Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 193.46 Кб (Скачать файл)

Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. 

Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало  выявление роли сказкотерапии в коррекция детских страхов

Для достижения данной цели, нами было проведено эмпирическое исследование на базе муниципального дошкольного учреждения № 2 г. Конаково, в котором были задействованы  20  детей   старшего дошкольного возраста(6-7лет).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач были использованы следующие методы:

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмпирические: Наблюдение, беседа, тстирование, опытно-эксперементальная работа, использовались тесты:

  • Методика А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модифицированная М.А. Панфиловой )
  • «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова
  • Проективный тест «Сказка» (Сказка «Страх»)  Луизы Дюсс

Для статистической обработки исходных данных применялся t-критерий Стьюдента с использованием программы компьютерной интегрированной системы обработки данных «SPSS 15.0» в среде Windows.

Организация и ход экспериментальной работы включали в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

В результате проведенного эксперимента  в целом, можно отметить, что  выбранный нами подход  к коррекции   возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста при использовании сказкотерапии получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. Результаты после формирующей работы улучшились - у детей понизился уровень страха. Результаты являются статистически значимыми (r=0,62 p=0,01 ).

Итак, суть метода скзкотерапии в первую очередь заключается в том, чтобы помочь ребенку понять свой внутренний мир, разложить его по полочкам и разобраться, что же нужно сделать, чтобы осуществить изменения. Иными словами, метод сказкотерапии позволяет выявить детский страх и помогает ребенку «посмотреть страху в глаза», чтобы освободить эмоции и преодолеть его. Кроме того, сказка всегда заканчивается победой добра, а значит, у ребенка есть надежда преодолеть то зло, которое есть в его жизни. Он не чувствует себя одиноким в борьбе со страхом.

Особый эффект в преодолении страха с помощью сказкотерапии объясняется тем, что сказка действует на ребенка на сознательном и подсознательном уровне. Проживая жизнь героя, ребенок сочувствует ему, но сталкиваясь со своей же проблемой, он не отождествляет ее с реальной жизнью, а потому, поступает так, как нужно. На подсознательном же уровне, такая развязка ситуации запоминается, и малыш начинает постепенно проецировать ее на реальную жизнь.

