Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80
Анализ зарубежных исследований показал, что страх практически во всех изложенных классификациях описывается как «..одна из фундаментальных эмоций» (К. Изард) [18,с.57], С. Томпкинс называет страх «первичной эмоцией», Р. Плутчик, связывая эмоции с приспособительными процессами, выделял страх как одну из основных эмоций, комбинации которых образуют вторичные эмоции, при этом автор утверждал, что опасение, страх и ужас содержат одну вторичную эмоцию, переживаемую с разной интенсивностью, сочетание страха с другими первичными эмоциями образовывают разные «вторичные эмоции», так сочетание страха и одобрение формируют такую вторичную эмоцию, как покорность и т.п.
П. Экман определял страх как базисную эмоцию, поскольку у нее имеется генетически фиксированная программа движения лицевых мышц.
Анализ зарубежных исследований показал, что можно выделить теории исследования страха, которые объединяются в две основные теоретические концепции, исследующие страх на разных уровневых категориях: психофизиологический, включающий физиологические теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джемс, К. Ланге, С. Томпкинс, У. Кеннон и др.), и психологический, включающий динамические теории эмоций (В. Вундт, 3. Фрейд, Н.Я. Грот, У Мак-Дугалл и др.), и когнитивные теории эмоции (С. Шехтер, Е. Сингер, Р.С. Лазарус, М. Арнольд).
В рамках психофизиологического подхода изучаются физиологические детерминанты страха, роль моторных, нейрогуморальных и центральных механизмов эмоций, анализируются механизмы возникновения эмоции страха, взаимосвязь физиологической и психической активности человека в процессе переживания страха, определяется место страха в системе эмоциональных реакций человека. В рамках психофизиологических теоретических концепций возникновение эмоции страха объяснялось: - моторными механизмами функционирования эмоции страха (Ч. Дарвин, К.
Лэндис, Р. Заянц, С. Томпкинсом, Э. Гельгорном У. Джемс, К. Г. Ланге); - нейрогуморальными и центральных механизмами возникновения эмоции страха (Р. Мак-Лин, У. Кеннон, В. Гесс, Дж. Пейпец, Р. Клювер, П. Бьюси).
При изучении эмоций Ч. Дарвин выдвинул предположение о связи эмоции страха, возникающей у людей с соответствующими аффектами, и инстинктивными реакциями, которые можно наблюдать у животных. В своих высказываниях он постулировал существование общих моментов в выражении эмоций как у человека, так и у животных, доказывал, что эмоции человека имеют эволюционно-биологическое происхождение, поскольку эмоция страха, как и любая другая эмоция, имеет телесные выражения: оскаливание, стиснутые зубы, соответствующее изменение позы при переживании страха. Все эти проявления являются атавизмами эмоциональных реакций, используемых животными в момент драки или опасности, поэтому телесные проявления и усиливают аффект [10, с. 111].
Таким образом, эмоция страха присуща как человеку, так и животным, имеет физиологические детерминанты и выполняет защитную функцию.
Важно, что и до, и после исследований Ч. Дарвина психологи, изучавшие эмоции человека, приходили к выводу об их несомненной связи с телесными изменениями, причем подчеркивали, что в отличие от когнитивных процессов эмоциональные намного ближе и прочнее связаны с работой нервной системы и с соматическими состояниями. На основе взглядов Ч. Дарвина возникли и развились и другие теории в рамках психофизиологических концепций. Так возникла периферическая теория У. Джемса - Г. Ланге. Создатели данной теории пришли к мысли о детерминированности эмоций мышечными сокращениями (импульсами). Авторы утверждали, что сначала возникают физиологические изменения организма - физиологическая реакция мышц, а потом уже - эмоциональное состояние, характерное именно для данной мышечной группы. Страх человек испытывает потому, что сначала происходят мышечные реакции, соответствующие данной эмоции: дрожь, повышенное повышенная потливость, расширение зрачков, а потом человек испытывает эмоцию страха. Другими словами, страх человек испытывает при определенных изменениях состояний внутренних органов. К. Г. Ланге связывал проявления эмоций страха с определенными вазомоторными изменениями. Эмоция страха формируется по следующей схеме: ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов + судороги органических мускулов [24, с.68].
По данной теории произвольное изменение определенных групп мышц приводит к непроизвольному появлению эмоции страха. Теория Джемса—Ланге послужила основой для дальнейшего изучения роли периферических факторов в возникновении эмоции страха (в том числе мимики — лицевой экспрессии, механизмов кодирования и декодирования эмоций). Об особой роли лицевой экспрессии в изменении субъективных переживаний и возникновении эмоции страха говорилось и в работах И. Уэйнбаума (начало XX в.), который разработал сосудистую теорию эмоционального выражения. Движение мышц лица является механизмом изменения тока венозной и артериальной крови в мозг, усиление или ослабление притока крови в мозг, в свою очередь, сопровождается сменой субъективных состояний и приводит к возникновению страха.
