Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа
Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности
Языком общения
дети выбирают язык той
По нашему мнению, то, что ребенок не понимает своего отличия от другого, не замечает своей уникальности, а так же особенности и уникальности своего друга, может в будущем сказаться на его взаимоотношениях с людьми разных национальностей во взрослой жизни. Через некоторое время ребенок достигнет того возраста, когда он будет осознавать свою принадлежность к той или иной нации, а также национальную принадлежность человека, находящегося рядом. Для того, чтобы в будущем ребенок не стал человеком, который не принимает и не уважает другую нацию, чтобы у него не возникало конфликтов на почве межнационального непонимания, педагоги ДОУ в своей работе должны вести протерапевтическую работу в плане формирования межнациональных межличностных отношений детей, нацеливать ее на то, чтобы ребенок с дошкольного возраста понимал и осознавал ценность дружеских взаимоотношений между людьми разных национальностей. Они должны обращать свое внимание и внимание ребенка на все нации представленные в группе. Потому что ребенок, воспитываясь в многонациональном ДОУ, должен уже с малых лет иметь представление о культурном и национальном разнообразии своей страны. Он должен воспитываться в духе толерантности, в духе уважения и терпимости к людям, как своей нации, так и к представителям других национальностей, ведь уже в дошкольном возрасте, ребенок должен понимать и осознавать то, что все люди равны, что они должны жить в мире и дружбе между собой.
От работы воспитателя зависит очень много. Если он будет во время воспитательно-образовательной работы с детьми разных национальностей, и процесса формирования межличностных отношений между ними, акцентировать их внимание на том, что все люди равны независимо от национальной принадлежности, если будет помогать детям строить свои взаимоотношения в духе толерантности, терпимости, уважении всех без исключения национальностей, то в этом случае, ребенок, когда вырастет, будет строить свою жизнь, свои взаимоотношения, руководствуясь лишь личными качествами человека, а не его национальной или расовой принадлежностью, т.е. будет толерантным.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента сравнительные качественный и количественный анализ по двум группам позволяет сделать выбор направлений, содержания, приемов и способов работы, направленных на формирование у детей правильных, толерантных, межличностных отношений детей в условиях поликультурного ДОУ. Что в данном конкретном случае предполагает также знание детьми культуры других народов, ориентацию в предметно-развивающей среде детского сада.
На основании проведенного эксперимента и сделанных нами выводов, мы решили разработать программу по улучшению условий формирования межличностных отношений между детьми разных национальностей с учетом поликультурной образовательной среды ДОУ, а так же по повышению уровня знаний детей о культуре других народов. Для этого мы поставили следующие задачи:
2.2 Описание внедрения программы формирования.
В данном параграфе мы представим ход и особенности проведения формирующего эксперимента, дадим характеристику условий создания национальной предметно-развивающей среды, анализ деятельности дошкольного педагога по формированию у детей знаний о культуре других народов. А также анализ деятельности детей по формированию правильных межличностных отношений между детьми разных национальностей.
Дадим сравнительный анализ сформированности межличностных отношений до и после формирующего эксперимента.
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентацией в окружающем мире (42.280).
В ходе формирующего эксперимента
необходимо: создать эмоционально-благоприя
При формировании положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, мы должны учитывать ряд психолого-педагогических условий.
- возрастные особенности,
- индивидуальные особенности,
- национальные особенности
-психолого-педагогические особенности предметно-развивающей среды.
На первом этапе формирующего эксперимента необходимо провести работу по созданию предметно-развивающей среды, которая стимулировала бы интерес детей в получении ими знаний о разных народах, их национальных праздниках, играх. Побуждало желание узнавать больше о своей нации, и о нациях товарищей по игровому сообществу, прививало интерес к общению между детьми, стимулировало формирование положительных межличностных отношений между детьми разных национальностей.
- Обогатить предметно-
- В игровой деятельности
разучить с детьми игры разных
народов, способствующих
- Совместно с педагогами изготовить кукол, национальных костюмов для совместного разучивания с детьми пьес, инсценировок сказок, рассказов авторов разных народов; помочь детям в совместном разыгрывании этих сюжетов.
- К имеющейся в наличии
фонотеке добавить те музыкальн
- Заинтересовать детей
участием в совместных
На втором этапе формирующего эксперимента использовать стимулирующее влияние взрослого (педагога, экзаменатора) на формирование межличностных отношений детей в условии поликультурного ДОУ. Фоном такого влияния является отношение воспитателя к ребенку, чтобы ребенок не чувствовал себя скованным, ненужным, неинтересным. Будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к совместной деятельности, вовлечению в эту деятельность отвергнутых детей, снижая их агрессивность по отношению к сверстникам. Способствовать созданию дружного детского коллектива, включающего в себя детей разных национальностей.
Для этого мы запланировали проведение среди воспитателей следующие работы, отвечающие нашим задачам.
Таблица №1
Перечень мероприятий для педагогов, направленных на формирование межличностных отношений дошкольников
Формы |
Тема |
Цели |
Беседа |
«Такие разные дети» (о национальной культуре, национальностях разных народов) |
Дать представление педагогам о том, что национальная культура и национальность накладывает свой отпечаток на характер и взаимоотношения ребенка с другими детьми |
Тест |
«Толерантны ли Вы?» ( Приложение №6) |
Выявить уровень толерантности педагогов |
круглый стол |
«Народная игра – как средство формирования межличностных отношений детей разных национальностей» |
Ознакомить воспитателей с методикой формирования отношений детей с помощью народной игры |
лекция |
«Национальная политика в многонациональном государстве» |
Сформировать у педагогов |
тренинг |
«Учимся быть толерантными» |
Учить педагогов правильному |
программа |
«ступени в мир |
Помощь в разработке программы о поэтапном (ступенчатом) ознакомлении детей с национальностями мира, начиная с самой низкой – национальный состав группы, до самой высокой – национальности мира. |
Беседа-дискуссия |
«Обновки для детского сада» |
Помощь в разработке приемов, методов в содержании обновления предметно-развивающей среды ДОУ с учетом всего национального состава группы |
Рекомендовали дошкольным педагогам:
- использовать методы
побуждения детей проявления
инициативы – постановка
- использовать эмоциональную оценку. При ее использовании мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, т.е. уровень сформированности его отношений и общения с другими детьми. (Какой ты молодец, Баир, что помог товарищу!; Оля, как хорошо ты придумала какую провести игру!).
По поводу других детей, более скромных, можно использовать мимику, жесты одобрения их поступков.
Обогащение воспитательно-образ
Все это говорит о том, что создание предметно-развивающей среды, разучивание и участие в играх и праздниках требует специальной заботы воспитателя.
Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ей особенностями. Формирование всестороннеразвитого человека возможно только в том случае, если в процессе обучения и воспитания будут учитываться индивидуальные особенности каждого дошкольника. Индивидуальный подход проявляется в подборе программы развития, выборе методов воздействия, определении способов общения, способов формирования отношений со сверстниками (8,160).
Что касается возрастных особенностей, то в результате нарастания энергетической мощности детского организма повышается уровень работоспособности. Таким образом, создаются анатомо-физиологические предпосылки для осуществления новых видов совместной деятельности, для усвоения новых знаний и умений(8,75)
Предметы из предметно-развивающей среды ДОУ могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Все предметы, используемые ребенком, должны соответствовать назначению, помогать ему в получении знаний, помогать формировать межличностные отношения детей.
Таблица №2