Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Файлы: 1 файл

diplom_prekrasnyy.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано  поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов(24,13).

Вывод: Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности – это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. Через игру должны осуществляться задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков коллективистического поведения. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими, образовались неправильные формы социального поведения. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Глава вторая

Экспериментальное исследование проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

 

В данной главе мы определим  задачу опытно-экспериментальной работы и подробно опишем методику констатирующего,  формирующего и контрольного исследований.

Программа проведения экспериментальной  работы предусматривает 3 этапа:

1этап – констатирующий эксперимент;

2 этап – формирующий эксперимент;

  3 этап – контрольный эксперимент

 

2.1. Анализ  процесса формирования межличностных отношений в группе дошкольников старшего возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

 

Для решения поставленных задач нам необходимо:

- описать предметно-развивающую  среду в группе детского сада, как один из важных факторов  формирования межличностных отношений детей разных национальностей.

- для выявления уровня  развития сформированности межличностных  отношений детей провести наблюдение  за общением и игрой детей;  провести беседы, тестирования,  применить социометрические методики, результаты исследования оформлять протоколами.

- провести наблюдения  за ролью взрослого организации  педагогической среды для развития  формирований межличностных отношений  детей  разных национальностей:  как воспитатель организует предметно-развивающую среду, как приобщает детей к толерантности и дружелюбию по отношению к другим нациям,  как обогащают воспитатели знания детей о культуре  других народов, о многонациональном составе группы.

С целью определения  роли воспитателя в составе предметно-развивающей среды, помощи детям в формировании отношения и общения  мы провели анкетирование и беседы с воспитателями старшей дошкольной группы. Для этого нами были разработана анкета (см. Приложение № 1, анкета №2).

Опытно-экспериментальной  базой исследования послужил Детский сад №1 «Солнышко» с. Баянгол, Баргузинского района, Республики Бурятия, старшие группы данного детского сада. Первая группа- 20 человек (контрольная), вторая группа – 18 человек (экспериментальная).

Цель констатирующего эксперимента заключалась в определении сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

  Группы нами была выбраны вследствие того, что ее посещают дети разных национальностей: русские, буряты, татары.

  На стадии констатирующего эксперимента мы поставили следующие задачи:

  1. Провести осмотр предметно-развивающей среды ДОУ как возможного средства формирования межличностных отношений в поликультурной среде ДОУ.
  2. Провести беседу с педагогами для определения содержания, форм и методов, проводимых воспитателем по формированию знаний детей о культуре разных народов, развитию позитивных межнациональных отношений.
  3. Сделать анализ знаний детей о национальной культуре (игры, праздники) как своей, так и его товарища.
  4. Выявить среди детей наиболее предпочитаемых (лидеров), отвергнутых. Определить влияет ли выбор ребенка на национальную принадлежность его сверстника.

Для решения поставленных задач, мы решили использовать  следующие методы:

  1. Беседа
  2. Наблюдения
  3. Опрос
  4. Анкетирование
  5. Социометрические методы

 Диагностирование проводилось в 3 этапа:

    1. Подготовительный

- определение критериев  и показателей уровня развития  межличностных отношений детей  разных национальностей.

- подбор и разработка  комплекса диагностических методик по исследованию условия межличностных отношений детей, использование развивающей среды и уровня знаний культуры других народов.

2 . Диагностическая работа

- проведение педагогического наблюдения,  тестирование, беседы.

- применение социометрических  методов.

3. Обобщение и анализ результатов данной диагностической работы.

 

На основе изучения и  анализа научной литературы нами были определены критерии и показатели уровня развития межличностных отношений детей разных национальностей. В качестве критериев мы взяли следующие:

    1. знание детьми  культуры как своей, так и других народов:
      1. знание праздников:

- знает праздники как  своей, так и другой национальности;

- знает праздники своей  национальности;

- не знает;

2) знание народных  игр:

- знает игры как  своего, так другого народов;

- знает игры своего  народа;

- не различает национальные  игры от обычных.

3) совместное участие  в играх и праздниках с другими  детьми:

- с удовольствием участвует  во всех мероприятиях;

- участвует по просьбе  педагога, сверстника;

- не участвует. 

4) знание как совей  национальности, так и национальности  товарища по совместной деятельной:

- знает свою национальность  и сверстника;

- знает только свою  национальную принадлежность;

- не знает.

II. Использование в процессе межличностных отношений предметно-развивающей среды ДОУ национального содержания:

          - использование всех предметов  по назначению;

          - использование 1-2 предметов по  назначению;

          - неумение использовать предметы  по назначению.

III. Исследование уровня сформированности межличностных отношений между детьми разных национальностей

      1. популярность ребенка в группе:

- количество полученных положительных выборов равно 4-5, нет отрицательных выборов;

- количество полученных положительных выборов равно 2-3, количество отрицательных выборов равно 1-2;

- количество полученных положительных  выборов равно 0-1, количество отрицательных выборов больше 2.

2) речевое общение:

- разговаривает свободно  на двух языках;

- разговаривает на  смешивании нескольких языков;

- разговаривает на  родном языке.

3) взаимовыручка, взаимопомощь:

- самостоятельно предлагает  помощь;

- предлагает помощь  по просьбе или указанию педагога;

- не оказывает помощь.

