Культура поведения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствие с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
провести анализ литературных источников по данной проблеме;
определить методологическую основу и конкретные методики для исследования культуры поведения;
изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

Диаграмма 2.

Количественные  результаты мотивирования ответов  детей

 

 

2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, выводы

Сравнительный анализ экспериментальной  группы показал, что после проведения формирующих мероприятий по улучшению  воспитания культуры поведения у  старших дошкольников уровень сформированности навыков культуры поведения стал значительно выше, что говорит об эффективности программы по улучшению воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. В результате диагностирования испытуемых экспериментальной группы были получены следующие результаты: 60% детей имеют высокий уровень сформированности навыков культуры поведения, 34% детей- средний, и только 6%-низкий уровень.

                                                                                                             Таблица 4.

Результаты формирующего эксперимента по сформированности навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Название эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

констатирующий

41%

39%

20%

формирующий

60%

34%

6%


 

        Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная нами программа, направленная на улучшение культуры поведения в старшем возрасте,  оказалась эффективной.     

2.4.Педагогические рекомендации

 

В соответствии с выше изложенными результатами можно  дать следующие педагогические рекомендации родителям и воспитателям для успешной реализации задачи воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

I. Работа с детьми.

1. Организация  различных видов совместной деятельности, практики положительных социальных контактов.

Нужно давать детям посильные  трудовые поручения, которые требуют  совместных усилий и взаимопонимания. Для этого желательно создать  благополучные условия, способствующие возникновению общности эмоциональных  переживаний и взаимной симпатии между членами группы.

Перед началом совместной трудовой деятельности нужно объяснить  дошкольникам необходимость данного дела, показать потребность в нем окружающих. Руководство трудовой деятельностью не должно быть навязчивым, подчеркнутым. Тогда дети в процессе труда будут вести себя непринужденно, свободно.

Обязательно нужно вести  наблюдение за практическим овладением нормами поведения в семье  и детском саду.

Воспитатель должен намеренно  создавать всевозможные ситуации, связанные  с проблемой поведения и следить за тем, каким образом ребенок выходит из них, помогать ему в приобретении навыков культурного поведения.

Также очень важна  организация сюжетно-ролевых игр  на всевозможные темы. Ведь именно в  них дети познают и осознают социальную действительность, учатся общаться друг с другом. Игры должны идти под наблюдением воспитателя, который должен направлять детей, подсказывать им возможные пути решения тех или иных вопросов.

2. Проведение  этических бесед.

Нужно проводить по 2-3 этические беседы в каждом квартале. Они должны носить обобщающий характер. Тема выбирается та, которая была частично раскрыта в художественной литературе, прочитанной детям.

Вот несколько примерных  тем:

  • «Мой товарищ» - воспитание заботливого доброжелательного и бескорыстного отношения к сверстнику;
  • «Взрослые, которые окружают меня» - воспитание гуманного, чуткого отношения к старшим;
  • «Что значит быть справедливым» - воспитание честности и осознание лживости, себялюбия;
  • «Нужно ли людям помогать» - воспитание сочувствия, формирование представлений о том, как нужно заботиться.

3. Коррекционно-развивающая  работа.

Использовать в работе с детьми курс практических занятий        О.В.Корчиновой «Детский этикет» [19].

4. Работа с  художественной литературой.

Воспитатель подбирает  литературу в зависимости от конкретной воспитательной задачи.

Например:

  • Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой» (из книги «Солнечный денек») – воспитание уважения к труду взрослых, заботливого отношения к старым людям, желание делать для старших добро;
  • Бажов П. «Серебряное копытце» - формирование представлений о доброте и отзывчивости;
  • Житков Б. «На льдине» - воспитание чувства заботы о человеке;
  • Благинина Е. «Посидим в тишине» - воспитание чуткости, заботы о матери;
  • Паустовский К. «Кот-ворюга» - воспитание любви к животным. Формирование представлений о том, что животных надо кормить, беречь, ухаживать за ними;
  • Толстой Л. «Два товарища» - формирование представлений о товариществе, о смелости и находчивости;
  • Одоевский В. «Мороз Иванович» - воспитание чуткости, честного отношения к труду и т.д.

По каждому произведению необходимо проводить беседу.

2. Работа с родителями.

Нужно проводить беседы и консультации по следующим темам:

    • «Методы воспитания, их влияние на личность ребенка»;
    • «Формирование социальных чувств»;
    • «Нравственное развитие ребенка»;
    • «Культура поведения дошкольника»;
    • «Детский этикет»;
    • «Трудно ли держать слово?»;
    • «Как вести себя за столом?»;
    • «Хорошие и дурные манеры»;
    • «Детские конфликты»;
    • «Ребенок говорит неправду»

Целью этих мероприятий  является обеспечение единой линии воспитания, осуществление преемственности между детским садом и семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив ряд источников по нравственному воспитанию, в целом, и культуре поведения, в частности, проведя вслед за этим экспериментальное  исследование, в котором использовалась беседа с детьми, и определялась сформированность адекватной оценки поведения сверстников у старших дошкольников, мы пришли к следующим выводам.

Начинается процесс  формирования культуры поведения в  семье и детском саду, где детям  прививают навыки культуры поведения: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании.

Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными.

Очень важен наглядный  показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме.

Повседневное общение  с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства – жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

При воспитании детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения.

Дети этого возраста способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх  и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях.

Приобретенные и усвоенные  навыки старшие дошкольники используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед  едой и после туалета, но и после  ухода за животными, растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых.

Ребята бережно относятся  к природе, не только аккуратно пользуются игрушками, вещами, но и чинят их, приводят в порядок.

В этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных детям условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке.

Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том  числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.

Эти приемы помогают осознанию  детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно.

Это положение подтверждают и результаты нашего экспериментального исследования, в ходе которого было выяснено, что одно лишь знание моральной нормы, неподкрепленной, личным опытом, не ставшей мотивом поведения, приводит к моральному формализму действий у старших дошкольников.

Также в ходе исследования было выяснено, что большинство детей  не способны самостоятельно улаживать  конфликты, и опираются, в данном случае, на силу или помощь взрослого. Это говорит о том, что у детей не сформированы правильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости.

Наше исследование подтвердило  гипотезу, что в воспитании культуры поведения важную роль играет пример взрослого, поведение героев литературных произведений, непосредственное участие ребенка в игровой и трудовой деятельности.

Культура поведения  является немаловажным фактором, влияющим на развитие личности в целом. Поэтому  выяснение особенностей нравственного воспитания, развития взаимоотношений очень важно и еще в течение долгого времени будет оставаться в центре внимания педагогов.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Список использованной литературы

  1. Абраменкова, В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие гуманного отношения к сверстникам. [Текст]/ В.В.Абраменкова//Вопросы психологии. – 1980.- №5.-С.56-67.
  2. Антонова, Т.В.Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. [Текст] / Т.В.Антонова //Дошкольное воспитание. – 1975.- №10.-С.45-49.
  3. Артемова, Л.В. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре.[Текст]/ Л.В.Артемова. - Киев.- 1998.
  4. Бениаминова , М.В. Воспитание детей.[Текст]/ М.В.Бениаминова. - М.- 1999.
  5. Буре, Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 1

Информация о работе Культура поведения дошкольников