 В заключении необходимо  отметить, что поставленная цель  достигнута, задачи реализованы, предположение  о том, что  использование сказкотерапии  в коррекционных целях позволит  уменьшить и снизить переживания  страхов у детей старшего дошкольного  возраста, нашло свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. - М,1964.-339 с.
  2. Бабенкова С. В. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте. - М.: Медицина, 1971.- 174 с.
  3. Балонов Л.Я., Деглин В. Л. Николаенко Н. Н. О роли доминантного и недоминантного полушарий в регуляции эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии // Функциональная асимметрия и адаптация человека. Труды НИИ психиатрии, Т. 78. - М., 1976. - С. 143-146.
  4. Вердербер Р. Психология  эмоций. - СПб., 2003.С,28.
  5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.- 143с.
  6. Вундт В.Душа человека и животных Т.2.- Спб., 1866.- 583 с.
  7. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы и их лечение. - Л.:Медицина, 1977.- 272 с.
  8. Губина Т. П. Клинические особенности нарушений двигательного анализатора при сосудистых очагах в правом полушарии головного мозга // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1964.- Вып. 11. - С. 1618-1625.
  9. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: М.: Учебная литература, 1997. - 432 с.
  10. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека. - Соч., т. 5. М.:Наука, 1953.-С. 431-480.
  11. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. - Л.: Наука, 1974.- 163 с.
  12. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. - М.: Медицина, 1974.- 81с.
  13. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2005. -320с.
  14. Зобов А.С. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных условиях (на примере школьников старшего возраста): Автореф. дис.канд. наук. - Л., 1983.- 19 с.
  15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб 2007.- С.56.
  16. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии СПб.:»Златоуст», 1998.
  17. Ибахаджиева Л.А. Эмоциональные образы страха у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8.
  18. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.- 439 с.
  19. Калинин Е.А. Проявление реакций страха и тревоги у гимнастов высокой спортивной квалификации // Теория и практика физической культуры. - 1970.-№ 10.
  20. Кеннон В. Физиология эмоций. Л.: Прибой, 1927.- 176 с.
  21. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9. – С. 22 – 24.
  22. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе М.:»ЦГЛ», 2006.
  23. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128с.
  24. Ланге К.Г. Аффекты. Спб., 1890.- 169 с.
  25. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баянская Е.Г., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте. - М.: МГУ, 1990.-196 с.
  26. Лебединский М. С. Об особенностях нарушения психики при поражении правого полушария мозга // Проблемы современной психиатрии. - М.,1948.-С. 85-95.
  27. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций.Тексты. М.: Наука, 1984.
  28. Мак -Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.-312 с.
  29. Морозов В. П. Эмоциональный слух человека // Журнал эволюционной биологии и физиологии. - 1985. - № 6.
  30. 0лынанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности.—В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1978.-С.112.
  31. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2002.
  32. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Наука, 1984.-295 с.
  33. Раппопорт Д. Структура психоаналитической теории: попытка систематизации, М.: Иностранная литература, 1959.- 322 с.
  34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб: Питер, 2000 - 712с.
  35. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ СПб.: Речь, 2005.
  36. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966.- 324 с.
  37. Скрябин Н.Д. Изучение адаптации школьников к ситуации риска //Психофизиологические особенности спортивной деятельности. - Л., 1975. -С. 131-138.
  38. Скрябин Н.Д. Реакция смелых и трусливых на опасную ситуацию //Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. - Л.,1972.
  39. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: МГУ, 1988.-200 с.
  40. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. – 430 с.
  41. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь, 2005.
  42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. – 332с.
  43. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. - 296 с.
  44. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс, 1992.-310 с.
  45. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. М.: Эксмо-пресс, 1999.-263 с.
  46. Фрейд А. Норма и патология детского развития. - М.: Поппури, 1990.-437 с.
  47. Фресс П. Эмоции / Экспериментальная психология, вып. 5. М:Педагогика, 1975.-С.15-109.
  48. Фурманов И.А. «Психология депривированного ребенка»: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 319с.
  49. Шишова Т.Страхи - это серьезно.- М., 1997.
  50. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: Для детей от 3 до 6 лет Изд. 2-е, доп., перераб. Детство-пресс. 2004 г.
  51. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1987. - 264 с.
  52. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 1989. - №4. - С. 12 - 16.  
  53. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1.

Занятие 1.

Цель: Создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.

Этюд «У страха глаза велики»

Ход упражнения. Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза», –  добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом.

«Но теперь страх уменьшается», – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.

Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

Ролевая игра «У страха глаза велики»

В густом лесу жила-была заячья семья: папа Заяц, мама Зайчиха и (Пусть малыш сам придумает сколько) детей. У всех, конечно, были имена (Какие? Пусть скажут), но одного зайчишку по имени никто не звал, потому что однажды с ним произошел случай, после которого ему дали прозвище Зайчишка-Трусишка и напрочь позабыли его настоящее имя. А дело было так…

Прыгал Зайчишка по лесу, но не так, как другие – весело, резво, а робко, боязливо. Прыгнет и съежится (Пусть покажет это и куклой, и, как говорят артисты,»в живом плане»). И по сторонам озирается – нет ли чего страшного? Зайчишка-то уродился такой робкий, что даже зайцы удивлялись: и в кого он такой? Что называется, от собственной тени шарахался (Показать посмешнее).

Ну, пока он прыгал по солнечной лужайке, все еще было ничего. Но потом Зайчишка вдруг очутился под большой, раскидистой елкой. Как это получилось, он и сам не понял. Наверное, загляделся на пеструю Бабочку, которая порхала над ним и почему-то норовила сесть ему на ухо. (Бумажную бабочку можно прикрепить к нитке или к проволочке).

– Эй, Бабочка! Ты где? – пискнул Зайчишка. Играть с Бабочкой ему понравилось, это было совсем не страшно. Он сделал еще несколько прыжков, надеясь снова увидеть свою подружку, но вместо нее увидел какое-то чудовище. Оно притаилось под еловыми лапами и грозно темнело, подстерегая добычу. Из пасти чудовища валил пар, глаза зловеще сверкали…больше, правда, Зайчишка не успел ничего заметить, потому что дал стрекоча. Он мчался к своей норе и истошно вопил:»Змей-Горыныч! Змей-Горыныч!» Все звери, конечно, переполошились. (Пусть разные игрушки расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея-Горыныча. Вообще показывать страх надо как можно карикатурнее, но при этом не забывать вслух жалеть Зайчишку).

