Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:00, дипломная работа
Целью является выявление характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образом Я в подростковом возрасте. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы самосознания и межличностных отношений в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте. 3. Определить типы межличностных отношений в подростковом возрасте. 4. Выявить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я подростков. 5. Разработать психологические рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков, способствующих положительному развитию их аффективного компонента образа Я.
Введение 3
Глава 1. Образ Я и система межличностных отношений в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие образа Я в разных психологических концепциях 7
1.2. Структурные компоненты образа «Я» 11
1.3. Характеристика межличностных отношений в подростковом возрасте 17
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я в подростковом возрасте 32
2.1. Методы и организация исследования 32
2.2. Анализ аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте 37
2.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. 42
2.4. Анализ взаимосвязей между межличностными отношениями и особенностями аффективного компонента образа Я. 46
2.5. Рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков в зависимости от аффективного компонента образа Я. 48
Выводы 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 59
Проверьте приложения, я стала менять нумерацию, а они вроде бы просто дублированы
Остальное все хорошо, все поправила по мелочи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПСИКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. С.М. КИРОВА
Кафедра психологии развития и образования
факультета психологии, ОЗО
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗА Я ПОДРОСТКОВ
Выпускная квалификационная работа
По специальности 030301 – «Психология»
Представляется для защиты в ГАК Научный руководитель:
Зав. кафедрой__________________
Защищена на ГАК______________
С оценкой _____________________
Председатель ГАК______________
Псков
2010
Подростковый возраст является не только самым трудным и сложным из всех детских возрастов, но и самым ответственным периодом становления личности, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, ценности, убеждения, отношение к себе, к людям, к обществу (Божович Л.И., Выготский Л.С., Донцов А.И., Кон И.С., Ковалев А.Г., Кочетов А.И., Колесов Д.В., Мягков И.Ф., Эльконин Д.Б.).
Подросток оказывается крайне чувствительным к факторам, влияющим на глубинные пласты его личности, затрагивающим структурные компоненты самосознания. Единство когнитивной, эмоционально - ценностной и поведенческой сторон психической деятельности является одним из главных элементов в учении о самосознании личности. Это позволяет рассматривать самосознание как регулятор поведения личности.
Проблема самосознания (Я-эго, Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир. Проблема самосознания относится к центральным, основополагающим научным изысканиям в отечественной и зарубежной психологии.
Актуальность исследования определяется также выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время, все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в подростковом возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания (Выготский Л.С., 1956, Драгунова Т.В., 1976, Леонтьев А.Н., 1994, Столин B.C., 1983, Фельдштейн Д.И., 1997, Эльконин Д.Б., 1994 и д.р.). Именно в подростковым возрасте происходят изменения, обеспечивающие формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире, адекватного реальному бытию и индивидуальной картине мира.
Вместе с тем, необходимо отметить, что подростковый возраст в целом, сравнительно мало исследовался в психологии. Множество подходов к решению проблем, связанных с этим периодом развития и весьма разнообразные, часто мало согласующиеся друг с другом представления о психологическом содержании этого периода развития в значительной степени затрудняет изучение самосознания как новообразования данного возрастного периода с точки зрения его содержательного наполнения, структуры и динамики. Исследователями выделяются различные факторы, влияющие на формирование самосознания, а так же разнообразные критерии, характеризующие уровень его развития в контексте ведущей деятельности.
Целью исследования является выявление характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образом Я в подростковом возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я.
Объект исследования – подростки в возрасте 14-15 лет.
Гипотеза исследования: имеется взаимосвязь между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я подростков, а именно, чем более позитивный характер носят межличностные отношения подростков, тем более положительное самоотношение, более высокий уровень самооценки и открытости свойственен им.
1. Изучить состояние проблемы самосознания и межличностных отношений в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте.
3. Определить типы межличностных отношений в подростковом возрасте.
4. Выявить характер
взаимосвязи между
5. Разработать психологические
рекомендации по формированию
благоприятных межличностных
Методы и методики исследования: в работе были использованы методы опроса, психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Психодиагностический комплекс включал следующие методики:
1. Методика исследования самоотношения.
2. Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн.
3. Методика “Личностный дифференциал” (ЛД).
4. Метод социометрии.
