Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствие с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
провести анализ литературных источников по данной проблеме;
определить методологическую основу и конкретные методики для исследования культуры поведения;
изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;
Что ответила Маша? Почему?
Что сделал Петя?
Что сделала Вера? Почему?
Что сказала Таня? Почему?
Что ответил Коля? Почему?
Что сказал Миша? Почему?
Что сделал Саша? Почему?
В ходе исследования изучались поведение, действия детей при предъявлении им конкретной ситуации, а также мотивация их выбора.
1.Приоритетность общественно значимых мотивов перед эгоцентричными (история 1).
Данный факт подтвердился в 87,5 % случаев: «Нужно помочь, а потом играть» (Данил К.), «Она сказала, что пойдет помогать» (Катя А.);
7,5 % - отвергли данный стиль поведения: «Я лучше буду играть» (Алена В.); «Она играть стала. Потому что свои убрала» (Глеб О.).
5 %дошкольников испытали затруднения при ответе.
При этом 60 % детей ссылались на моральную норму: «Потому что нужно всем помогать» (Алиса Г.). В этом случае нельзя говорить о полном принятии моральной нормы, это лишь ее знание.
25 % - выразили сочувствие к сверстнику: «Ей же тяжело и она устала» (Слава Д.). Это яркий показатель сформированности социальных чувств и того факта, что эти чувства определяют направление развития личности этих детей.
7,5 % - сочли общественные нормы приемлемыми для себя, и это определило их согласие. Таким образом, социальные нормы частично усвоены у этих детей.
7,5 % детей ответили: «Не знаю», что отражает недифференцированность мотивов и чувств.
2. Поведение в конфликтной ситуации (история 2).
Ответы, полученные на вопросы ко второй ситуации, очень показательны.
22,5 % - применили бы силу для решения проблемы: «Петя отобрал машину и не давал ему» (Сережа П.). В данном случае можно говорить о том, что у некоторых детей несформированно умение находить конструктивные решения.
Показательно и то, что 47,5 % ребят спешат обратиться за помощью ко взрослому: «Он рассказал воспитательнице, что он отобрал машинку» (Илья Ф.); «Петя пошел и рассказал про него» (Алена В.). Главное при этом, чтобы взрослые не навязывали свои способы действий, а помогали ребятам выработать свои принципы.
Выявлено было и то, что 7,5 % дошкольников в ситуации столкновения с препятствиями поддаются эмоциям и впадают в фрустрацию: «Заплакал. Потому что ему нечем играть» (Арина К.). Это свидетельствует о личной незрелости ребят, о поддержании в них взрослыми инфантильности.
Лишь 17,5 % опрошенных детей пытались найти компромиссное решение: «Он сказал, чтобы Сережа поиграл, а потом отдал» (Сережа Т.), «Петя сказал, что нужно попросить, чтоб поиграть» (Алиса Г.). Такие ответы отражают высокий уровень развития социальных чувств, главенство общественных мотивов, стремление к конструктивным формам поведения.
Дети, избравшие в качестве мотива защиту собственных прав (30 %) и страх перед наказанием (10 %), характеризуются преобладанием личных интересов над общественными: «Он стал отнимать... Потому что ему самому хотелось поиграть» (Таня Н.).
Моральная норма и необходимость ее соблюдения, стала мотивом для 47,5 % дошкольников.
5 % - руководствовались сочувствием: «Он не ругал его... Потому что у него нет самосвала» (Глеб О.); «Он разрешил, потому что другим детям тоже нужны игрушки» (Никита Б.).
3. Необходимость оказания помощи сверстнику (история 3).
60 % - выразили готовность помочь самостоятельно, что свидетельствует о наличии самостоятельности в принятии решений: «Она подошла и подняла ее» (Анжела Р.); «Она подбежала к ней и стала ее жалеть» (Полина Е.).
30 % детей обратились за помощью ко взрослому, т.е. возложили ответственность на другого человека: «Побежала к воспитательнице, чтобы она ее пожалела» (Ярослав К.); «Тогда Вера сказала ее маме» (Настя З.).
45 % - опирались в своих действиях на моральную норму: «Потому что подружке нужно всегда помогать» (Слава Д.); «Потому что это была ее подружка» (Таня Н.).
40 % - опирались на сочувствие: «Когда человеку ногу поранит, ему же больно» (Полина Е.).
7,5 % детей исходили из возможности наказания со стороны взрослых в случае несоблюдения нормы: «Потому что ей не хотелось, чтобы ее ругали» (Катя А.).
Такое же количество детей оказались не способны определиться с мотивом своих ответов. Нравственные нормы для них, скорее всего, - абстрактное требование взрослых, которое поощряется обществом, но не имеет личного значения.
4. Игровые отношения с детьми более младшего возраста (история 4).
80 % детей положительно воспринимают малышей в качестве партнеров по игре: «Давай его все-таки возьмем» (Катя А.);
15 % - отрицательно: «Правильно, а то будет мешать» (Даша Т.);
5 % - неопределенно.
Отрицательное отношение к малышам может быть следствием недостатков в воспитании, когда ребятам навязывали младших детей и обязывали опекать их, не считаясь с интересами дошкольников. Также, такое отношение может формироваться в случае отсутствия опыта общения.
