Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствие с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
провести анализ литературных источников по данной проблеме;
определить методологическую основу и конкретные методики для исследования культуры поведения;
изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;
Навыки нравственного поведения становятся – более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному побуждению.
Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различных режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.
Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в широком понимании слова.
Именно положительный опыт гуманных отношений детей начальная школа справедливо рассматривает как главный результат нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшее развитие новых форм нравственного поведения.
От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения.
Среди отрицательных качеств первоклассника, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность (в широком смысле слова), воспитанная в годы дошкольного детства, обеспечивает первокласснику естественное, без особых на то усилий, поддержание порядка в портфеле, на рабочем месте и тем самым экономит время для учебного процесса.
Многие учителя начальных классов нередко сетуют на то, что у первоклассника можно, образно говоря, отметить «леность ума». Неприученность к настойчивости в овладении знаниями, стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточиться – это серьезная проблема, с которой сталкиваются педагоги начальных классов. На ее решение уходит время, и учащимся потом приходится наверстывать упущенное в школьной программе.
Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной группе детского сада.
Таким образом, педагогических исследований, посвященных воспитанию у детей культуры поведения, в современной педагогике недостаточно. Этот вопрос изучали Р.С.Буре, А.М.Виноградова, Л.Ф.Островская, П.М.Якобсон. Ими были предложены теоретические и практические основы нравственного воспитания дошкольников.
В нашей работе мы попытались дать обзор имеющихся на данный период источников. Рассмотрели воспитание культуры поведения на различных этапах дошкольного возраста, влияние различных условий и методов на протекание данного процесса.
1.3. Методы и условия воспитания культуры поведения у дошкольников
Методы воспитания культуры поведения в дошкольном возрасте – это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Методы формирования культуры поведения можно разделить на 3 группы и представить в виде схемы (рис. 2):
Таблица 3.
Методы формирования культуры поведения
Основные функции методов первой группы – формирование опыта общественного поведения и общественных отношений детей. К этой группе относятся приучение к формам общественного поведения, упражнение, организация разнообразной деятельности детей (игра, обучение, труд) и руководство ею [21].
Воспитание поведения начинается с приучения – практической выработки у детей определенных умений, навыков и привычек.
Приучение широко применяется в нравственном воспитании детей уже с раннего возраста: малышей приучают к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности.
Главный результат приучения – формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.
В дошкольном возрасте продолжается процесс приучения детей к коллективному ритму жизни, к организованности, культуре общения и поведения.
В начальной школе
также применяется метод
Для того чтобы приучение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы:
В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому или сверстнику, попросить у него игрушку и т.д.
Приучение предполагает использование упражнений.
Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определенным формам поведения в меняющихся условиях социального общения, чтобы можно было обобщать требования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводить в различных жизненных ситуациях.
Поручение – это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения.
В воспитании детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Например, дети «обучают» новую куклу правилам поведения в детском саду. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения.
Мерилом нравственности являются не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности – общение, игра, труд, учение – важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится методом нравственного воспитания.
Основная функция методов второй группы – формирование нравственных представлений, понятий и на их основе убеждений и нравственной направленности личности.
Убеждение рассматривается в педагогике как метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении.
При помощи убеждения
воспитатель формирует у детей
моральные представления и
Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже при формировании у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Воспитатель не только сообщает им правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, подчеркивает необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения.
При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делать и как нужно поступать.
Разъяснение используется учителями в процессе нравственного воспитания, особенно в I классе, когда дети оказываются в новой обстановке.
Разъяснением необходимо сопровождать введение новых правил, требований, чтобы предупредить их нарушение.
Разъяснение применяется при обсуждении отрицательных действий, поступков детей и при одобрении, поощрении, вызывая у детей положительные переживания и чувства.
При разъяснении применяется показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Особенно это необходимо в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Разъяснение, указание, показ формируют у детей осознание своего поведения, убежденность, т.е. уверенность в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.
Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Особенно действенное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению.
Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности.
Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей.
Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.
Эффективность применения данного
метода зависит от того, насколько
воспитатель и учитель
Внушение применяется по отношению к группе сверстников и к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность).
Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильному поведению, с упражнением в положительных моральных поступках.
Это дает возможность воспитывать устойчивые навыки и привычки нравственного поведения, формировать осознанность и осмысленность всех действий, отношений.
Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, диспуты.
Этическая беседа – это беседа на моральные темы.
Функция этической беседы – моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность.
Большое значение имеет этическая беседа для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным в соответствии с требованиями морали.
Источниками для этических бесед в детском саду и в начальной школе являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей.
К этическим беседам предъявляются определенные требования:
В детском саду и в школе этические беседы проводятся учителем, воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей.
Назначение индивидуальной беседы – опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанника.
К третьей группе методов относятся: пример нравственного поведения, поощрения и наказания.
Пример – это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого.
Непосредственное воздействие может оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, repoeв труда и войны, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей.
Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков.
Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом, стараются копировать их действия, манеры и т.д.
Велика роль примера окружающих, в первую очередь воспитателей и родителей. Дети искренно любят внимательных, заботливых, справедливых взрослых, стараются им во всем подражать.
Специфика и сила примера как метода нравственного воспитания заключается в том, что при его использовании знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных ситуациях.