Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа
Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности
Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой(21,207).
Система методов и
форм такого воспитания состоит в
организации учебной и
Межнациональное
(поликультурное) воспитание первостепенная
потребность любого
Исследователи Д.Голдник
и П.Шин рассматривают
На протяжении последних десяти с лишним лет целенаправленную работу в этом направлении ведут Академии педагогических и социальных наук, Российская Академия образования (15,8).
Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие.
Отечественные ученые также
дали свое определение понятию
Вывод: прочитав и проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора.
1.2. Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОУ в условиях поликультурной среды ДОУ.
Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации и др.(54,24).
Ребенок старшего дошкольного возраста нуждается в сверстниках, в товарищах. В общении с ними он проводит 50-70% времени (16,19).
Ребенок как партнер по общению становится намного притягательнее, нежели взрослый. Совместные действия протекают более бурно. Их основная характеристика – острейший эмоциональный накал (13,23). Ежедневно он помногу раз вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности, у него возникает чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Ребенок этого возраста приобретает умение наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить, вежливо обращаться к партнеру по общению. Для детей старшего дошкольного возраста характерны объединения из 2-5 человек. Иногда в играх объединяются до 11-13 детей. Длительность общения составляет от 2-3 до 30-35 минут. При чем в играх общение может длиться в течение 30-40 минут, но совместные поручения выполняются всего за 5-7 минут (16,20). В данном возрасте дети начинают осознавать свою национальную принадлежность, а также национальность сверстника.
В данном возрасте появляются внеситуативное общение (общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации). Существует 2 формы внеситуативного общения: познавательная и личностная. Познавательное общение происходит тогда, когда ребенок хорошо владеет речью, разговаривает с взрослыми и детьми о вещах, не находящихся в поле зрения (17,66).
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его (55,11). В старшем дошкольном возрасте дети хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная форма общения. Теперь для него становится очень важным получение оценки тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других детей). У ребенка возникает потребность во взаимопонимании – отличительная особенность личностной формы общения (17,67). Главное содержание общения – деловое сотрудничество совместное игровая деятельность. Резко возрастает количество и острота конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой, при чем сравнение направлено не на поиск общности, а на противопоставление себя и другого. Потребность в его признании, уважении становится главной в общении, как с взрослым, так и с ровесником (49,64).
При рассмотрении психолого-педагогических
предпосылок детских
Отношение ребенка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение (37,33). Люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном учреждении у детей необходимо формировать представление о многообразии человеческих отношений, вооружить моделями поведения, которые помогут им в жизни (47,72).
Современные дошкольные
учреждения характеризуются
Вопросы совершенствования
межнациональных отношений, в
том числе формирования их
культуры у подрастающего
Педагогический процесс
в многонациональном ДОУ,
Исследования
в области педагогики
Приобщая детей
к культуре своего народа и
национальностей, проживающих
В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений(25,21)
Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой. Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое(14,11). Надо сказать, что дети редко различают друг друга по национальности(12,31).
Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.
Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных отношений.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Воспитывая у детей отношение доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом(14,13)
При организации педагогического процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга(55,50).
Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, во время совместной деятельности(14,14). Если у детей непривычные, труднопроизносимые национальные имена, их можно поменять на интернациональные или русские, например Эльтхана – на Жана или Женя, Ризида - Рита, Мархаба – Маша и т.д.(12,31). Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться друг к другу. Так в игре, важно инициировать смену лидера независимо от национальной принадлежности ребенка(21,117).
Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника. Педагог ДОУ должен заботиться не только об усвоении ребенком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений с другими детьми. Воспитателю необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, может ли понять игровой замысел другого(14,16). Педагог планирует педагогический процесс, сочетая разные виды деятельности: игру, труд, учебную, спортивную, художественную деятельность.
На первом, подготовительном этапе педагогического процесса педагог уточняет, какие национальности представлены в группе. Одновременно выясняет уровень межличностных отношений детей в целом. Применяются известные методики, (в большинстве своем социометрические методы), затем изучается характер отношений, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются методики и приемы воздействия на них, доступные и понятные средства, прогнозируется желаемый результат. Далее воспитатель планирует педагогическую деятельность, наращивая методический материал по культурам народов, представленных в группе.
На втором, основном этапе педагогического процесса воспитатель должен раскрыть перед дошкольниками многообразие и самоценность национальных культур, представленных в группе. Педагогу необходимо в процессе формирования дружеских взаимоотношений, показать не только различия между народами, но и сконцентрировать внимание дошкольников на том, что их объединяет(2,51). Например: праздники у разных народов отмечаются со своим национальным колоритом. Поэтому целесообразно знакомить детей со сходством и различием в праздновании аналогичных событий у разных народов. Такой подход развивает кругозор ребят и позволяет использовать имеющиеся представления в формировании правильного общения между детьми(53,121).