Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Файлы: 1 файл

diplom_prekrasnyy.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

             - Была создана в группе атмосфера раскрепощенности, что открывало возможность для налаживания дружеских «равноправных» отношений  взрослого с ребенком, отсутствие критики деятельности ребенка отразилось на результатах формирования межличностных отношений детей. Появились интерес и тяга детей к получению новых знаний о культуре разных национальностей, дети в проявлении своей любознательности стали более активны. Появилось стремление к взаимодействию со сверстниками. 

            - К концу эксперимента мы обратили  внимание, что отношения детей  изменились, они стали более открытыми друг к другу, более дружными. Дети стали более доброжелательными, как в общении друг с другом, так и педагогами и экзаменаторами.

    Таким образом, подтвердились наши предположения о том, что формирование положительных межличностных отношений детей разных национальностей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, зависят от уровня знания детей о национальностях, совместного участия в играх и праздниках, безбарьерного языкового общения, обогащения предметно-развивающей среды, учитывающей нюансы всех национальностей представленных в ДОУ.

В условиях детского сада воспитательный процесс проводить  в духе толерантности и терпимости, уважении ребенком другого ребенка, независимо от его национальности. Если в содержание образования ДОУ будут включены модули, которые связывают между собой изучение культур народов, представленных в ДОУ независимо доминирующей нации, в данном конкретном случае русской и бурятской наций.

Заключение

В теоретических исследованиях  о формировании межличностных отношений  детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной  среды ДОУ, мы опирались на теоретическое положение: Щербаковой Е.И., Лисиной М.И., Абсалямовой А.Г.,  Джуринского А.Н., Волковой И.Е., Выгодского Л.С., Менджерицкой Д.В., Немова Р.С., Репиной Т.А. и многих других.

Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений детей разных национальностей показал сложность и многогранность организации процесса формирования отношений у детей, в условиях, когда воспитательно-образовательная среда ДОУ является поликультурной. Выявил, что специфика формирования отношений и общения заключается в основном в создании предметно-развивающей среды, в которой учитываются нюансы всех национальностей, существующих в ДОУ, в создании модулей объединяющих все культуры детей групп, в совместном участии, как в играх, ведущей деятельности старшего дошкольного возраста, так и в любой другой деятельности. Участие педагога ДОУ в формировании отношений детей, прививающей детям дух толерантности и миролюбия.

Теоретико-методологический анализ показал значимость проблемы формирования межличностных отношений детей разных национальностей, что в свою очередь обусловило выбор параметров и методик констатирующего эксперимента и направления формирующей работы.

Результаты констатирующего эксперимента выявили особенности и уровень развития сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста разных национальностей, определили особенности работы педагога по обогащению предметно-развивающей среды и руководство играми и общением детей, подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию отношений и общения детей разных национальностей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе исследования мы пришли к выводу, что если следовать выделенным правилам, соблюдать все педагогические условия, упомянутые выше и придерживаться педагогических требований, то все это способствует правильному формированию межличностных отношений.

На контрольном этапе исследования был отмечен рост знаний детей о национальностях, играх, праздниках. Увеличение предметно-развивающей среды ДОУ. Включение в нее предметов всех культур, национальностей, представленных в детском саду. Выявлена положительная тенденция в работе педагога с детьми в условиях поликультурного ДОУ, если эта работа ведется в духе толерантности и терпимости, все это способствовало улучшению положительного влияния на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Результаты нашего исследования позволили нам заключить, что  выдвинутые нами гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

  1. Абсалямова А..Г. «Мультикультурализм» в постсоветском образовательном пространстве: методология понятия //  Дошкольное воспитание. – 2005, №5 – С. 89-93.
  2. Абсалямова А..Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004, №5 – С. 50-55.
  3. Абсалямова А..Г. Региональный компонент высшего профессионального образования в республике Башкортостан // Дошкольное воспитание. – 2005, №1 – С. 111-117.
  4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1,-М.,: Просвещение, 1980.- 544с.
  5. Антонова Т.В., Рояк А.А., Година Г.Н. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений.//Дошкольное воспитание. – 1991, №4 – С. 42-46.
  6. Ашиков В. Азбука Мира //Дошкольное воспитание. - 2004,№10 – С.48-53.
  7. Барыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971-348с.
  8. Бондаренко А.К., Матусик А..И. Воспитание детей в игре  (пособие для воспитателей детского сада). – М.: Просвещение, 1997.-196с.
  9. Боркова Ж.Б. Адыгейские народные игры. // Дошкольное воспитание. – 2002,№1 – С.53-55.
  10. Бэнсом Дж. Мультикультурное воспитание: Практика и общение. –Дельта Кара: 1989, - 226с.
  11. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС.-2002,-256с.
  12. Волкова Е. Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2002,№12 – С.28-32.
  13. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Р.С.Буре, Н.А..Михайленко – М.; Просвещение; 1987 .- 96с.
  14. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн.для воспитателя дет.сада /Н.А.. Ветлугина, Р.С.Буре, Т.И.Осокина и др.; Под редакцией Л.А..Парамоновой, О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987.-231с.
  15. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя./ А.Н.Джуринский. – М.: Просвещение, 2007.-96с.
  16. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада/ В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова и др.; Сост.Т.М.Лямина. – М.: Просвещение, 1984. – 288с., ил.
  17. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992,-143с., ил.
  18. Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. //Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2005,№1 – С.53-55.
  19. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д. -2003, -290с.
  20. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/под ред. Т.А.Репиной.- М.: Педагогика,1987, - 192с.
  21. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера,2007,-224с.
  22. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. – М.,: ТЦ Сфера, 2002, - 310с.
  23. Игра дошкольника /А.А.Абромян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и д.р.; под ред. С.Л.Новоселовой.- М: Просвещение, 1989, - 286с.: ил.
  24. Играет дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.- СПб; «Детство-пресс», 2007,-199с.
  25. Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности.// Дошкольное воспитание.-2004,№8-С.20-22.
  26. Как построить свое «Я»/ Под ред. В.П.Зимченко.- М.:Просвещение., А.О. «Учеб. лит»,1986, -95с.
  27. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личны</sp

Информация о работе Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