Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 193.46 Кб (Скачать файл)

После прочтения сказки нами была проведена игра   "Пятнашки", что бы обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма; улучшить гибкость в поведении, ситуативность; усилить способность быстро принимать решения; освоить групповые правила поведения и совместной деятельности; развить ловкость, координацию движений и большую побудительную активность.

Для этого мы заранее ограничили  игровую  площадку, на которой в беспорядке  были расставлены стулья и столик, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Рассказали детям о правилах игры.

Такая эмоциональная игра пятнашки  вызывала  много радости, веселья, служила  своего рода аккумулятором положительной психической энергии для всех участников.

Далее мы провели игру-инсценировку «Зайчики и волк», дети уже знали этот этюд и с удовольствием в него играли, проявляли при этом только положительные эмоции.

После проведения этюда на заключительном этапе мы провели релаксацию «Порхание бабочки».

Для этого детям  предлагалось  лечь  на коврики на спину, руки вытянуть  вдоль туловища, ноги выпрямить, слегка раздвинуть.

При этом мы говорили: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях». После этого дети рассказывали о том, что им очень понравились игры и что с удовольствием будут еще  играть. Полностью конспекты данных занятий предложены в приложении 1.

После реализации коррекционной работы был проведен заключительный этап - контрольный этап исследования, на котором мы повторно провели диагностику уровня и особенностей страха у детей старшего дошкольного возраста. Нами были проведены методики «Страхи в домиках»  М.А. Панфиловой и «Сказка» Луизы Дюсс.

И так в ходе анализа результатов контрольного этапа работы по методике «Страхи в домиках»  М.А. Панфиловой, мы получили результаты, предложенные в таблицах №10

Таблица №10

Количество страхов, которым подвержен ребёнок по методике «Страхи в домиках от 12 до 19 страхов»  М.А. Панфиловой

№ п/п

Количество страхов

Норма по А.М.Захарову

1

9

Норма

2

13

Сверх нормы

3

9

Норма

4

10

Сверх нормы

5

15

Сверх нормы

6

12

Сверх нормы

7

10

Норма

8

13

Сверх нормы

9

13

Сверх нормы

10

8

Норма

11

10

Сверх нормы

12

8

Норма

13

9

Норма

14

9

Норма

15

13

Сверх нормы

16

11

Сверх нормы

17

7

Норма

18

9

Норма

19

13

Сверх нормы

20

16

Сверх нормы


 

 

На основе количественного  анализа результатов контрольного этапа исследования, можно сказать, что в группе детей  количество страхов сверх нормы  выявлено у 11 человек, а это 55% и  у  9 детей количество страхов соответствует норме, это 45%.

Сравнительные результаты двух этапов исследования представлены на рисунке №3

 

 

 

 

Рис.3 Сравнительные результаты по методике «Страхи в домиках»  М.А. Панфиловой

 

Далее нами была повторно проведена диагностика по   тесту  «Сказка»  Луизы Дюсс (таблица №11)

Таблица 11

Ответы  по методике «Сказка» Луизы Дюсс на контрольном этапе

№ п/п

Типичные тревожащие ответы

1

 

2

 

3

 

4

*

5

*

6

 

7

 

8

*

9

*

10

 

11

*

12

*

13

 

14

 

15

*

16

*

17

 

18

 

19

*

20

 

Общий %

45%

 

Где * - присутствие данного параметра

 

«Типичные нормальные ответы» выявлены у 9 (45%) испытуемых, «Типичные тревожащие ответы» выявлены у 11 детей  а, это 55%.

Для наглядности мы представили  результаты до и после исследования в таблице №12

Таблица №12

Сравнительные результаты по методике Луизы Дюсс

№ испытуемого п/п

Констатирующий этап

Контрольный этап

Типичные тревожащие ответы

1

*

 

2

   

3

*

 

4

*

*

5

*

*

6

   

7

*

 

8

*

*

9

*

*

10

*

 

11

*

*

12

*

*

13

   

14

   

15

*

*

16

*

*

17

*

 

18

*

 

19

*

*

20

   

Общий %

75%

45%


 

 

С развитием фантазии и воображения ребенка пугают вымышленные злые персонажи. Нередко детские страхи перерастают в агрессию или во взрослые фобии. Чтобы этого не произошло, бороться со страхами нужно начинать с детства, на первичной стадии их развития. Самый лучший способ избавить ребенка от страхов, утверждают психологи, - сказкотерапия. Она выявит глубинные причины страха, поможет вынести их на поверхность и преодолеть. Правильно подобранные сказки помогут взрослым понять, чем ребенку понравился конкретный персонаж больше всех, чем обусловлен выбор этой сказки. Но главное – сказкотерапия раскроет самому ребенку его внутренний мир, поможет разобраться в причинах страха.

В результате проведенного эксперимента  в целом, можно отметить, что  выбранный нами подход  к коррекции   возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста при использовании сказкотерапии получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. Результаты после формирующей работы улучшились - у детей понизился уровень страха. Результаты являются статистически значимыми (r=0,62 p=0,01 ).

