Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствие с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
провести анализ литературных источников по данной проблеме;
определить методологическую основу и конкретные методики для исследования культуры поведения;
изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;
Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогического воздействия.
В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение.
Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т.е. к одобрению или осуждению.
Не всякое одобрение является поощрением в полном смысле слова, и не всякое осуждение является наказанием. Между этической оценкой поведения детей и поощрением и наказанием имеется определенное различие.
Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников.
При поощрении или наказании педагог или детский коллектив принимают решение, которое выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними.
Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия.
Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает воспитателю и учителю, какие изменения нужно внести во взаимоотношения с данным воспитанником: отсрочить наказание, выждать самоосуждение ребенком своих действий. Применение поощрения и наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.
Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка воспитателя или учителя встречает одобрение в детском коллективе и является более действенной
Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения.
Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное влияние, оказывают сильное воздействие на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывая желание проявить себя с лучшей стороны.
Применяя поощрения, необходимо соблюдать меру. При частом использовании их дети привыкают к ним как к обыденному, и в силу этого воспитательная ценность поощрений снижается.
Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью, с самокритикой, учить детей не успокаиваться на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, воспитателя или учителя и стремление оправдать его.
Как в дошкольном, так и в школьном возрасте нельзя допускать перехваливания: оно ведет к возникновению зазнайства и эгоизма.
Особое внимание нужно обратить на робких, скромных детей, которых часто заслоняют более бойкие и активные дети. Надо систематически, повседневно поддерживать скромных детей, высказывать одобрение им перед всем коллективом, стимулировать их к инициативным действиям и т.д.
В сложном процессе формирования нравственной направленности личности приходится применять и наказание как одно из средств педагогического воздействия на поведение детей.
Наказание используется в тех случаях, когда отдельный ребенок или группа в целом не выполнили установленных требований, нарушили принятые нормы и правила жизни в коллективе, а характер нарушения требует немедленного воздействия.
Общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом – важнейшая основа наказаний в учебно-воспитательных учреждениях.
Эффективность наказаний находится в прямой зависимости от организованности общественного мнения в коллективе.
Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказание убеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния, пробуждения совести.
В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Полученное воспитанником наказание после исправления им своего поведения не может служить поводом для обидных напоминаний и укоров.
В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказания: обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусость.
Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания, как изменение отношения воспитателя, учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение воспитателя или учителя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение.
В детском саду можно использовать такие наказания, как лишение ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки или интересной игры, отстранение от желанной роли в игре и т.д.
Наказание необходимо сочетать с убеждением.
Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми.
Воспитатель сочетает разные
методы, учитывая при этом особенности
возраста, индивидуальные проявления,
уровень воспитанности каждого
Одни и те же методы
приобретают своеобразие в
В младших группах он указывает детям, как надо поступить в той или иной ситуации, как правило, непосредственно адресуясь к конкретному ребенку.
В средней группе, используя имеющийся у детей опыт, педагог больше прибегает к напоминанию, предлагает подумать, как надо поступить.
В старших группах значительно шире используется метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский коллектив.
В младших группах воспитатель стремится, как можно чаще, одобрять каждого из детей за малейшее проявление самостоятельности, инициативы.
В средней группе оценки его становятся более мотивированными, включают разъяснение всем детям морального смысла действий и поступков.
В группах старшего возраста
педагог оценивает детей
Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, учитывает накопленный детьми опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.
Культура поведения, характерная высокоразвитому человеку не дана от рождения. Она возникает и развивается на протяжении дошкольного возраста под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Нравственное развитие, начиная с первых лет жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в какой-то степени и более важной, чем воспитание ума, чем обучение ребенка различным знаниям и умениям.
То, как будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоциональных отношений субъекта к окружающим людям и предметам действительности.
Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, объяснения и указания должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности.
Решающую роль играет включение дошкольника в содержательную, совместную со сверстниками и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, почувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных целей.
Взрослый, который сумел завоевать симпатию ребенка, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований.
Влияние на нравственное развитие ребенка оказывает оценка воспитателем его поступков.
В воспитательной работе очень важно добиваться единства 2-х моментов: сочетания глубокого понимания ребенком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.
Знакомство с жизнью и трудом взрослых, выполнение посильных трудовых заданий, реализация на практике норм поведения формируют сферу эмоциональных переживаний, нравственных правил, которые при надлежащих условиях воспитания достигают достаточно высокой степени развития (Е.Волосова, О.Гордеева).
Не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в становлении культуры поведения. Если способы действий и связанные с ними операции косвенно влияют на возникновение переживаний, то мотивы и цели деятельности оказывают на ребенка непосредственное влияние (Л.Абрамян, А.Кошелева).
Под влиянием совместной трудовой деятельности, результаты которой имеют значение не только для отдельного ребенка, но и для всей группы в целом, у детей формируются новые мотивы поведения и возникают нового рода эмоциональные переживания.
Вклад в развитие нравственной сферы вносят и такие виды деятельности, как игра и знакомство с художественными произведениями.
Формирование культуры поведения в игровой деятельности
Игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности, это деятельность эмоционально-насыщенная, требующая от ребенка определенного настроения и вдохновения (Л.С.Выготский, А.П. Усова).
Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений (Д.Б.Эльконин).
В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой – формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт (С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник, Т.С.Ушакова, М.И.Чистякова).
Особенности социального опыта ребенка своеобразно преломляются в тематике предпочитаемых игр, в желании играть того или иного персонажа, в выборе различных выразительных средств в самой игре [18].
Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания.
В выборе партнеров для совместных игр дошкольники опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения [28].
В игре ребенку нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значения, но не имеют смысла. В игре также впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила.
Внесение в игру нового
эмоционального опыта способствует
нейтрализации отрицательных
По мнению Г.А.Урунтаевой, подвижные игры, прямо направленные на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, оказывают также влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего, это касается нравственно-волевой сферы личности.
В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение. Ребенок проверяет свои возможности, гордится своим результатом и, в тоже время, учится радоваться удаче другого, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых.
Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности (А.В.Запорожец, Г.А.Урунтаева, А.П.Усова).
Сюжетно-ролевая игра также позволяет ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл [28].
Воспитание культуры поведения в трудовой деятельности
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение, для психического развития ребенка.
В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.