Механизмы обратной связи в процессе возникновения эмоций в дальнейшем изучались С. Томпкинсом, Э. Гельгорном и К. Изардом (1980 — 1990 г.). С. Томпкинс считал, что проприоцептивная (то есть идущая от проприорецепторов в мышцах лица) обратная связь от мимических реакций трансформируется в осознанную форму и порождает эмоции.
Причем дифференцированность эмоциональных переживаний автор объясняет возможностью тонкой дифференциации движений лицевых мышц, а скорость возникновения, протекания и угасания эмоциональной реакции — подвижностью мышц лица.
Закономерности опосредованного влияния мышечных реакций на знак возникающей эмоции исследованы в сосудистой теории эмоционального выражения. В 1990-х гг. эта теория была развита в экспериментальных исследованиях Р. Заянц, на основе результатов которых было сделано заключение о влиянии температуры мозга на знак (гедонический тон) переживаемой эмоции. Холодный воздух (19°) независимо от запаха всегда оценивался испытуемыми как неприятный, а теплый — как приятный. Изменение температуры мозга вызывается через кровоток венозной крови от лицевых мышц за счет высвобождения или синтеза температурно-зависимых пептидов. Таким образом, кровоток от лицевых мышц влияет на температуру мозга, изменяет эмоциональные переживания и является механизмом возникновения страха у человека.
Сосудистая теория эмоций в последующих исследованиях была подтверждена данными о связи знака эмоции с температурой лба, а также температуры крови и гедонического тона с произнесением фонем во внешней речи человека (произнесение различных фонем требует активации различных лицевых мышц и, следовательно, сопровождается разным охлаждением венозной крови). Также апробировались методы, связанные с манипуляцией лицевой мускулатурой (например, испытуемые должны были усиливать или ослаблять мимические реакции вслед за возникновением той или иной эмоции). Закономерности моторных реакций при переживании эмоции страха исследовались и в работах К. Лэндиса (Вилюнас [5, с. 133]), который в своих экспериментах определил, что существуют различия в мимическом выражении в зависимости от естественности испытываемой эмоции. Так, если человек действительно боится, то его мимическая реакция будет существенно отличаться по насыщенности и богатству мимических проявлений от имитации страха, но при этом имитация хоть и отличается от мимических реакций при подлинном страхе, но, тем не менее, укладывается в общепринятые мимические схемы.
Новый, нейрогуморальный механизм функционирования эмоций был открыт У. Кенноном в исследованиях физиологических основ эмоциональных процессов [20, с.163] У. Кеннон подверг теорию Джемса—Ланге серьезной критике и в серии опытов с денервацией внутренних органов показал, что висцеральные процессы не играют ведущей роли в возникновении и развитии эмоции. Он говорил о том, что физиологические механизмы действуют медленнее, чем возникает эмоция страха, страх возникает быстрее, чем разворачивается физиологический механизм, ответственный за него. Экспериментально доказав роль адреналина в повышении энергетики организма и тем самым в усилении эффективности поведения живых существ в экстремальных ситуациях, У. Кеннон назвал адреналин гормоном «борьбы и бегства». Связью страха именно с таламусом, а не с работой коры больших полушарий У. Кеннон объяснял и бессознательный характер многих эмоциональных реакций. Так, бесполезно, отмечал он, убеждать человека в том, что у него нет оснований для волнений и страха, если не устранена их реальная причина, так как причина воздействует на таламус, в то время, как убеждение ограничено уровнем коры. Но, тем не менее, кора обладает тормозными функциями в отношении таламуса.
В экспериментальных работах Ф. Барда, поддержавшего мнение У. Кеннона, подробно исследованы нервные и подкорковые механизмы страха. Данная концепция в психологии получила название таламическая теория Кеннона—Барда. В дальнейшем в исследованиях П. Барда было показано, что как эмоции, так и те физиологические изменения, которые соответствуют этим эмоциям, возникают практически одновременно. Дрожь и переживание страха - это одновременные реакции человека на ситуацию опасности.
