следствием химического гомеостаза организма [27, с. 95].

В отличии от Р.У. Липера, П. Экман предложил нейрокультурную теорию эмоций. С точки зрения этой теории, у человека имеются базисные эмоции, к ним П.Экман относит и страх, переживание и способы выражения которых не зависят от культуры и связаны с неконтролируемыми реакциями.

В теории К. Изарда эмоция страха представляется как базовая эмоция, составляющая основу мотивационной сферы человека. При этом сочетанье страха с другими базовыми эмоциями влечет за собой возникновение такой производной эмоции, как тревога [18].

Как базовая эмоция страх имеет следующие критериальные характеристики:

- страх  обладает уникальной мотивационной  функцией, заключающейся в том, что  мотивируется только определенный  класс действия в определенных  ситуациях, отличающихся от действий  и ситуаций, мотивированных например, эмоциями радости;

- влияние  страха на когнитивную сферу  человека имеет свои специфические  особенности, а также особенным  образом по сравнению с другими  эмоциями переживается человеком;

- страх  четко связан со всеми сферами  личности человека: мотивационной, поведенческой, когнитивной, аффективной, в то же время и эти структуры  оказывают влияние на проявление  и переживание страха;

- страх  связан с другими эмоциями  человека, взаимодействуя с ними, он оказывает влияние на проявление  других эмоций так же, как и  другие эмоции влияют на проявление  страха.

Страх, по мнению К. Изарда, являясь базовой эмоцией, включает в себя четко переживаемое или осознаваемое ощущение, связанное со всеми системами организма, он поддается наблюдению, то есть очень четко проявляется в мимических и пантомимических действиях [18].

Когнитивные теории эмоций рассматривают связь эмоций и когнитивных процессов, место и роль когнитивной оценки ситуации в эмоциональном процессе. Представителями когнитивных теорий эмоций в зарубежной психологии являются С. Шехтер, Е. Сингер Р.С. Лазарус, Ж.П. Сартр, М. Арнольд.

В когнитивной теории С. Шехтера эмоция определяется как «недифференцированное возбуждение плюс знание».

Физиологические механизмы, лежащие в основе переживания страха, являются, на его взгляд, одинаковыми для всех эмоций, они не дифференцируются от содержания и качества эмоции. Это качество определяется тем, как человек интерпретирует и оценивает ситуацию. Так, если человек оценивает ситуацию, как угрожающую, физиологическое возбуждение, возникающее в данной ситуации переходит в страх, а не в радость или удивление. Другими словами, переживание страха зависит от автономного возбуждения и от когнитивной интерпретации этого возбуждения - заключения человека о его причинах на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.

В экспериментах С. Шехтера было также показано, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в значительной степени зависит от того, как сопереживают этому человеку другие находящиеся рядом люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий относится к  тому человеку, которому сопереживает.

С. Шехтер, а затем и Е. Сингер, также считали, что эмоции и мотивация не имеют между собой связи: мотивация задается извне, эмоция —изнутри.

Исследования С. Шехтера повлияли на изучение эмоций в зарубежной психологии, особенно в социальной психологии. Согласно Е. Сингеру, в основе взаимоотношений между аффектом и знанием лежат попытки приспособления ребенка к новой и постоянно меняющейся окружающей среде.

Страх возникает в ситуациях, когда ребенком не усваивается большое

количество информации, которая к нему поступает, и, соответственно у него возникают проблемы с приспособлением к окружающей среде. Таким образом, эмоция страха является результатом взаимопроникновения когнитивного и аффективного процессов.

В русле теоретической концепции С. Шахтера находятся и концепции М.Арнольд и Р. Лазаруса. У М. Арнольд  в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта, при этом эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это нечто опасно, —и как только я представляю это, я напугана и бегу». Таким образом, человек испытывает страх, потому что определяет ситуацию как угрожающую. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Оценка характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, то есть интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».

В концепции Р. Лазаруса центральной также является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Но, в отличие от взглядов М. Арнольд, Р. Лазарус считал, что оценка происходит в результате действия познавательных процессов.

Центральным понятием концепции Р. Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано насигналах, оцениваемых с помощью познавательных процессов. По существу, Р. Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция является синдромом, включающим три основные группы симптомов: субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, то есть процессы преодоления угрозы.

Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее устранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций.

Таким образом, схема возникновения страха выглядит так: каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой. Поэтому та или иная структура эмоционального возбуждения является производной от импульсов к действию, выработанных посредством оценки ситуации и оценки возможных альтернатив действия. При этом оценка может осуществляться на любом уровне сознания.

Исследования страха как эмоции в отечественной психологии можно

также разделить на несколько теоретических подходов.

Так, к психофизиологическим концепциям можно отнести биологическую теорию П.К. Анохина: исследования зависимостей между эмоцией страха и функциональной асимметрией головного мозга, соотнесения преобладания эмоции страха и гормонального фона человека. Анализ физиологических концепций эмоций в отечественной психологии отличается выделением четких зависимостей физиологических параметров ииспытываемых человеком эмоций, в том числе эмоции страха [1, с.339].

 В  рамках биологической теории  П.К. Анохина, эмоция страха рассматривается  как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни. Основная функция страха - адаптация  к условиям окружающей жизни, сохранение биологической целостности  организма. Страх является сигналом  неудовлетворенной потребности, которая  при удовлетворении влияет на  смену отрицательной эмоции страха  на положительную эмоцию радости. Удовлетворение определенной потребности  является своеобразным подкреплением. Запечатление этой потребности  в памяти влияет на протекание  мотивационного процесса и на  выбор способа ее удовлетворения. Если же полученный результат  не соответствует тому, что человек  предполагал получить, то возникает  эмоциональное беспокойство, которое  вынуждает человека искать более  успешные способы достижения  цели. Удовлетворение потребности, которая связана с положительной  эмоцией, является фактором успешного  обучения соответствующей деятельности. Повторяющиеся неудачные попытки  в получении предполагаемого  результата, наоборот, тормозят неэффективную  деятельность, и вынуждают человека  искать более успешные способы  достижения цели.

Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии