Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80
Страх в зависимости от его интенсивности и уровня протекания в одних случаях (как филогенетически более древняя базовая структура психики) может определять уровень функционирования эмоциональной сферы, а в других случаях будет преобладать сознание.
В зависимости от возраста малыша, характер его страхов меняется. Сначала дети боятся темноты и одиночества, позже, с развитием воображения, они начинают опасаться вымышленных злых персонажей, которые настолько реальны, что порой это является целой проблемой. До шести лет у ребенка активно развивается фантазия и все, что в это время будет услышано или увидено, тут же возьмется в оборот бурным воображением. Позже эти страхи растут, приобретают более реальный окрас и вызывают агрессию. Одним из самых распространенных страхов является боязнь докторов и уколов.
Среди множества методов психокоррекции, которые помогают справляться со страхами, находится и сказкотерапия. Особенность психокоррекции заключается в выявлении глубинных причин неадекватных реакций и поведения, вынесения их на поверхность и помощь ребенку в их преодолении.
Сказкотерапия - это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.
Цели сказкотерапии:
•научить ребенка познавать свой внутренний мир;
•передать жизненный опыт, понимание добра и зла;
•способствовать развитию фантазии, слуховой памяти и воображения ребенка;
•научить ребенка анализировать ситуации, видеть причинно-следственную связь между поступком и результатом;
•контролировать свои эмоции.
Сказками
можно донести ребенку
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
Целью нашего исследования является выявление роли сказкотерапии в коррекция детских страхов
Для достижения поставленной цели и подтверждения или опровержения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть страх как
2.Изучить формы и виды
3.Проанализировать
роль сказкотерапии в
4. Провести
эмпирическое исследование, направленное
на изучение особенностей
5 Описать и проанализировать получнные результаты исследования
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование сказкотерапии в коррекционных целях позволит уменьшить и снизить переживания страхов у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Методика исследования
На сегодня проблема особенностей страхов в поведение детей старшего дошкольного возраста является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
Не смотря на существование достаточного количества экспериментальных работ и теоретических обобщений, до сих пор ещё нет целостного представления о данной проблеме.
Для решения данной проблемы, нами было проведено эмпирическое исследование на базе муниципального дошкольного учреждения № 2 г. Конаково, в котором были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста(6-7лет).
Организация и ход экспериментальной работы включали в себя три этапа:
Учитывая это, мы следовали при изучении возрастных страхов ряду правил:
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы психодиагностические методы: проективные тесты и опросники.
Рассмотрим подробнее методики, используемые нами при проведении эмпирического исследования на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
В работе А.И. Захарова предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и по возрасту) (табл.№1).
Из 29 страхов у детей наблюдается от 6 до 12 страхов, у детей, живущих в городе, норма доходит до 15 страхов. Методика предоставляет как количественные, так и качественные показатели наличия страхов у детей.
Таблица №1
Среднее количество страхов по А.М. Захарову
|
Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами).
В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния .По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться
в маленькой, тесной комнате, помещении,
в туалете (страх замкнутого
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
Данная методика дополняет методику А.И. Захарова, позволяя выделить содержательные аспекты страхов. Рисунок, являясь одной из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, также позволяет выявить такие личностные особенности ребенка, как уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения, недостаточность самоконтроля и планирования действий, повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность, тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования), наличие страхов, агрессии, отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи (Л.А. Венгер, С.С. Степанов, К.Маховер, А.Анастази и др.).
Поскольку методика не имеет валидизированного пострисуночного опросника для интерпретации результатов, анализ данных проводился по критериям, разработанным Л.А. Венгером для проективных рисуночных тестов (формальные показатели) [30], а также с учетом беседы с ребенком:
1. высказывания;
2. темп работы;
3.формальные показатели: нажим на карандаш, размер рисунков, расположение на листе, тщательность и детализированность рисунков, использование цвета и др.
В ходе исследования детям предлагалось послушать начало сказки и дальше продолжить самостоятельно: «Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»
Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.
Типичные тревожащие ответы: «Боится, что его украдут», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится оставаться один», «Боится дьявола», «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать», «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.
Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии