Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Файлы: 1 файл

diplom_prekrasnyy.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

                                                         Введение

Актуальность: Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

      Общение с детьми – необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений.

      Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе. Т.А.Репина в своих исследованиях обращалась к вопросу развития отношений детей в группе детского сада. Т.В.Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками. А.А.Рояк оставила психологическую характеристику трудностей в межличностных отношениях у дошкольников. Р.А.Иванкова, Р.Л.Кричевский изучали влияние деятельности на взаимоотношения детей.

 Дошкольный возраст – особо  ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального  становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.

      Большое значение  и актуальность проблемы приобретает  изучение  ребенка в системе  его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.                                                                                                   

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни.

      Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. В России с ее многонациональным составом, злободневность изучения теоретической и практической разработки в условиях поликультурных образования и воспитания в ДОУ обусловлено необходимостью развития новой национальной общности – россиян. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т.д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования. Исходя из этого определилась проблема исследования: каковы психолого – педагогические условия формирования межличностных отношений в поликультурной среде ДОУ.

       Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

     Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.

    Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:

- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад

- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

- в содержании образования ДОУ включены эмоциональный, духовный, интеллектуальный модуль, связывающий между собой изучение культур народов, представленных в ДОУ, независимо от доминирующей нации

Задачи: 1. Прочитать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

                2. Выбрать и обосновать методики исследования общения детей старшего дошкольного возраста.

                3. Провести по отобранным методикам констатирующий эксперимент.

                4. Дать анализ результатов экспериментального исследования.

                5. Составить и разработать методические рекомендации по проблеме формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы:

  1. Беседа
  2. Наблюдение
  3. Опрос
  4. Анкетирование
    1. Социометрические методы

          Теоретико-методологической основой исследования являются:

- концепции А. Н. Джуринского в области межнационального общения, взаимоотношений, межличностных отношений, а так же в области поликультурного воспитания в России и за рубежом;

- исследования Т.А.  Репиной о развитии отношений  детей в группе детского сада;

- концепция Д.Б. Эльконина  о воспитательном значении игры ;

- исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми;

- исследования Е.М.Щербаковой в области формирования взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности;

-  исследования Д.В.  Менджерицкой о детской игре; 

- концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности;

- положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащении детского развития. Это дает возможность определить оптимальную форму взаимодействия ребенка и взрослого в развивающих целях;

-  концепция А.Н. Леонтьева об итериоризации внешних мнемических средств и приемов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия;

- концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности, показывающее , что для развития необходима специально организованная деятельность.

Научно-практическая значимость заключается в том, что предложенная нами система формирований межличностных отношений детей в условиях поликультурного пространства ДОУ, может быть использована в практической работе воспитателей детских садов работающих с детьми разных национальностей. Даны конкретные предложения по ее использованию.

 База исследования: детский сад №1 «Солнышко» с. Баянгол, Баргузинского района, РБ. 2 старшие группы данного детского сада.

          Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографии и приложения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Глава первая

Теоретические основы проблемы формирования межличностных  отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ

1.1. Межнациональные межличностные отношения как социально-педагогическая проблема.      

 

 Среди  проблем  педагогического исследования особое  место занимает общение людей  и их влияния друг на друга. Именно в процессе общения формируются взаимоотношения и отношения людей друг к другу, устанавливаются связи и зависимости между ними, рождаются общие идеи, возникают чувства, эмоции.

    Проблемы взаимоотношения личности в коллективе находят отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А.В.Запорожец, А.А. Люблянская, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.Г.Нечаева и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера межличностных отношений, взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, и доказывает необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста (39,6) А.Г.Ананьев отмечал, что личность   формируется как субъект деятельности, познания и общения.

      Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения (51,41)В  группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными.

        Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как  они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе.

Рассматривая проблему межличностных отношений, Л.Д.Столяренко делал акцент на то, что межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия (15,112). А.В.Петровский делает акцент на то, что межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения.

Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности (39,7). Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом.

В частности, ей посвящено  исследования ученых: Р. Пфютце, И. Хоппе, Д.Ковач, Н.Обозов, Н.Столяренко, Е.Петрова и др.

Отношения и общения  неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три                              различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)(37,350).

       Общение-  это процесс взаимодействия людей,  направленных на согласование  и объединение их усилий с  целью достижения общего результата (39,4). Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями(28,14).В.М.Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга(2,414) Б.Д. Барыгин рассматривает общение, как взаимодействие  в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой(7,248). М.И.Лисина под общением понимает взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов(50,11).

 « Общение - есть  взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.… Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект (48,8).

   Многонациональный  характер системы образования  России имеет давние исторические  корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения(55,89). Межнациональные отношения имеют свою структуру, состоящие рационального (этнического) сознания, межнационального общения и взаимодействия.

Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности(31,50).

Педагогика межнационального общения – теория и практика воспитания в духе миролюбия, межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав человека и основных демократических свобод; целенаправленный процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества; предполагает направленность человека, образования и воспитания; необходимости межнационального сотрудничества как условия социального прогресса(57,206).

Одно из определений  поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям» (57,28). Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов (7,3).

Поликультурное воспитание – концепция и практика воспитания и образования в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп (57,206).

Информация о работе Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