В качестве объяснения причин выбора того или иного поведения в подобной ситуации, дети приводили и ссылку на моральную норму - 37,5 %: «Потому что младшим нужно уступать» (Катя А.); «Потому что младших надо брать в игры» (Илья Ф.).
Положительное отношение к маленьким детям у 15 % ребят определяется тем, что подобное сотрудничество может принести пользу старшему дошкольнику: «Мы его возьмем. Он будет сыночком» (Анжела Р.).
Сочувствуют малышам 10 % старших дошкольников: «Потому что мальчик тоже хотел поиграть» (Никита Б.).
10 % - согласились бы играть с малышом из опасения быть наказанными: «Он заплачет, и его мама будет ругать» (Сережа Т.).
7,5 % ребят хотели избежать неприятных для себя последствий: «Он нам только все развалит» (Глеб О.).
10 % детей опирались на личный опыт: «Моего брата я всегда беру» (Арина К.); «Дети так смешно говорят» (Даша Т.).
5. Подчинение требованиям взрослых продиктованным заботой об окружающих (история 5).
82,5 % дошкольников сочли себя способными руководствоваться общественными мотивами: «Ладно, потому что уже всем пора было спать» (Катя А.).
10 % - дали отрицательный ответ.
Не определились в способе реагирования - 2,5 %.
Знание (и только) моральной нормы определило поведение 60 % ребят: «Это не хорошо, когда шумят» (Анжела Р.).
Непривлекательность требуемого поведения определила отказ 7,5 % детей: «Хочу пошуметь и буду» (Алиса Г.); «Потому что он не любил свою сестру» (Илья Ф.)
Согласились подчиниться, побоявшись быть наказанными - 7,5 %.
Сочувствие проявили 15 % детей: «Потому что ей плохо было засыпать» (Таня Н.); «Потому что она устала» (Никита Б.).
6. Отношение к сверстнику при личном соревновании (история 6).
На положительную оценку работы другого способны 85 % детей: «Очень красиво. Научи меня так рисовать» (Алена В.).
Не смогли объективно оценить своих товарищей 10 % старших дошкольников: «У меня лучше и красиво» (Катя А.); «Я в сто раз лучше могу» (Арина К.).
«Не знаю» ответили 5 % ребят, что может быть связано с недостаточным уровнем развития абстрактно-логического мышления и неумением живо представить предлагаемую ситуацию.
52,5 % - объяснили свой ответ объективным оцениванием деятельности другого ребенка: «Потому что понравился такой рисунок» (Даша Т.); «Потому что он был аккуратно нарисован» (Алена В.).
Высказывания 7,5 % детей были продиктованы переживанием негативных эмоций: «Нехорошо. Потому что она не умела рисовать» (Сережа П.). То есть дети не могут абстрагироваться от собственных желаний ради интересов других детей.
Утилитарными мотивами руководствовались дети, которые ожидали негативных последствий для себя (7,5 %): «Если он это не скажет, она не будет дружить» (Катя А.).
Моральная норма как мотив присутствовала в 15 % ответов: «Потому что надо так делать» (Полина Е.).
7. Реакция на страдания животных (история 7).
97,5 % детей выразили желание помочь котенку.
87,5 % из них сказали, что взяли бы его домой: «Он подошел к нему, а котенок убежал. Он сказал, что он его погреет. Взял и отнес домой» (Никита Б.).
10 % детей оказали бы помощь на месте: «Он вынес ему покушать и погладил» (Полина Е.).
Лишь один ребенок не смог определиться в способе реагирования.
Мотивировали они свои ответы следующим образом:
Таким образом, проведя анализ полученных в ходе экспериментального исследования данных, мы пришли к следующим выводам:
1. При необходимости соблюдения нравственной нормы по отношению к окружающим, почти все дети могут отказаться от собственных интересов. При этом лишь четверть из них будет руководствоваться сочувствием, то есть социальной эмоцией. Большая же часть детей в возрасте 5-7 лет исходит из иных побуждений: по просьбе других, из боязни быть наказанными, из утилитарных мотивов, опираясь на личный опыт.
2. 80 % опрошенных детей не способны самостоятельно урегулировать конфликт, используя конструктивный подход. Более характерно для них применение силы или обращение за помощью к взрослому.
Количественные результаты мотивирования ответов детей.
2.2. Система педагогических мероприятий по воспитанию культуры поведения с детьми старшего возраста
В связи с этим возникла необходимость в создании экспериментальной системы мероприятий, направленных на улучшение культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
дата |
Тема мероприятия |
Программное содержание |
15.01.2014 |
Этическая беседа «Урок вежливости» |
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. |
17.01.2014 |
Показ кукольного спектакля по рассказу Г.Остера «Хорошо спрятанная котлета» |
Учить простым способам выхода из конфликта. |
19.01.2014 |
Письмо родителям |
Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путем формирования умения объясниться. |
24.01.2014 |
Изготовление масок «Сердитые лица» |
Учить изготавливать маски с сердитым выражением лица из разного материала. |
27.01.2014 |
Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов» |
Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе. |
29.01.2014 |
Инсценировка отрывков из сказки «Приключения Буратино» |
Помочь понять, что такое злость. |
31.01.2014 |
Фотоальбом «Я, ты, он, она - вместе целая страна» |
Учить детей составлять рассказы о дружеских взаимоотношениях в группе. |
После проведенной
системы мероприятий, направлен