Дальнейшие исследования центральных нейрофизиологических основ страха показали, что раздражение различных областей гипоталамуса в мозге животных ведет к появлению различных эмоций. «Таламус — седалище эмоций», — утверждал В. Гесс. Ученый предположил, что при раздражении различных областей таламуса можно активировать различные эмоции. Эмоция страха имеет свою локализацию в таламусе и, раздражая эту область, можно вызвать реакцию страха (по: Вилюнас [5, с. 145]). В то же время продолжались попытки выделения целостных центральных механизмов эмоций. Так, Дж. Пейпец изучил роль лимбической системы в процессе эмоционального окрашивания психических процессов. Лимбическая система состоит из множества структур, которые расположены под всей поверхностью полушарий мозга: передней области таламуса, гипоталамуса, миндалин, гиппокампа, поясной извилины, перегородки, свода. Дж. Пейпец предполагал, что сенсорные ощущения, попадая в структуры «круга Пейпеца» и проходя через них, получают эмоциональную окраску, и таким образом, человек испытывает страх [9, с. 62].
Р. Клювер и П. Бьюси показали, что двусторонняя резекция лимбической системы приводит к исчезновению страха, нарушению избирательного отношения к объектам и увеличивает сексуальность (эта особенность была названа «синдром Клювера —Бюсси») (по: Вилюнас [5, с. 149]). Р. Мак-Лин ввел понятие «висцеральный мозг», расширив понятие «лимбическая система», демонстрируя связь этой системы с деятельностью внутренних органов, сдвигами вегетативных функций и определив его механизмом возникновения страха.
К психологическому подходу исследования страхов относятся динамические и когнитивные теории эмоций. Данный уровень исследований эмоции страха изучает психологические причины его возникновения. Динамические теории изучают то, каким образом эмоции выступают в качестве мотивационного компонента динамических реакций человека. Представителями психодинамических концепций являются В. Вундт, Э. Клапаред, З.Фрейд, У. Мак-Дугалл, Р.У. Липпер, К. Изард, Э. Даффи.
В трехмерной концепции чувств В. Вундта проблема переживаний, в отличие от имевшихся в конце XIX в. подходов к природе эмоций, была представлена особым образом [6]. Эмоция страха выполняет две основные функции: смыслообразующую и регулятивную, посредством ее человек может регулировать свое поведение, деятельность и общение, при этом она влияет на особенности мотивации человека и соответственно на эффективность его деятельности. По мнению В. Вундта первичны сами эмоциональные реакции, а мышечное и мимическое проявление является вторичным по отношению к самому чувству страха.
Подход к эмоциям с точки зрения мотивационных детерминант в начале XX в. был научно обоснован в работах Э. Клапареда и 3. Фрейда. По мнению К. Клапареда страх является производной (вторичной) эмоцией, поскольку она негативная и возникает в ситуациях, затрудняющих приспособление при невозможности адекватного поведения. В своих размышлениях по поводу механизма и причин возникновения эмоций, К.Клапаред попытался объединить «классические» теории эмоций с «периферическими» теориями эмоций. В классических теориях механизм возникновения страха определялся первичным восприятием пугающего или опасного объекта, затем возникновением эмоции страха, ее переживанием и как следствие органической реакцией, соответствующей страху. В периферических теориях эмоция страха возникала как ответ на мимические и мышечные реакции организма. К. Клаперед между восприятием опасной ситуации и эмоцией страха ввел «чувство опасности», являющееся отражением предшествующей ему моторной установки. Он считал, что в зависимости от ситуации, в которой возникает эмоция страха, она может быть детерминирована как мышечной реакцией (в ситуации внезапного пугающего звука), так и внутренними переживаниями человека (в ситуациях когда опасная ситуация прошла и осознание ее опасности происходит как постфактум).
Основной идеей психодинамической концепции, объясняющей эмоцию страха, стал взгляд 3. Фрейда, который провел различие между боязнью, испугом и страхом. В его понимании, боязнь означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к ней, если даже она неизвестна. Испуг - состояние, возникающее при опасности, когда человек к ней не подготовлен.
От испуга человек защищается страхом. Страх предполагает объект, которого боятся. Готовность к страху целесообразна, развитие страха нецелесообразно [45].
Обратившись к рассмотрению страха как такового, 3. Фрейд также провел различие между реальным и невротическим страхом. Реальный страх - это страх перед известной человеку опасностью. Он рационален, представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, является выражением инстинкта самосохранения. В отличие от реального невротический страх связан с опасностью, неизвестной человеку. Он возникает на основе восприятия внутренней, а не внешней опасности. От внешней опасности можно спастись бегством. Попытка бегства от внутренней опасности чаще всего завершается бегством в болезнь. Согласно 3. Фрейду, невротический страх может выражаться в различных формах. У некоторых людей наблюдается страх ожидания, связанный с различного рода предчувствиями и превращающийся в невроз страха. Существуют также всевозможные фобии, проявляющиеся в страхе перед животными, поездками по железной дороге, полетами в самолете и сопровождающиеся истерией страха.
Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии