Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Файлы: 1 файл

diplom_prekrasnyy.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

 Языком общения  дети выбирают язык той национальности, которая представлена наибольшим  количеством детей в группе. В данном случае это буряты и русские, вследствие этого, языком межнационального общения дети выбрали бурятский и русский языки, а так же объединение этих языков в один, т. е. одновременное использование слов на этих языках в одном предложении. Дети данных групп, как правило, знают свою национальную принадлежность, но не знают, или затрудняются в определении национальности своего товарища по отношениям.

По нашему мнению, то, что ребенок не понимает своего отличия  от  другого, не замечает своей уникальности, а так же особенности и уникальности своего друга, может в будущем сказаться на его взаимоотношениях с людьми разных национальностей во взрослой жизни. Через некоторое время ребенок достигнет того возраста, когда он будет осознавать свою принадлежность к той или иной нации, а также национальную принадлежность человека, находящегося рядом. Для того, чтобы в будущем ребенок не стал человеком, который не принимает и не уважает другую нацию, чтобы у него не возникало конфликтов на почве межнационального непонимания, педагоги ДОУ в своей работе должны вести протерапевтическую работу в плане формирования межнациональных межличностных отношений детей, нацеливать ее на то, чтобы ребенок с дошкольного возраста понимал и осознавал ценность дружеских взаимоотношений между людьми разных национальностей. Они должны обращать свое внимание и внимание ребенка на все нации представленные в группе. Потому что ребенок, воспитываясь в многонациональном ДОУ, должен уже с малых лет иметь представление о культурном и национальном разнообразии своей страны. Он должен воспитываться в духе толерантности, в духе уважения и терпимости к людям, как своей нации, так и к представителям других национальностей, ведь уже в дошкольном возрасте, ребенок должен понимать и осознавать то, что все люди равны, что они должны жить в мире и дружбе между собой.

От работы воспитателя  зависит очень много. Если он будет во время воспитательно-образовательной работы с детьми разных национальностей, и процесса формирования межличностных отношений между ними,  акцентировать их внимание на том, что все люди равны независимо от национальной принадлежности, если  будет  помогать детям строить свои взаимоотношения в духе толерантности, терпимости, уважении всех без исключения национальностей, то в этом случае, ребенок, когда вырастет, будет строить свою жизнь, свои взаимоотношения, руководствуясь лишь личными качествами человека, а не его национальной или расовой принадлежностью, т.е. будет толерантным.  

              Таким образом, данные констатирующего эксперимента сравнительные качественный и количественный анализ по двум группам позволяет сделать выбор направлений, содержания, приемов и способов работы, направленных на формирование у детей правильных, толерантных, межличностных отношений детей в условиях поликультурного ДОУ. Что в данном конкретном случае предполагает также знание детьми культуры других народов, ориентацию в предметно-развивающей среде детского сада.

На основании проведенного эксперимента и сделанных нами выводов, мы решили разработать программу  по улучшению условий формирования межличностных отношений между  детьми разных национальностей с  учетом поликультурной образовательной среды ДОУ, а так же по повышению уровня знаний детей о культуре других народов. Для этого мы поставили следующие задачи:

  1. Обучить детей играм и познакомить их с национальными праздниками  других народов.
  2. Ознакомить детей с национальным составом группы, а так же дать представление о многонациональности нашей Родины и мира.
  3. Дать начальные познания детям об отличительных особенностях,  как национальностей, так и национальных культур в целом.
  4. Дать рекомендации педагогическим работникам в разработке ими программ и организации предметно-развивающей среды ДОУ, которые будут учитывать особенности всех национальностей и национальных культур представленных в ДОУ.
  5. Провести ряд бесед, занятий, народных игр, нацеленных на формирование правильных, доброжелательных межличностных отношений между детьми разных национальностей.
  6. По окончании нашей работы, провести контрольный эксперимент, для определения успешности или не успешности внедрения нашей программы.
  7. Сделать сравнительный и итоговый анализы проделанной работы.

                  2.2 Описание внедрения программы формирования.

 

           В данном параграфе мы представим ход и особенности проведения формирующего эксперимента, дадим характеристику условий создания национальной предметно-развивающей среды, анализ деятельности дошкольного педагога  по формированию у детей знаний о культуре других народов. А также анализ деятельности детей по формированию правильных межличностных отношений между детьми разных национальностей.

Дадим сравнительный  анализ сформированности межличностных отношений до и после формирующего эксперимента.

Дошкольный возраст  – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентацией  в окружающем мире (42.280).

В ходе формирующего эксперимента необходимо: создать эмоционально-благоприятную обстановку в группе детей, которая направлена на формирование правильных межличностных взаимоотношений между детьми разных национальностей. Организовать предметно- развивающую среду для ознакомления детей с культурой других народов с учетом нюансов всех национальностей представленных в ДОУ; обеспечить правильное взаимодействие педагогов с детьми для более успешного формирования межличностных отношений, общения между детьми разных национальностей.

При формировании положительных  межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, мы должны учитывать ряд психолого-педагогических условий.

- возрастные особенности,

-  индивидуальные  особенности,

- национальные особенности

              -психолого-педагогические особенности предметно-развивающей среды.

