Культура поведения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствие с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
провести анализ литературных источников по данной проблеме;
определить методологическую основу и конкретные методики для исследования культуры поведения;
изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели как:

    • умение и желание ребенка трудиться;
    • интерес к выполняемой работе;
    • понимание цели работы и общественного смысла;
    • активность;
    • самостоятельность;
    • проявление волевых усилий в достижении требуемого результата;
    • взаимопомощь в коллективном труде.

2. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей.

Уже с первых лет жизни  ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно  предполагает культуру речи.

Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда  ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить  простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности дошкольников. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

3. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения.

Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и  нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект, так как поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу [30].

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.

Одна из задач воспитания детей первой младшей группы – формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков.

Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит и непосредственное общение с ними воспитателя.

Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность  в постоянных контактах со взрослым. От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша со взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Создание предпосылок  культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям:

1. Одно из них —  формирование умения играть и  заниматься, гулять и принимать  пищу, спать во время тихого  часа, одеваться и умываться вместе  с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма, столь важное для человека.

2. Не менее важно  привить интерес к трудовым  действиям взрослых, желание помочь им, а позднее – и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.

3. Воспитание бережного  отношения к игрушкам и вещам, умения преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувства благодарности за заботу и уход, послушания и чувства симпатии, дружелюбия к детям и взрослым – все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в первой младшей группе детского сада.

Важной задачей в  работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает  много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

Повторяясь многократно  в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное  одевание, причесывание, умывание и т.д., доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

С переходом во вторую младшую группу программные требования к воспитанию у дошкольников навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса усложняются.

У детей на четвертом  году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям), бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Кроме того, воспитатель теперь больше внимания должен уделять формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Возросшие требования программы  опираются на новые возможности  ребенка, на его способность совершать более сложные действия, обобщать, понимать и оценивать поведение сверстников, на большую привязанность к взрослым, которые справедливы и ласковы с ним.

Планируя работу, педагог  особое внимание уделяет формированию таких качеств личности, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность. Эти качества помогут  ребенку видеть и различать состояние человека, решить, как следует поступить в каждом конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятностей.

Большие возможности  для воспитания культуры поведения  представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя  с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного воспитания.

Уровень развития детей  четвертого года жизни позволяет  несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Минул еще один год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию у дошкольников навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружении, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств особое значение.

Сочетание руководства  самостоятельной практической деятельностью  детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному решению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.

Эта область воспитательной деятельности требует, в частности, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется эгоизм детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы этого не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать (в соответствии с возрастом) труд взрослых, их положительные действия и отношения.

Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить в течение года специально воспитанию уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням. 

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств  личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим.

У детей старшей группы необходимо активно и последовательно  формировать:

  • дружеские взаимоотношения;
  • привычку играть и заниматься сообща;
  • умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения;
  • в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным персонажам известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения.

Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников.

Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь  нравственных качеств и свойств  личности с интеллектом, познавательными  интересами, отношением к окружающему  миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо всячески развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и  деятельности ребенка, способствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Вместе с тем возникает необходимость систематизации тех представлений о нормах поведения, которые ребенок приобрел на протяжении всего предшествовавшего периода.

Основная задача нравственного воспитания дошкольников в подготовительной группе состоит, прежде всего, в закреплении, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду.

В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, а их проявления в отношениях к людям, их деятельности – более устойчивыми и органичными.

Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких, как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность, дружелюбие и доброта, смелость и настойчивость, оптимизм и общественная сознательность) становятся более осознанными, приобретают большую обобщенность.

Информация о работе Культура поведения дошкольников