Ну, звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Что такое? Где Змей-Горыныч? Где огнедышащий дракон? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает.

Тут все как расхохочутся!

– Это ж надо! Корягу за Змея-Горыныча принял!

– Да, но ведь я видел! — оправдывался Зайчишка. —Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза…

А звери еще громче хохочут-заливаются.

–Да это у страха глаза велики! У твоего страха!

С тех пор беднягу и прозвали Зайчишка-Трусишка.

(Постарайтесь, однако, не заканчивать игру на  грустной ноте. Скажите, что окружающие иногда делают поспешные выводы. И вообще, каждый может испугаться. Это еще не беда).

Игра-инсценировка «Зайчики и волк»

Цель. Игра учит детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Ход игры. Психолог рассказывает сказку и показывает движения, а дети имитируют их.

В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как-то утром зайчата взяли свои барабаны и побежали в лес играть. Прибежали они на поляну и стали громко, на весь лес барабанить.

(Фигура  зайца: указательный и средний  пальцы выпрямлены и разведены  в стороны – уши, остальные  пальцы собраны в кулак –  туловище. Зайцы барабанят – мизинец и безымянный пальцы согнуты, по очереди ударяют в подушечку большого пальца. Ушки подняты вверх и прижаты друг к другу.)

И надо ж было беде случиться: около тех мест голодный рыскал волк. Услышал он шум и выскочил на полянку.

(Волк  – раскрытые ладони обеих рук  прижаты друг к другу, пальцы  направлены вперед. Большие пальцы подняты вверх и разведены – уши волка. Указательные пальцы согнуты, соединены внешней стороной верхних фаланг – лоб волка. Прямые средние и безымянные пальцы сгруппированы – нос волка. Прижатые друг к другу мизинцы отведены вниз – пасть волка.

И все это шевелится: волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть.)

Бедные зайчики побросали барабаны и прижались к березе. Их и незаметно, только уши мелко-мелко трепещут от страха. (Дети прижимают зайцев к себе, ушки у зайчат выполняют колебательные движения – трепещут.)

Растерялся волк: «Где же зайчата? Они только что тут были, и вдруг исчезли. (У волка в движении уши, нос, пасть.) Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу! «Порычал волк и исчез.

Зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!»– « Нет, мои ушки не кланялись, а вот твои приседали до земли!»– ответил второй.

(Эти  и последующие движения один  из зайцев показывает, а второй  с недоверчивыми репликами, как  бы машинально, начинает повторять. Но, спохватившись, тут же опровергает» обвинение». Все движения выполняют уши – поднятые вверх указательный и средний пальцы.)

– Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались

руг за дружку!

– Нет, мои ушки не прятались друг за дружку, а вот твои ушки бегали друг по дружке сверху вниз и снизу вверх!

– Нет, мои ушки не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку!

– Нет, мои ушки не стучали друг о дружку, а зато твои ушки, как ножницы, стригли!

– Нет, мои ушки не ножницы, а вот твои ушки падали то вправо, то влево!

– Нет, мои ушки не падали вправо и влево, а зато твои ушки вот такие круги рисовали!

– Да? Не рисовали они такие круги, а вот твои ушки цеплялись друг за дружку!

– А у тебя одно ушко обвивалось вокруг другого.

И так зайчата расшалились, раскричались, что встали на ушки, и испачкали их. Пришли домой, а мама-зайчиха и говорит:»Что такое? Опять ушки грязные. Ну-ка, быстро чистить лапками свои ушки!»Стали зайчата чистить свои ушки (лапки – большой, безымянный пальцы и мизинец). Потом они помыли лапки, и мама пригласила их к столу обедать.

Релаксация «Разговор с лесом»

Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться.

Ход упражнения. Психолог сообщает детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени. Психолог называет то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы, поляна и др. Перечисляет, всевозможный живой и неживой мир леса. Психолог предлагает детям «пообщаться» с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр. Можно попросить детей прислушаться к лесным звукам. Дети, молча (1 – 2 мин.) слушают. Затем психолог предлагает им поделиться своими впечатлениями.

Занятие 2.

Цель: Способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.

Этюд «Разное настроение»

Ход упражнения.

Ведущий читает текст стихотворения, а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии