Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа
Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности
В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов(24,13).
Вывод: Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности – это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. Через игру должны осуществляться задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков коллективистического поведения. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими, образовались неправильные формы социального поведения. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям старшего дошкольного возраста.
.
Экспериментальное исследование проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ
В данной главе мы определим
задачу опытно-экспериментальной
Программа проведения экспериментальной работы предусматривает 3 этапа:
1этап – констатирующий эксперимент;
2 этап – формирующий эксперимент;
3 этап – контрольный эксперимент
2.1. Анализ процесса формирования межличностных отношений в группе дошкольников старшего возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ
Для решения поставленных задач нам необходимо:
- описать предметно-развивающую среду в группе детского сада, как один из важных факторов формирования межличностных отношений детей разных национальностей.
- для выявления уровня
развития сформированности
- провести наблюдения
за ролью взрослого
С целью определения
роли воспитателя в составе
Опытно-экспериментальной базой исследования послужил Детский сад №1 «Солнышко» с. Баянгол, Баргузинского района, Республики Бурятия, старшие группы данного детского сада. Первая группа- 20 человек (контрольная), вторая группа – 18 человек (экспериментальная).
Цель констатирующего эксперимента заключалась в определении сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Группы нами была выбраны вследствие того, что ее посещают дети разных национальностей: русские, буряты, татары.
На стадии констатирующего эксперимента мы поставили следующие задачи:
Для решения поставленных задач, мы решили использовать следующие методы:
Диагностирование проводилось в 3 этапа:
- определение критериев и показателей уровня развития межличностных отношений детей разных национальностей.
- подбор и разработка
комплекса диагностических
2 . Диагностическая работа
- проведение педагогического наблюдения, тестирование, беседы.
- применение социометрических методов.
3. Обобщение и анализ результатов данной диагностической работы.
На основе изучения и анализа научной литературы нами были определены критерии и показатели уровня развития межличностных отношений детей разных национальностей. В качестве критериев мы взяли следующие:
- знает праздники как
своей, так и другой
- знает праздники своей национальности;
- не знает;
2) знание народных игр:
- знает игры как своего, так другого народов;
- знает игры своего народа;
- не различает национальные игры от обычных.
3) совместное участие
в играх и праздниках с
- с удовольствием участвует во всех мероприятиях;
- участвует по просьбе педагога, сверстника;
- не участвует.
4) знание как совей
национальности, так и национальности
товарища по совместной
- знает свою национальность и сверстника;
- знает только свою национальную принадлежность;
- не знает.
II. Использование в процессе межличностных отношений предметно-развивающей среды ДОУ национального содержания:
- использование всех предметов по назначению;
- использование 1-2 предметов по назначению;
- неумение использовать
III. Исследование уровня сформированности межличностных отношений между детьми разных национальностей
- количество полученных положительных выборов равно 4-5, нет отрицательных выборов;
- количество полученных положительных выборов равно 2-3, количество отрицательных выборов равно 1-2;
- количество полученных положите
2) речевое общение:
- разговаривает свободно на двух языках;
- разговаривает на смешивании нескольких языков;
- разговаривает на родном языке.
3) взаимовыручка, взаимопомощь:
- самостоятельно предлагает помощь;
- предлагает помощь
по просьбе или указанию
- не оказывает помощь.
Каждый из этих критериев имеет свои показатели по уровням: высокий, средний, низкий. Они представлены перечнем основных характеристик, которыми обладает ребенок, чтобы быть отнесенным к тому, или иному уровню.
К высокому уровню мы отнесли детей, которые знают как свою национальную принадлежность, так и другого ребенка, знает национальные игры и праздники как своего, так и другого народа, с удовольствием участвует в совместной деятельности, общается на языке, который понимает его товарищ, получил не менее 4-5 выборов других детей, не имеет отрицательных выборов. Ребенок сам предлагает помощь и взаимовыручку, свободно ориентируется в предметно-развивающей среде, знает, какой предмет для чего служит.
К среднему уровню мы отнесем детей, которые знают только свою национальность, национальные игры и праздники только своего народа, участвует в праздниках и совместной деятельности, оказывает помощь и взаимовыручку по просьбе воспитателя или сверстника, общается на смешивании языков, получил не мене 2-3 выборов, а количество отрицательных выборов равно1-2, может ориентироваться в национальной предметно-развивающей среде, затрудняется в предназначении предметов.
К низкому уровню мы отнесли детей, которые не различают национальностей, не знают отличий народных игр и праздников от обычных, не проявляет желания участвовать в праздниках и совместной деятельности с другими детьми, общается только на родном языке, количество полученных выборов составляет 0-1, а количество отрицательных выборов больше 2, плохо ориентируется в национальной предметно-развивающей среде. Ребенок пассивен, либо не вступает во взаимоотношения, либо ведет себя агрессивно по отношению к другим детям.
Анализ предметно-развивающей среды дошкольного учреждения осуществлялся с помощью наблюдения и анкетирования. В начале эксперимента мы осмотрели предметно-развивающую среду данного ДОУ. В детском саду нами было отмечены такие виды предметно-развивающей среды как: два мини-музея - Бурятская юрта и Русская изба, также нами были отмечены уголок «Гэсэра», настольный театр для разыгрывания народных сказок, фонотека с записями русской и бурятской музыки, и это все, что имелось в ДОУ на момент проведения нами констатирующего эксперимента. Мы считаем, что этого очень мало, потому как предметно-развивающая среда ДОУ должна быть более разнообразной, и включать в себя нюансы культур всех наций и народностей, представленных в ДОУ, не зависимо от доминирующей, что на наш взгляд, практически не выполняется.
После осмотра групп мы провели опрос-беседу с воспитателями исследуемого ДОУ.
В анкетировании принимали участие 8 воспитателей. Четыре педагога старших дошкольных групп, два педагога средних групп, два педагога ясельных групп. Большинство из них отметили, что сложности в работе возникают, прежде всего, от нехватки знаний и методик формирований межличностных отношений, психолого-педагогических условий создания предметно-развивающей среды национального уклона. Также немаловажен факт нехватки методической литературы и наглядных пособий.
Результат анкетирования послужил основанием для проведения беседы. В ходе неё мы выяснили, что материальные возможности создания предметно-развивающей среды с национальным уклоном в данном детском саду не так уж высоки.
Воспитатели имеют некоторое представление о национальной предметно-развивающей среде – 75 %. Они все стараются принимать участие в ее создании и организации – 100 %. По их мнению (100%) игрушки и предметы должны отображать национальный колорит, они должны в некоторой форме повторять некоторые предметы из окружающего мира и быта взрослых. Педагоги стараются принимать участие в различных видах деятельностей детей (75%).
В большинстве своем имеющаяся и планирующаяся для изготовления предметно-развивающая среда группы направлена на развитие знаний детей о культуре и быте русских и бурят (100%), причем, практически не учитываются культурные традиции других наций представленных в группе. О своей работе, в деле привития основ дружбы и толерантности, среди детей посещающих ДОУ, воспитатели отмечали проведение праздников, утренников, занятий, бесед. Так же ориентированных на две доминирующие в детском саду нации (100%), что на наш взгляд совершенно не правильно. Педагог детского дошкольного учреждения должен учитывать и знакомить детей со всем национальным многообразием не только сада, но и мира в целом, для того чтобы ребенок в будущем мог правильно строить свои межнациональные отношения, основываясь на равноправии, а не на превосходстве одного народа над другим. На основе миролюбия и терпимости.
Для воспитания детей в духе уважения и формирования знаний детей о культуре других народов, по словам воспитателя, как правило, проводятся праздники «Сагаалган», «Масленица»- лишь эти два праздника отметили воспитатели.(100%). Что касается игр, мы отметили также как и праздники, перечень игр, которым обучают детей, принадлежит к двум основным нациям, представленным в группе, т.е. бурят и русских, например: «Салочки», «Жмурки», «Шагай наадан» и др.
На наш вопрос, считает ли воспитатели достаточной свою работу по формированию у дошкольников представлений о культуре, как своего народа, так и о культурах других народов достаточной? Мы получили следующий ответ: «Мы считаем свою работу вполне достаточной, это обоснованно тем, что в группе в основном преобладают две нации»(75%). Мы считаем данную позицию педагогов в корне не верной, работа педагога должна включать в себя намного больший объем по данной проблеме, об этом нами были сделаны вышеизложенные выводы.