Необходимо сказать, если родители заметили, что ребенок проявляет боязнь чего-то конкретного, рассказывает об этом или выражает свой страх слезами и истериками, значит, нужно помочь малышу прекратить его страдания. Самый безобидный и действенный метод – сказкотерапия, так как многие психологи считают, чтобы побороть страх, нужно его суметь пережить, но создавать самостоятельно в реальности ситуацию, в которой ребенок сможет пережить страх  очень опасно, тут нужна помощь специалиста, который подскажет нужное время и сценарий этого процесса. Ведь, как мы уже говорили, страхи бывают разные, например, ребенок может бояться собак и, если попытаться воссоздать ситуацию, в которой ребенок столкнется с собакой, можно серьезно навредить детской психике. А, если ребенок переживет свой страх в сказке, так сказать, виртуально, тогда эффект будет тот же, а опасности не несет никакой, так как для ребенка все происходит не с ним, а с главным героем сказки. Можно порекомендовать родителям, которые заметили, что у их детей есть страхи.

•Для начала нужно понять, что конкретно вызывает у ребенка страх, чаще всего, это вымышленные персонажи. Нужно поговорить с малышом, задавая вопросы и выясняя, кто его пугает, какой он из себя, где он живет, что он может сделать и как его победить. Это не исчерпывающий список вопросов, в ходе беседы с ребенком могут возникнуть дополнительные, а, возможно, не получится задавать их все, если ребенок в ходе разговора испугается и не захочет говорить об этом.

•Выяснив все, что возможно о «некто», который пугает ребенка, нужно подождать несколько дней, а потом в подходящий момент, когда у ребенка хорошее настроение, предложить ему поиграть в сказку. Суть игры заключается в том, что взрослый придумывает сказку про мальчика или девочку, при этом, описывая главного героя, нужно постараться наделить его чертами самого ребенка. Сказка не должна быть слишком короткой, то есть ситуация со страхом не должна описываться в самом начале сказки, чтобы ребенок заинтересовался сюжетом, но и не слишком длинной, чтобы малыш не заскучал. Когда взрослый уже рассказал о том, как герой боялся, например, дракона, который жил в шкафу, можно предложить самому ребенку придумать конец этой сказки. Тут важно понимать, что не все дети могут самостоятельно придумать способ одержать победу над драконом или другим его страхом, в таком случае можно подсказывать ребенку или, в крайнем случае, самому закончить сказку, так как такой исход лучше, чем, если ребенок даже в сказке не сможет победить дракона.

•Когда ребенок опять расскажет о своем страхе, ему можно напомнить, как отважно герой из сказки справился с драконом, который, на самом деле, оказался трусливым и совсем не страшным.

•Визуализированный метод сказкотерпаии также может выражаться в том, что ребенок совместно с мамой нарисует свой страх, рисунок должен быть подробным, чтобы ребенок прожил эту ситуацию, а потом можно предложить ребенку нарисовать отважного рыцаря, который победит этот страх. Другой вариант — порвать этот рисунок и таким способом побороть свой страх. Кусочки рисунка можно выбросить или сжечь для пущей убедительности.

•Кроме этого, всякий раз, когда ребенок говорит о своем страхе, необходимо искренне интересоваться, выясняя, где этот дракон в данный момент, предложить ребенку вместе пойти и заглянуть в шкаф, проверить, может, там и нет вовсе дракона. Если ребенок не хочет идти, мама сама может заглянуть в шкаф и сообщить ребенку, что она все проверила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теоретический анализ исследования показал, что беспокойство,  тревога, страх – такие  же   эмоциональные неотъемлемые  проявления   нашей   психической   жизни,   как   и радость,    восхищение,   гнев,   удивление,   печаль.  Но   при    чрезмерной    податливости   к    страхам, зависимости  от  них  меняется  поведение человека вплоть  до  «эмоционального паралича». Устойчивые  страхи  –  это  страхи,  с  которыми  не может  справиться    ни    ребёнок,   ни  взрослый,  которые   приводят к   появлению   нежелательных  черт   характера.

 Детские    страхи,   если    к    ним   правильно   относиться,    понимать  причины   их появления  чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены  или сохраняются длительное  время, то это  служит  признаком  неблагополучия, говорит о физической и нервной  ослабленности ребёнка, неправильном    поведении   родителей, конфликтных  отношений в  семье.

 Для  того чтобы воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему  от страхов, преподавателям необходимо  также знать,  что такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как  возникает  и  развивается,  чего больше всего боятся дети  и почему. В современных цивилизациях  существует всё более возрастающее  число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально  могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить  тот факт, что страх является  предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая  эмоция.

  Страх - это эмоция, которая может возникнуть  в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведенные такими  авторами  как А.И Захаров, А. А. Осипова и др., подтверждают, что  в старшем дошкольном возрасте  страхи наиболее успешно подвергаются  психологическому воздействию, поскольку  они во многом носят возрастной  переходящий характер. Что к моменту  поступления в школу у детей  наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.

Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии