Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 193.46 Кб (Скачать файл)

Страх в зависимости от его интенсивности и уровня протекания в одних случаях (как филогенетически более древняя базовая структура психики) может определять уровень функционирования эмоциональной сферы, а в других случаях будет преобладать сознание.

В зависимости от возраста малыша, характер его страхов меняется. Сначала дети боятся темноты и одиночества, позже, с развитием воображения, они начинают опасаться вымышленных злых персонажей, которые настолько реальны, что порой это является целой проблемой. До шести лет у ребенка активно развивается фантазия и все, что в это время будет услышано или увидено, тут же возьмется в оборот бурным воображением. Позже эти страхи растут, приобретают более реальный окрас и вызывают агрессию. Одним из самых распространенных страхов является боязнь докторов и уколов.

Среди множества методов психокоррекции, которые помогают справляться со страхами, находится и сказкотерапия. Особенность психокоррекции заключается в выявлении глубинных причин неадекватных реакций и поведения, вынесения их на поверхность и помощь ребенку в их преодолении.

Сказкотерапия - это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.

Цели сказкотерапии:

•научить ребенка познавать свой внутренний мир;

•передать жизненный опыт, понимание добра и зла;

•способствовать развитию фантазии, слуховой памяти и воображения ребенка;

•научить ребенка анализировать ситуации, видеть причинно-следственную связь между поступком и результатом;

•контролировать свои эмоции.

 Сказками  можно донести ребенку абсолютно  любую информацию, она воспринимается  детьми очень просто и, главное, понятна им. Ведь намного интереснее  слушать сказку, в которой главный  герой совершает хорошие поступки, чем нравоучение мамы с призывами  вести себя хорошо. Естественно, сказка не заменяет других  методов воспитания, но она является  мощным и эффективным помощником  в этой непростой, но очень  интересной задаче. Кроме этого, сказкотерапия помогает пробудить  в ребенке творческие способности, благодаря которым малыш в  дальнейшем сможет сам придумывать  сказки и рассказывать их родителям, что воспринимается ребенком  как интересная игра.

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

Целью нашего исследования является выявление роли сказкотерапии в коррекция детских страхов

Для достижения поставленной цели и подтверждения или опровержения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть страх как психологическую  категорию

2.Изучить формы и виды страхов, а также причины страхов детей 5-7 лет.

3.Проанализировать  роль сказкотерапии в коррекции  детских страхов.

4. Провести  эмпирическое исследование, направленное  на изучение особенностей коррекции  страхов у детей посредством  сказкотерапии.

5 Описать  и проанализировать получнные  результаты исследования

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование сказкотерапии в коррекционных целях позволит уменьшить и снизить переживания страхов у детей старшего дошкольного возраста.

 

2.2. Методика исследования

 

На сегодня проблема особенностей страхов в поведение детей старшего дошкольного возраста является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

Не смотря на существование  достаточного количества экспериментальных работ и теоретических обобщений, до сих пор ещё нет целостного представления о данной проблеме.

Для решения данной проблемы, нами было проведено эмпирическое исследование на базе муниципального дошкольного учреждения № 2 г. Конаково, в котором были задействованы  20  детей   старшего дошкольного возраста(6-7лет).

Организация и ход экспериментальной работы включали в себя три этапа:

  • констатирующий;
  • формирующий.
  • контрольный

Учитывая это, мы следовали при изучении  возрастных страхов ряду правил:

  • использовать разноплановые методики;
  • предложенные в методиках ситуации должны быть максимально знакомыми и понятными и детям;
  • получаемые результаты должны быть очевидными и содержательными.

Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы психодиагностические методы: проективные тесты и опросники.

Рассмотрим подробнее методики, используемые нами  при проведении эмпирического исследования на констатирующем и контрольном этапе исследования.

  • Методика А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модифицированная М.А. Панфиловой ) предназначена для диагностики страхов у детей.

Цель:  выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

 В работе А.И. Захарова предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и по возрасту) (табл.№1).

 Из 29 страхов у детей наблюдается  от 6 до 12 страхов, у детей, живущих в городе, норма доходит до 15 страхов. Методика предоставляет как количественные, так и качественные показатели наличия страхов у детей.

 

Таблица №1

Среднее количество страхов по А.М. Захарову

Возраст (лет)

Мальчики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7 (дошкольники)

9

12

7 (школьники)

6

9

8

6

9

9

7

10

10

7

10

11

8

11

12

7

8

13

8

9

14

6

9

15

6

7



 

Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами).

В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;

  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных ;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния .По инструкции в  красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда  остаешься один;

2) нападения  бандитов;

3) заболеть, заразиться;  

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то  людей;

7) потерять  маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы  Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать  в детский сад, школу;

11) перед  тем как заснуть;

12) страшных  снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх  животных);

15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17) когда  очень высоко (страх высоты);

18) когда  очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться  в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших  площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно  что-то упадет, стукнет).

  • Проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова использовался для содержательного анализа ведущего страха детей. Использование данной методики обусловлено тем, что применение рисуночных тестов для выявления личностных и эмоциональных особенностей человека основано на принципе проекции, то есть «вынесения вовне» своих переживаний, представлений, стремлений и т.д.

Данная методика дополняет методику А.И. Захарова, позволяя выделить содержательные аспекты страхов. Рисунок, являясь одной из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, также позволяет выявить такие личностные особенности ребенка, как уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения, недостаточность самоконтроля и планирования действий, повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность, тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования), наличие страхов, агрессии, отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи (Л.А. Венгер, С.С. Степанов, К.Маховер, А.Анастази и др.).

Поскольку методика не имеет валидизированного пострисуночного опросника для интерпретации результатов, анализ данных проводился по критериям, разработанным Л.А. Венгером для проективных рисуночных тестов (формальные показатели) [30], а также с учетом беседы с ребенком:

1. высказывания;

2. темп  работы;

3.формальные показатели: нажим на карандаш, размер рисунков, расположение на листе, тщательность и детализированность рисунков, использование цвета и др.

  • Проективный тест «Сказка» (Сказка «Страх»)  Луизы Дюсс

В ходе исследования детям предлагалось послушать начало сказки и дальше продолжить самостоятельно:  «Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»

Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.

Типичные тревожащие ответы: «Боится, что его украдут», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится оставаться один», «Боится дьявола», «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать», «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии