Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80
Ox, как плачет малыш –
Что медведь рычит,
А смеется малыш –
Что ручей журчит.
А уж слезы текут –
Будто дождик льет...
Улыбается малыш –
Будто солнце взойдет.
Вот какой малыш –
Сын мой.
Сказка «А вкусная была капуста».
За лесом, в котором жил Зайчишка-Трусишка, была деревня. А в деревне, конечно, же огороды. Ну, а на огородах росло любимое заячье лакомство - капуста! Сочная, вкусная... Зайчишкины родители не раз делали набеги на грядки и всегда приносили малышам немного капустки. Но нашему герою этого было мало. Хрустя капустными листочками, Зайчишка мечтал когда-нибудь тоже прошмыгнуть на огород и полакомиться вволю. Может, ему даже удастся добраться до кочерыжки? Мама говорила, что это в капусте самое вкусное.
И вот однажды мама Зайчиха неожиданно заявила: - Все, дети. Вы уже подросли и должны учиться добывать себе пропитание сами. Сегодня мы идем на огород вместе.
Зайчики обрадовались, запрыгали, а наш Зайчишка - выше всех!
- Ура! - кричит. - Бежим! Бежим скорее!
- Да куда ж сейчас-то бежать? - урезонивает его Зайчиха. - Надо дождаться, пока стемнеет. Разве зайцы днем на огороды лазают? Днем там люди работают, они нас за такое по головке не погладят.
Насилу дождался Зайчишка вечера. Наконец солнце зашло, вместо него появилась луна и засияли звезды.
- Пора! -
решил Заяц и отдал команду:
- Вперед на огород!
Зайцы помчались стрелой. Зайчишка не
отставал от родных, но добежав до речки,
протекавшей на краю деревни (речка, как
вы понимаете, легко изображается голубым
или синим шарфом), остановился, как вкопанный.
Он никогда еще не был в этих краях, и речушка
показалась ему просто огромной. Мама
и папа прыг - и перескочили через нее,
а Зайчишка стоит, не смеет даже на полшажка
к воде приблизиться. Дрожит, как осиновый
лист.
- Утону! - бормочет. - Сейчас утону!
- А ты по мосточкам переберись, - говорит Зайчиха. Трусишка смотрит, а его братья и сестры уже на том берегу. Быстрее молнии по мосточкам промчались и принюхиваются - верно, запах капусты почуяли. А наш Трусишка не знает, как быть. Мосточки-то уж больно шаткие. Что если в речку свалишься? Мнется он, мнется, никак не решается.
- Да ты не бойся! - уговаривает его Зайчиха.
- Иди, иди к нам! - кричат маленькие зайчики.
- Нет, - вздыхает Зайчишка. - Не могу. Свалюсь. Вот увидите - точно свалюсь и утону.
И неизвестно, сколько бы эта канитель продолжалась, если бы не папа Заяц.
- Да сколько можно его умолять? - прикрикнул он на свое семейство. - Вы что, хотите дождаться, пока рассветет?
Зайцев тут же и след простыл. Остался Трусишка один. Сделает шаг вперед, ступит на доску, но сразу назад. Его от ужаса такая дрожь бьет, что и мосточки начинают дрожать, а уж такое испытание ему совсем не под силу.
Так и простоял до тех пор, пока родные не вернулись. (Предложите ребенку придумать, что сказали Трусишке папа с мамой, а что - братья и сестры. Скорее всего он достаточно верно воспроизведет отношение своих собственных родных к его трусости, и, может быть, у вас появится пища для размышлений. Утешьте его тем, что мама Зайчиха все-таки пожалела Трусишку и принесла ему капустный листок. Ну, и, конечно, пообещайте интересное продолжение игры.)
Игра "Пятнашки".
Цель: обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма; усилить способность быстро принимать решения; освоить групповые правила поведения и совместной деятельности; развить ловкость, координацию движений и большую побудительную активность; наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.
Игра служит
своеобразной разминкой к последующим
играм и, несмотря на кажущуюся простоту,
содержит ряд правил. Заранее ограничивается
игровая площадка, на которой в беспорядке
расставлены стулья и столик, так, чтобы
между ними остались небольшие проходы.
