Культура поведения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствие с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
провести анализ литературных источников по данной проблеме;
определить методологическую основу и конкретные методики для исследования культуры поведения;
изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

Особое место в воспитании отзывчивости детей занимает организация воспитателем реальной практики проявления заботы о других людях, участия в их жизни (выполнение посильных обязанностей, оказание помощи и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок посильно включаясь в деятельность, действия других людей ощущая свой вклад, свою причастность к жизни и судьбе этих людей.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется  любовь и уважение к нему. А положительное  отношение к труду дошкольники  переносят и на собственную деятельность.

В дошкольном возрасте формируется совместный труд со сверстниками. Выбор партнеров для совместного труда осуществляется на основе симпатии, с учетом наличия у сверстника трудовых навыков и умений, качественного и аккуратного выполнения действий, а также положительной оценки свойств личности сверстника самим ребенком и позитивной оценки взрослыми его умений и личностных качеств [15].

Эффективность работы для другого возрастет тогда, когда сами ситуации деятельности являются для детей социально значимыми.

Немаловажное значение для решения воспитательных задач имеет труд в живом уголке. Систематический уход детей за животными и растениями способствует формированию бережного отношения ко всему живому, любви к природе.

Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых – раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга (Р.С.Буре, Л.Ф. Островская).

 

Формирование  нравственного поведения в бытовой  деятельности

 

Эмоциональный этап в  освоении бытовой деятельности ребенок проходит еще во младенчестве, когда главным образом формируется положительное отношение к ней.

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А, соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Дети в 6-7 лет могут  самостоятельно выполнять бытовые  процессы. Необходимым условием формирования самостоятельности в бытовой  деятельности является положительное отношение ребенка к ней             (А.Н.Знаменская, М.М. Кольцова, Г.А.Урунтаева).

Руководя любым видом  деятельности, педагог может влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения со сверстниками, расширять и уточнять знания, формировать чувства уважения и любви, правильное отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.

 

Процесс формирования культуры поведения в ходе ознакомления с художественной литературой

 

В одних и тех же условиях дети ведут себя по-разному: одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь товарищу, успокоить и пожалеть его, другие равнодушны, эгоистичны, третьи агрессивны.

При воспитании у ребенка нравственных норм необходимо, прежде всего, развивать у ребенка способность к сопереживанию. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, малышам, окружающим взрослым [4].

Чтобы воспитать у  детей сочувствие, желание совершить хороший поступок, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступают плохо, важно найти такие приемы, которые как бы ставили ребенка на место другого. Большое значение здесь имеет художественная литература (Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова).

Литература активно  воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, что способствует проявлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир (А.М.Виноградова, Л.М.Гурович, В.И.Логинова, О.С.Ушакова).

Положительные герои  вызывают у детей симпатию, чувство  радости, желание подражать. Отрицательные – высмеиваются, лишаются того, к чему стремились. И постепенно ребенок начинает понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло.

После знакомства детей с содержанием произведения необходимо проводить беседу, чтобы помочь детям понять, осознать чему именно оно учит (А.М.Виноградова,  С.А.Козлова, В.Г.Нечаева).

Художественные произведения должны чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности, нравственного развития. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на их перенос в жизнь и деятельность детей. Отбирая литературу нужно помнить, что моральное воздействие ее на ребенка зависит, прежде всего, от художественной ценности произведения.

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям уже знакомым детям и т.п.

Итак, воспитание культуры поведения необходимо рассматривать в тесной связи с общим эмоциональным развитием. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления его нравственности.

Восприятие ребенком художественного произведения может развертываться и углубляться в играх-драматизациях (Л.В.Артемова). Разнообразные приемы этого вида сюжетно-ролевой игры, в котором происходит как бы сближение ребенка с персонажем, позволяют не только выявить эмоциональный опыт каждого ребенка, но и создать условия формирования у него эмоциональной отзывчивости, как в отношении взрослых, так и в отношении сверстников. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения.

 

1.4.Роль семьи в воспитании культуры поведения у дошкольников

 

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна [18].

Л.Ф.Островская считает, что семья – это школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявления чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт.

Он складывается в каждой семье и присущ только ей: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и т.д. Семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка (Т.А.Репина, А.А.Рояк).

От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий, любви (Л.Ф.Островская).

Для того чтобы получить ощутимые результаты в развитии внутреннего мира детей, воспитателю необходимо полнее представить эмоциональный опыт каждого ребенка, и в первую очередь приобретаемый им в семье; вести постоянную работу по развитию и обогащению нравственного опыта ребенка с помощью родителей (Л.Божович, Е.Гаспарова , И.Залысина).

Очень важно воспитать  характер реальной воспитательской  позиции родителей, которая складывается из их понимания и отношения к  целому ряду вопросов. Эта позиция  соответствует ценностным ориентациям  личности самих родителей.

В семье дошкольник учится уважительному отношению к близким  людям, их делам, их отдыху (Т.А.Маркова).

Велика роль матери в жизни и воспитании ребенка. От нее во многом зависит создание нравственно-психологической атмосферы в семье (теплота, уют, взаимопонимание). Важно также подчеркнуть ответственность отца, необходимость его участия в воспитании, ведении домашнего хозяйства     (Р.С.Буре, Л.Ф.Островская).

Воспитателю важно понять, в какой степени такие интересующие его качества личности, как способность к сопереживанию и сочувствию, являются для родителей ценностными.

Немаловажное значение в обеспечении успешной работы с  родителями имеет постоянный интерес  воспитателя к тому практическому опыту, который ребенок приобретает в домашних условиях. В беседах с родителями должно подчеркиваться, что воспитание – всегда творческий поиск, который не терпит скороспелых решений и бездумности. Воспитатель должен подчеркивать, что умение понимать ребенка, его состояние и мотивы поведения позволяют наиболее правильно определить соответствующий подход к нему.

Взаимоотношения ребенка со сверстниками также должны находиться в круге вопросов, интересующих воспитателя в работе с детьми и их родителями (В.Абраменкова, Е.Кульчицкая, А. Николаева).

Устойчивое внимание родителей и воспитателей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы нравственного отношения к другим людям.

Стремление казаться большим побуждает ребенка преодолевать свой страх, неуверенность, робость. Для него это очень трудно, он не зря гордиться таким своим поведением. Чувство гордости возникает у ребенка и тогда, когда он успешно справляется со своим делом. Родители должны заметить успехи дошкольника, порадоваться вместе с малышом, но и адекватно оценить, помочь исправить недостатки. Ребенок будет радоваться и гордиться тем, что его оценивают наравне со взрослыми.

Если ребенок чувствует, что он нужен, любим в своей семье, у него возникает чувство защищенности, безопасности. И на этой основе будет складываться доброжелательное, открытое отношение к окружающему миру и людям, жизнерадостность и положительное отношение к себе (Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева).

В любых самых сложных  и острых педагогических ситуациях  родители должны считаться с чувством собственного достоинства ребенка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку родители всегда должны оставаться доброжелательными [24].

Изучив имеющиеся материалы, можно утверждать, что дошкольный возраст – это тот период, когда  происходит интенсивное усвоение общественных норм и правил поведения. Это часть общего процесса активного проникновения в жизнь взрослых, их взаимоотношений и поступков.  

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

2.1. Цель, задачи, организация и методика проведения исследования

Цель исследования – изучение особенностей осознания нравственных норм в старшем дошкольном возрасте.

Задачи  исследования:

  1. изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста, а именно:
    1. изучить приоритетность общественно значимых мотивов перед эгоцентричными;
    2. изучить поведение детей в конфликтной ситуации;
    3. изучить необходимость оказания помощи сверстнику;
    4. изучить игровые отношения с детьми;
    5. изучить умение подчинятся требованиям взрослых, продиктованным заботой об окружающих;
    6. изучить отношение к сверстнику при личном соревновании;
    7. изучить реакцию на страдания животных;
  2. провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;
  3. на основе анализа результатов исследования составить педагогические рекомендации для воспитателей, психологов и родителей.

Исследования проводились в период с 11 по 11 февраля 2014 года. В исследовательской работе приняли участие 17 детей старшего дошкольного возраста (9 девочек и 8 мальчиков) (приложение 1). Базой исследования являлся МБДОУ  общеразвивающего вида № 73 города Мурманска.

В работе по изучению особенностей осознания нравственных норм детей  старшего дошкольного возраста использовалась методика незаконченных ситуаций из «Практикума по дошкольной психологии», авторы Г.А.Урунтаева и Ю.А. Афонькина [35].

Описание: ребенку предлагалось по очереди прослушать семь коротких историй. В конце каждой истории  ребенку задавались вопросы, на которые  он должен был ответить.

Работа проводилась  индивидуально с каждым ребенком в закрытом помещении, ситуации предъявлялись по очереди, ответы протоколировались.

На беседу с одним  ребенком требовалось от 20 до 30 минут. В день опрашивалось 2-3 ребенка. Исследование проводилось в течение четырех рабочих недель.

Инструкция: «Послушай  меня внимательно. Сейчас я расскажу тебе несколько коротеньких историй. Твоей задачей будет ответить мне не вопросы после каждой истории».

Информация о работе Культура поведения дошкольников