На первом этапе формирующего эксперимента необходимо провести работу по созданию предметно-развивающей среды, которая стимулировала бы интерес детей в получении ими знаний о разных народах, их национальных праздниках, играх. Побуждало желание узнавать больше о своей нации, и о нациях товарищей по игровому сообществу, прививало интерес к общению между детьми, стимулировало формирование положительных межличностных отношений между детьми разных национальностей.

- Обогатить предметно-развивающую  среду внесением известных и  неизвестных детям инструментов, пособий, материалов: книги (сказки, рассказы, стихи литераторов разных  народов), сюжетные картинки с  изображением предметов быта, национальных  костюмов, создать в дополнение к двум имеющимся мини-музеям мини-музей «Татарский дом» и тому подобное.

- В игровой деятельности  разучить с детьми игры разных  народов, способствующих формированию  дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки  между детьми.

- Совместно с педагогами изготовить кукол, национальных костюмов  для совместного разучивания с детьми пьес, инсценировок сказок, рассказов авторов разных народов; помочь детям в совместном разыгрывании этих сюжетов.

- К имеющейся в наличии  фонотеке добавить те музыкальные произведения разных композиторов, музыка которых будет отображать музыкальную культуру национальностей представленных в группах.

- Заинтересовать детей  участием в совместных народных  праздниках, активизировать их желание  участвовать в них.

На втором этапе формирующего эксперимента использовать стимулирующее влияние взрослого (педагога, экзаменатора) на формирование межличностных отношений детей в условии поликультурного ДОУ. Фоном такого влияния является отношение воспитателя к ребенку, чтобы ребенок не чувствовал себя скованным, ненужным, неинтересным. Будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к совместной деятельности, вовлечению в эту деятельность отвергнутых детей, снижая их агрессивность по отношению к сверстникам. Способствовать созданию дружного детского коллектива, включающего в себя детей разных национальностей.

Для этого мы запланировали  проведение среди воспитателей следующие  работы, отвечающие нашим задачам.

Таблица №1

Перечень мероприятий  для педагогов, направленных на формирование межличностных отношений дошкольников

Формы

Тема

Цели

Беседа

«Такие разные дети» (о национальной культуре, национальностях разных народов)

Дать представление педагогам  о том, что национальная культура и национальность накладывает свой отпечаток на характер и взаимоотношения ребенка с другими детьми

Тест

«Толерантны ли Вы?» ( Приложение №6)

Выявить уровень толерантности  педагогов

круглый стол

«Народная игра – как средство формирования межличностных отношений детей разных национальностей»

Ознакомить воспитателей с методикой  формирования отношений детей с  помощью народной игры

лекция 

«Национальная политика в многонациональном  государстве»

Сформировать у педагогов представление  о состоянии современной национальной политики в России

тренинг

«Учимся быть толерантными»

Учить педагогов правильному взаимодействию с детьми разных национальностей, а  также формированию навыков в  работе с детьми по улучшению их межнационального взаимоотношения.

программа

«ступени в мир национальностей»

Помощь в разработке программы о поэтапном (ступенчатом) ознакомлении детей с национальностями мира, начиная с самой низкой – национальный состав группы, до самой высокой – национальности мира.

Беседа-дискуссия

«Обновки для детского  сада»

Помощь в разработке приемов, методов  в содержании  обновления предметно-развивающей среды ДОУ с учетом всего национального состава группы


 

 

 

 

Рекомендовали дошкольным педагогам:

- использовать методы  побуждения детей проявления  инициативы – постановка проблемных  ситуаций. Ситуации могут быть следующими: предложить совместную игру, выбрать участников, распределить роли и т.п.

- использовать эмоциональную  оценку. При ее использовании  мы учитываем индивидуальные  особенности каждого ребенка,  т.е. уровень сформированности  его отношений и общения с другими детьми.  (Какой ты молодец, Баир, что помог товарищу!; Оля, как хорошо ты придумала какую провести  игру!).

По поводу других детей, более скромных, можно использовать мимику, жесты одобрения их поступков.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса предметно-развивающей среды национального содержания, находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, уровня развития знаний детей и уровня сформированности межличностных отношений. Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, национальной направленности. Каждый предмет должен внести определенные сведения о культуре, национальностях, быть средством формирования дружелюбия и толерантности. В установлении взаимоотношений между детьми.

Все это говорит о  том, что создание предметно-развивающей  среды, разучивание и участие  в играх и праздниках требует  специальной заботы воспитателя.

Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ей особенностями. Формирование всестороннеразвитого человека возможно только в том случае, если в процессе обучения и воспитания будут учитываться индивидуальные особенности каждого дошкольника. Индивидуальный подход проявляется в подборе программы развития, выборе методов воздействия, определении способов общения, способов формирования отношений со сверстниками (8,160).

Что касается возрастных особенностей, то в результате нарастания энергетической мощности детского организма повышается уровень работоспособности. Таким образом, создаются анатомо-физиологические предпосылки для осуществления новых видов совместной деятельности, для усвоения новых знаний и умений(8,75)

Предметы из предметно-развивающей среды ДОУ могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Все предметы, используемые ребенком, должны соответствовать назначению, помогать ему в получении знаний, помогать формировать межличностные отношения детей.

Таблица №2

Информация о работе Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