Можно просто переставить мебель, создав
искусственный беспорядок. Нельзя пятнать
через стулья - они как бы цельные колонны.
Тогда можно лучше отворачиваться, увертываться,
создавая тем самым дополнительные препятствия
в игре. Кто случайно заденет стулья или,
увлекшись, выбежит за пределы площадки,
становится водящим, то есть начинает
сам пятнать. К тому же можно хлопать только
по спине, конкретно по нижнему ее месту,
что еще больше осложняет задачу. Причем
нужно не прикасаться, а именно ударять
как следует, с чувством, эмоционально,
да еще и с угрозами, чем одновременно
устраняются страхи боли и уколов и физических
наказаний. Так что если родители имеют
обыкновение шлепать детей дома, то здесь
предоставляется полная возможность и
детям поступать аналогичным образом,
так сказать, "осуществить гласность
и демократию на деле".
Суть игры - в ее непредсказуемости и неожиданности, когда водящий внезапно меняет направление бега, оказываясь лицом к лицу с остальными участниками. Последние должны мгновенно принять решение, сориентироваться, побежать ли им в противоположную сторону, вперед, увернуться, но только не застывать и не сдаваться, как и не давать себя запятнать во всех значениях этого слова.
Игра-инсценировка «Зайчики и волк» (См. занятие 1)
Релаксация «Порхание бабочки»
Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться.
Ход упражнения. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Психолог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.»
Занятие 3
Цель: Способствовать развитию смелости, преодолению страхов.
Ритуал приветствия
Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.
Этюд «Зайчики отдыхают».
Ход упражнения.
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушки.
Я боюсь, я боюсь
Курицы–пеструшки.
Я боюсь, я боюсь
Жабы и лягушки.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушки.
И ужа и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке. Е. Тараховская
Музыкальный размер 2/4.Упражнение исполняется на два такта.
Исходное положение: Сидя на коленях, опереться ягодицами на икроножные мышцы. Корпус ровный. Руки, прижаты к корпусу, перед собой – «зайчик сложил лапки».
На первые два такта – опираясь на нижнюю часть ног (стопы, икроножные мышцы), подняться вверх, оставаясь на коленях, корпус ровный – « зайчик смотрит по сторонам, нет ли опасности».
На вторые два такта – прийти в исходное положение – «зайка испугался, прячется».
Сказка «Страх мой враг мой».
Когда Зайчишка еще немного подрос, его отдали в лесную школу. Учителем там был... (Пусть ребенок сам придумает кто.) А учились в классе вместе с Трусишкой... (Подберите несколько игрушечных зверей так, чтобы они были хоть как-то сопоставимы по размеру с перчаточным зайцем). В общем-то все зверята были мирными, над Трусишкой не смеялись, принимали его в игры и не обижали. Все, кроме одного. (Пусть ребенок сам решит, кого назначить врагом Трусишки.) Но этот один стоил целого класса. Конечно, он был посильнее и покрупнее остальных, однако не настолько, чтобы трепетать перед ним от ужаса. Все и не трепетали. Только Трусишка сразу струхнул, сник и не то, чтобы сдачи дать, а даже пискнуть побоялся, когда враг полез к нему драться.
- Просишь пощады? - грозно рявкнул враг.
- Да! Да! - пролепетал Трусишка.
- Тогда ты будешь моим рабом, - заявил враг. - Побежденных всегда обращают в рабство. Это я точно знаю, нам учитель истории рассказывал.
И началась
у Зайчишки ужасная жизнь. И в школе он
был у врага на побегушках, и дома не знал
покоя. Враг заставлял его воровать у мамы
Зайчихи еду и приносить ему - он был страшно
прожорливый. (Показать, как Трусишка прокрадывается
в кухню и крадет что-то вкусное). А если
Трусишка не приносил ему угощенья, враг
колотил беднягу.
- Почему ты не дашь ему отпора? - удивлялись
другие ученики. - Вон, смотри, Мышонок
стукнул его по носу, и он больше к Мышонку
не лезет.
- Да-а, Мышонок... - жалобно говорил Трусишка.
- Мышонок, он в любую щелку юркнуть может,
а я...
- А ты - Трусишка, - сказали зверята и с тех пор махнули на Зайчишку лапой - пусть живет, как знает. Может, ему так нравится?
Зайчишке, конечно, это совсем не нравилось. Тем более, что он с утра до вечера трясся от страха: вдруг его воровство откроется? Но как справиться с врагом, он не знал. И даже пожаловаться на него боялся. Все равно, думал, тот не уймется, а только еще больнее поколотит. Враг казался ему непобедимым.
А зверята, учившиеся с Зайчишкой-Трусишкой в одном классе, говорили, что самый его главный враг - это собственный страх.(Тема врага очень актуальна для детей, подверженных страхам, и мы к ней еще вернемся. Пока же ее нужно лишь осторожно затронуть, внимательно наблюдая за реакцией ребенка. Вполне вероятно, что во время игры он, увлекшись, проговорится о каких-то травмирующих моментах своего собственного общения со сверстниками, о которых обычно из гордости предпочитает помалкивать. И еще. Наверное, вы уже заметили, что драматизм историй постепенно нарастает. Трусость Зайчонка причиняет все больше неприятностей и ему самому, и окружающим. Поскольку робкий ребенок будет невольно отождествлять себя с этим персонажем, он может занервничать и потребовать, чтобы Трусишка вел себя по-другому. Не препятствуйте ему в этом, но предложите разыграть сначала "плохой вариант", а потом - "хороший".)
Игра «Жмурки с голосом».
Правила игры: Все играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящий становится в середину круга, ему завязывают глаза. В руки водящему можно дать палочку. Все играющие двигаются в какую-либо сторону, пока водящий не остановит их командой: “Стой!”. Когда все останавливаются, он протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот, на кого показал водящий. Он просит подать голос, т.е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук. Если водящий не угадает, кто это, то продолжает водить.
Релаксация «Что рассказало море».
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
“Лягте в удобном положении. закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день”.
Занятие 4.
Цель: Формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.
Ритуал приветствия
Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.
Этюд «На стуле».
Паучок занят работой. Ему срочно нужно сплести тончайшую паутинку. Юрко передвигаясь, мастер ткет замысловатый узор, расплывающийся кругами в воздухе. День клонится к вечеру, устал и наш Паучок. Чтобы отдохнуть, он присел на длинных тонких лапках. Но работу нужно закончить до заката, и труженик, выпрямляет ножки, чтобы подняться и продолжить дело.
Музыкальный размер 4/4. Упражнение исполняется на четыре такта.
Исходное положение: опора на ноги в не выворотной, широкой второй позиции, руки, кистями вовнутрь, находятся у головы.
1-2 такты – опираясь на две руки и две ноги (локти и колени при этом по возможности разгибаются), прогнуться вверх в положение «мостика» – «Паучок выпрямляет ножки»
2-4 такты
– вернуться в исходное
Сказка «Спать пора».
Вскоре после истории с капустой мама пообещала взять зайчат в гости к своей сестре, которая жила в лесу за горой.
У сестры тоже были дети, и Зайчишка рассчитывал весело провести время. Он любил играть в чехарду и прятки (пусть ребенок покажет это), а ведь играть в большой компании намного интересней. И потом, в гостях всегда вкусно кормят! (Пусть нарисует фломастерами или красками, о каком угощении мечтал Зайчишка-Трусишка перед сном). В мечтах о предстоящем походе в гости Зайчишка не заметил, как заснул. Вначале ему снились всякие лакомства, потом... (пусть ребенок сам придумает, что снилось Зайчишке). Ну, а уже под утро ему вдруг приснился ужасный сон. (Попробуйте предложить ребенку придумать, какой именно, а если он откажется, предложите следующий вариант). Привиделось Зайчишке-Трусишке, будто бы за ним гонится кто-то огромный, лохматый... То ли медведь, то ли охотник, то ли какое-то неведомое чудовище. В лесу недавно побывали туристы. После их ухода Зайчишка прибежал на лужайку, где они разбили свой лагерь, и увидел кучу мусора: жестяные банки, полиэтиленовые пакеты и обертки от жвачек. А на них были изображены роботы и космические пришельцы. Зайчишка только глянул на них - и бежать. С испугу даже мимо своего дома пробежал. (Показать посмешнее).
Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии