Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Файлы: 1 файл

diplom_prekrasnyy.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

Перечень мероприятий для детей, направленных на формирование межличностных отношений дошкольников

 

Формы

Тема

Цели

Модуль1 Духовный

 Цикл занятий

«Узнаем друг о друге»

Поэтапный цикл занятий для  знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира.

Беседа

«Ступени в мир национальностей»

Ознакомить детей с разработанной  программой

 

Беседа

«Давайте жить дружно»

Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

Модуль 2 Интеллектуальный

Занятие по ознакомлению с окружающим

«Что такое, кто такой?»

Ознакомить детей с понятиями  национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность

Игра

«Пойми меня»

Вырабатывать у детей интерес  к разным языкам, учить детей безбарьерному  общению

Занятие

«Общаемся играя»

Помогать строить взаимоотношения  между детьми разных национальностей  в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей

Модуль 3 Эмоциональный

Физкультурное занятие

«Детские подвижные игры разных народов» (Приложение №5)

Направлять действия детей в  оказании взаимопомощи и взаимовыручки  в подвижных народных играх

Занятие по трудовой деятельности

«Обновка для группы»

Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей  среды с учетом национального  колорита

Игра

«Дружные ребята»

Совместное разучивание народных игр


 

В ходе эксперимента, мы проводили с детьми беседы, рассказы о многонациональном разнообразии нашей Родины, о том, что дети разных национальностей  должны  дружить между собой. Разучивали народные игры. ( см. Приложение № 5) Поощряли совместную деятельность детей, предлагали принимать в игры тех детей, которые ранее игнорировались другими. В группе создавалась эмоционально-благополучная обстановка. Используя педагогические  условия: возможность самостоятельного формирования межличностных отношений детей; самостоятельной игровой деятельности – организовали предметно-развивающую среду с национальным уклоном, стимулировали влияние педагогов на формирование взаимоотношений и общения детей разных национальностей.

Для того, чтобы обогатить  знания детей о народных играх, стимулировать  их интерес к совместным игровым действиям мы разучили игры разных народов.

В ходе эксперимента мы выражали уверенность в том, что дети справятся  со всеми трудностями. Например: « Какие вы молодцы, ребята, как дружно играете!», «Какой ты молодец, Володя, помог Камилле в игре!», «Мархаба, как ты красиво поешь бурятскую песню!» и т.д. Снятие эмоционального напряжения и развитие заинтересованности  детей в общении и совместной деятельности, способствовало активизации детей, побуждало их продолжить общение или совместное дело, делиться своими переживаниями, впечатлениями, помогать и выручать друг друга. Иногда нам приходилось использовать успокаивающие инструкции, гасить возникающие конфликты: « Алеша, ты обязательно выиграешь в этой игре в следующий раз», «Умница, Рашид, ты в сегодняшней игре ни разу, ни кого не обидел», «Баярма, ты же хорошая девочка, и понимаешь, что обзываться -  это плохо» и т.д. Такое внимание к детям со стороны педагога или экзаменатора вызывало у детей положительный отклик, они радовались тому, что у них многое получается. Все это вело к положительной тенденции в формировании межличностных отношений детей разных национальностей.

Совместные беседы, обсуждение прочитанных книг, разучивание стихов и песен на разных языках, участие  во всех видах деятельности наряду с ними взрослых людей (экзаменаторов, педагогов),  все это воспринималось детьми положительно и  способствовало созданию дружного, многонационального детского коллектива.  Доверительные обращения взрослого к ребенку, его рассказ при демократическом стиле общения о его делах, друзьях, любимых играх, праздниках – все это приводило к благоприятной атмосфере в группе. Что способствовало повышению внимания детей друг к другу, терпимости, уважения, привело к сплочению детского коллектива и к более высокому уровню формированию отношений между детьми разных национальностей в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Постепенно в ходе наблюдения нами было отмечено большее  количество диалогов между детьми, общение стало более содержательным, понятным друг другу, практически не осталось ни одного ребенка, не задействованного в какой-либо деятельности (игровой, творческой, продуктивной). Количество детей, входящих в детские объединения стало на много больше. Время общения детей между собой увеличилось. Также разнообразились их игры, во многих из них стали видны национально- игровые мотивы. Группы детей во время проведения формирующего эксперимента стали более дружными и сплоченными.

Таким образом, в процессе формирования у детей межличностных  отношений в условиях поликультурной образовательной среде необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия: возрастные и индивидуальные особенности; возможности предметно-развивающей среды; уровень сформированности  знаний детей о культуре других народов.

Следовать принципам  систематичности, универсальности, безопасности.

В результате контрольных наблюдений можно сказать, что по сравнению с предварительными наблюдениями (констатирующий этап) в процессе формирования межличностных отношений  детей разных национальностей изменилось отношение детей к друг к другу. Дети стали более доброжелательны, дружны, увеличилось число детей в объединениях во время игр и другой деятельности. Знания детей об играх, праздниках разных народов стали шире и образнее. Они стали различать друг друга по национальностям, что привело к еще большему сплочению групп, т.к. в своих играх они стали использовать элементы народных игр.  Что касается праздников, дети стали стремиться к более активному участию в них. Общение между ними стало более раскрепощенным по сравнению с констатирующим экспериментом, дети перестали во время общения стесняться того, что не знают каких-либо слов из другого языка, они стали обращаться друг к другу с вопросами: «А как будет по-бурятски …?», «Как на татарском языке звучит …?» и т.п.

Воспитатели стали больше внимания уделять  национальным особенностям всех детей, представленных в группах, во время проведения занятий, трудовой деятельности детей, игр.

В играх детей чаще стали встречаться интересные замыслы, в них они стали комбинировать разнообразные знания о национальных культурах, играх других народов. Коллектив детей стал сплоченнее, они стали более свободно общаться  между собой, сократилось количество споров при выборе темы игры. Тематика игр значительно расширилась, сюжеты стали включать в себя элементы из обновленной предметно-развивающей среды ДОУ национального направления (посуда, предметы обихода, утварь). Стали чаще проводить игры в мини-музеях («Бурятская юрта», «Русская изба» и в вновь созданном уголке «Татарский дом»). В играх, в процессе общения часто стала завязываться содержательная ролевая беседа. В спортивных народных играх дети стали больше оказывать поддержку друг другу, приходить с взаимовыручкой, радоваться успехам  или переживать за неудачи товарищей. Дети поднялись на более высокий уровень в развитии игровых умений. По сравнению с наблюдениями на констатирующем этапе исследования отмечалось значительная заинтересованность во взаимодействии со сверстниками.

При беседе с детьми на предмет симпатии и антипатии значительно сократилось, можно сказать исчезло, количество отвергнутых детей. Непорядок снизилось агрессивность некоторых по отношению к сверстникам.

Следующие таблицы (см. Приложение №4) показывают существенную разницу в количественном и качественном отношении в формировании межличностных отношений детей в условиях поликультурной среде ДОУ, повышения уровня знания детей о народных играх, праздниках, знание своей национальности, а также национальности сверстника, друга. Повысилось желание детей в совместном участии в проведении праздников. Разнообразилась предметно-развивающая среда ДОУ,  использовании ее элементов в играх и других деятельностях детей.  По сравнению с констатирующим экспериментом по итогам формирующего эксперимента улучшились взаимоотношения и общение детей, стало больше положительных выборов. Повысилась взаимопомощь и взаимовыручка по отношению друг к другу.

Из количественных данных таблицы №7 Приложения №4 мы видим, что знания детей о национальностях повысились, т.е. детей с высоким уровнем стало больше, а детей со средним уровнем уменьшилось. Высокий уровень увеличился: в 1 гр. – с 2 до 10 человек (2% и 50%), во 2 гр. – с 1 до 4 детей (1% и 22%). Средний уровень уменьшился в 1 гр. с 18 до 10 человек (98% и 50%), 2 гр.  с 17 до 14 детей (99% и 77%). Детей с низким уровнем в обеих группах нет.

Сравнительный анализ итогов диагностических знаний детей о народных играх и праздниках показал (таблицы №8, Приложение №4),: качественные данные позволяют сделать вывод о том, что наблюдается следующая динамика: количество детей с высоким уровнем в первой группе изменилось c 5 до 10 человек (с 25% до 50%). Вторая группа с 3 до 6 детей (с 16% до 33%), количество детей со среднем уровнем увеличилось: 1 гр. – с 8 до 10 человек (с 40% до 50%), во 2 гр. – с 4 до 10 детей (с 22% до 55%). В первой группе не стало детей с низким уровнем, во второй группе количество детей понизилось с 11 до 2 ( с 62% до 12%).

По сравнительному итоговому  анализу проведенных диагностик по совместному участию детей в национальных праздниках и играх (таблица №9 приложение №4) следуют выводы: детей с низким уровнем совместного участия в обеих группах нами выявлено не было. Средний уровень понизился,  в 1 гр. на 3 человека, т.е. с 8 до 5 человек (40% и 25%), во 2 гр. с 7 до 1 чел.(38% и 6%), и напротив, повысилось количество детей с высоким уровнем 1 гр. с 12 до 15 чел.(60% и 75%), 2 гр. с 10 до 17 чел. (55% и 94%).

Согласно качественным и количественным данным сравнительного  анализа итогов диагностики выборов детей в плане формирования межличностных отношений детей и диагностики взаимопомощи и взаимовыручки, нами были сделаны ниже описанные выводы: количество детей с высоким уровнем, т.е. тех детей, которые получили наибольшее количество выборов, в обеих группах увеличилось. 1 гр. с 5 до 12 человек ( 25% и 60%), 2 гр. с 3 до 8 чел. (7% и 44%) от общей численности детей в группах. Количество детей со средним уровнем уменьшилось. 1 гр. с 12 до 8 чел. (60% и 40%), 2 гр. с 10 до 9 чел. (55% и 49%). В первой группе не стало детей с низким уровнем, т.е. тех детей, которые получили менее 2 выборов. Во второй группе остался 1 ребенок (7%), , мы считаем ситуация улучшилась, по сравнению с констатирующим экспериментом где таких детей было 5 чел, что составляло 28%. (таблица №10, Приложение №4) 

С точки зрения взаимопомощи и взаимовыручки (таблица №11, Приложение №4), так же повысилось число детей с высоким уровнем.1 гр. с 3 до 16 чел. (15% и 80%), 2 гр. с 2 до 10 чел. (11% и 55%). Детей со средним уровнем стало меньше. 1 гр. с 16 человек уменьшилось до 4 (80% и 20%), 2 гр. с 12 до 18 чел. (66%и 45%). Детей с низким уровнем нет.

Сравнительный анализ итогов диагностического исследования использования  детьми элементов предметно-развивающей  среды национальной направленности и ориентации    в ней (таблица№12, Приложение №4) позволяет нам сделать следующие выводы: в контрольной группе повысился высокий уровень с 7 до 11 детей (35% и 55%), снизился средний уровень с 10 до 9 человек (55% и 45%), детей с низким уровнем не стало. В экспериментальной группе повысилось количество детей с высоким и средним уровнями. Высокий уровень с 5 до 7 человек (27% и 38%), средний уровень – с 8 до 9 человек (46% и 50%), количество детей с низким уровнем уменьшилось с 5 до 2 человек (27% и 12%).

По нашим данным сравнительного анализа языкового общения между детьми разных национальностей также изменилось, в группах не стало детей с низким уровнем. И напротив повысился средний уровень в обеих группах: 1гр. с 16 до 17 человек (80% и 85%), 2 гр. – с 14 до 15 детей (80% и 83%). Что касается высокого уровня, в первой группе он остался без изменения, во второй группе повысился с 1 до 3 человек (4% и 17%). 

Из таблиц и сделанных  нами выводов видно, что появилось  больше детей с высоким уровнем  в 1 гр. 15% во 2 – 11%. Количество детей с высоким и средним уровнями выросло с 56% в контрольной группе и с 44% в экспериментальной группе, до 90% и 70% соответственно. В контрольной группе детей с низким уровнем не осталось. Все исследуемые компоненты находятся на высоком и среднем уровнях, что составляет 100%. В экспериментальной группе осталось лишь 2 ребенка с низким уровнем по двум критериям (знание игр и праздников, использование предметов из предметно-развивающей среды ДОУ в различных видах совместной деятельности), что составляет 10% от численного состава группы.

У всех детей отметились существенные приобретения. Общение  в совместной деятельности способствовало повышению уровня сформированности межличностных отношений детей  разных национальностей. Усилило общую  активность детей, проявило интерес детей к «новому», как в содержании совместной деятельности, так и в ее организации.

- Позиция педагогов и экспериментатора в совместной игровой и другой деятельности как партнера, неформальные отношения между детьми и взрослыми – все это способствовало раскрепощенности ребенка, активизировало его взаимодействие со сверстниками.

- Дети отметили изменения  в группе, проявляли заинтересованность  в создании предметно-развивающей  среды. В своих играх дети  стали использовать различные предметы, изготовленные педагогами национальной направленности. Во время игр педагог или экзаменатор спрашивал у детей: «Что это такое? Для чего это используется? Что мы с ним будем делать?». Тем самым, побуждая малообщительных детей, проговаривать слова на разных языках, что способствовало снятию языкового барьера между детьми.

- Участие в праздниках  и играх, способствовало формированию  правильных, толерантных взаимоотношений  между детьми, побуждало в них  стремление прийти на помощь, оказать поддержку, подсказать забытую фразу. Детям нравились подвижные, спортивные игры, в которых они преодолевали физические затруднения, при выполнении каких либо упражнений или движений.

            - Эмоциональный, духовный, интеллектуальный модули объединили детей в общем деле, стимулировали их взаимоотношения. Крупные игровые модули позволили не только представить игровое действие, но и реально их совершить (по настоящему войти в юрту, избу, дом).

Информация о работе Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