Каждый из этих критериев  имеет свои показатели по уровням: высокий, средний, низкий. Они представлены перечнем основных характеристик, которыми обладает ребенок, чтобы быть отнесенным к тому, или иному уровню.

К высокому уровню мы отнесли детей, которые знают как свою национальную принадлежность, так и другого ребенка, знает национальные игры и праздники как своего, так и другого народа, с удовольствием участвует в совместной деятельности, общается на языке, который понимает его товарищ, получил не менее 4-5 выборов других детей, не имеет отрицательных выборов. Ребенок сам предлагает помощь и взаимовыручку, свободно ориентируется в предметно-развивающей среде, знает, какой предмет для чего служит.

К среднему уровню мы отнесем детей, которые знают только свою национальность, национальные игры и праздники только своего народа, участвует в праздниках и совместной деятельности, оказывает помощь и взаимовыручку по просьбе воспитателя или сверстника, общается на смешивании языков, получил не мене 2-3 выборов, а количество отрицательных выборов равно1-2, может ориентироваться в национальной предметно-развивающей среде, затрудняется в предназначении предметов.

К низкому уровню мы отнесли детей, которые не различают национальностей, не знают отличий народных игр и праздников от обычных, не проявляет желания участвовать в праздниках и совместной деятельности с другими детьми, общается только на родном языке, количество полученных выборов составляет 0-1, а количество отрицательных выборов больше 2, плохо ориентируется в национальной предметно-развивающей среде. Ребенок пассивен, либо не вступает во взаимоотношения, либо ведет себя агрессивно по отношению к другим детям.

               Анализ предметно-развивающей среды дошкольного учреждения осуществлялся с помощью наблюдения и анкетирования. В начале эксперимента мы осмотрели предметно-развивающую среду данного ДОУ. В детском саду нами было отмечены такие виды предметно-развивающей среды как: два мини-музея - Бурятская юрта и Русская изба, также нами были отмечены уголок «Гэсэра», настольный театр для разыгрывания народных сказок, фонотека с записями русской и бурятской музыки, и это все, что имелось в ДОУ на момент проведения нами констатирующего эксперимента. Мы считаем, что этого очень мало, потому как предметно-развивающая среда ДОУ должна быть более разнообразной, и включать в себя нюансы культур всех наций и народностей, представленных в ДОУ, не зависимо от доминирующей, что на наш взгляд, практически не выполняется.

После осмотра групп мы провели опрос-беседу с воспитателями исследуемого ДОУ.

          В анкетировании  принимали участие 8 воспитателей. Четыре педагога старших дошкольных групп, два педагога средних групп, два педагога ясельных групп. Большинство из них отметили, что сложности в работе возникают, прежде всего, от нехватки знаний и методик формирований межличностных отношений, психолого-педагогических условий создания предметно-развивающей среды национального уклона. Также немаловажен факт нехватки методической литературы и наглядных пособий.

          Результат анкетирования послужил основанием для проведения беседы. В ходе неё мы выяснили, что материальные возможности создания предметно-развивающей среды с национальным уклоном в данном детском саду не так уж высоки.

          Воспитатели имеют некоторое представление о национальной предметно-развивающей среде – 75 %.  Они все стараются принимать участие в ее создании и организации – 100 %.  По их мнению (100%) игрушки и предметы должны отображать национальный колорит, они должны в некоторой форме повторять некоторые предметы из окружающего мира и быта взрослых. Педагоги стараются принимать участие в различных видах деятельностей детей (75%).

В большинстве своем  имеющаяся и планирующаяся для  изготовления предметно-развивающая  среда  группы направлена на развитие знаний детей о культуре и быте русских и бурят (100%), причем, практически не учитываются культурные традиции других наций представленных в группе. О своей работе, в деле привития основ дружбы и толерантности, среди детей посещающих ДОУ, воспитатели отмечали проведение праздников, утренников, занятий, бесед. Так же ориентированных на две доминирующие в детском саду нации (100%), что на наш взгляд совершенно не правильно.  Педагог детского дошкольного учреждения должен учитывать и знакомить детей со всем национальным многообразием  не только сада, но и мира в целом, для того чтобы ребенок в будущем мог правильно строить свои межнациональные отношения, основываясь на равноправии, а не на превосходстве одного народа над другим. На основе миролюбия и терпимости.

Для воспитания детей  в духе уважения и формирования знаний детей о культуре других народов, по словам воспитателя, как правило, проводятся праздники «Сагаалган», «Масленица»- лишь эти два праздника отметили воспитатели.(100%). Что касается игр, мы отметили также как и праздники, перечень игр, которым обучают детей, принадлежит к двум основным нациям, представленным в группе, т.е. бурят и русских, например: «Салочки», «Жмурки», «Шагай наадан» и др.

 На наш вопрос, считает ли воспитатели достаточной свою работу по формированию у дошкольников представлений о культуре, как своего народа, так и о культурах других народов достаточной? Мы получили следующий ответ: «Мы считаем свою работу вполне достаточной, это обоснованно тем, что в группе в основном преобладают две нации»(75%). Мы считаем данную позицию педагогов  в корне не верной, работа педагога должна включать в себя намного больший объем по данной проблеме, об этом нами были сделаны вышеизложенные выводы.

Информация о работе Межличностные отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