5. Тест Т. Лири.
5. Тест Рукавишникова изучения межличностных отношений.
Теоретическая новизна данного исследования заключается в следующем: изучение аффективного компонента образа Я у подростков в аспекте межличностных отношений способствует более глубокому осмыслению процесса развития самосознания, определению эффективных социально-психологических условий формирования образа Я в подростковом возрасте, межличностных отношений со сверстниками.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться для планирования консультационной, психопрофилактической и коррекционной работы с группами подростков, а также для разработки оптимальных методов и средств развития психологической культуры в подростковом возрасте.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной материал изложен на 55 страницах, 10 таблиц, 1 рисунок. Библиография включает 58 наименований.
Я” (образ “Я”) — центральное понятие целого ряда трактовок личности человека. Образ Я как особое психическое образование было выделено и охарактеризовано У. Джемсом еще в 1892г. в рамках изучения самосознания.
По мнению С. Л. Рубинштейна [45], «Я» — ядро личности, так как «за ним признается, прежде всего, то, что это действующее на среду, познающее мир и самосознающее себя «лицо». «Я» как предмет самосознания предмет самосознания предполагает единство субъекта и объекта … Неразделенность двух форм, в которых «Я» противопоставляет себя самому, составляет собственную природу понятия «Я»».
В. Ф. Сафин понимает «Я» как результат самопознания, а самопознание — как процесс, направленный не только на знание себя, но и себя как активного начала (самосозидатель, самообразовыватель, саморегулирующий и самореализующий субъект) [47]. Когда говорят о самопознании, речь идет не о знаниях о себе и не о самопредставлениях, которые становятся фактом сознания еще в процессе предметной деятельности ребенка, а об осознании себя как деятеля, созидателя, преобразователя.
"Я" в теориях личности [34; 36; 40] рассматривается как результат выделения себя из окружающей среды, позволяющий ощущать себя субъектом физических и психических свойств, состояний, действий и процессов, свою целостность и тождественность с самим собой как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Я оценивается субъектом в Я-концепции , образуя ядро человеческой личности.
"Самость" как объяснительный принцип существует с начала 20-го века. У. Джеймс характеризует ее как внутреннее субъективное бытие человека, ощущение тождественности со своим телом, окружающей природой, другими людьми. Самость формируется и изменяется под воздействием признания окружающих. "Самость" положена в основу теории личности К. Роджерса.
Как указывает Д. А. Леонтьев [29], Я – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса тех или иных психологических школ и направлений.
Первая грань – это так называемое телесное Я, или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни.
Вторая грань – это социально- ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. У каждого человека Я неизбежно включает в себя определенные социально-ролевые компоненты, поскольку социальная идентичность человека, определение им себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей – достаточно важна, хоть и не самая главная характеристика личности.
Третья грань Я – психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я?». Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое Я тоже в него входят.
Четвертая грань Я - ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Это то Я, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе, то Я, которое присутствует в формулах: «Мыслю- следовательно, существую», «На том стою и не могу иначе». В нем отражаются личностные особенности высшего, экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.
Пятая грань Я –
это самоотношение, или смысл
Я. Наиболее поверхностным проявлением
самоотношения выступает
"В процессе жизнедеятельности
у организма формируется некото
Представление о себе (субъективный образ своего Я) складывается под влиянием оценочного отнесения собственных мотивов, целей и результатов своих поступков с другими людьми, с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Образ Я - относительно устойчивое непременное условие каждого акта целеполагания. В большей или меньшей степени он осознан, переживается как уникальная система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и самим собой.
Одной из основных особенностей психического образа является, по мнению Д.А. Ошанина, двойственность его назначения: будучи инструментом познания, он в то же время является и регулятором действия [44]. Как инструмент познания образ призван отражать объект во всем богатстве и многообразии его доступных отражению свойств. Как регулятор действия он представляет собой специализированный информационный комплекс, содержание и структурная организация которого подчинены задачам конкретного целесообразного воздействия на объект. Ключ к решению психологической проблемы образа кроется в понимании сложных отношений между когнитивной и операциональной функциями образа, постоянно взаимодействующими друг с другом [44].
Когнитивный образ представляет собой "хранилище" сведений об объекте [44]. Будучи инструментом познания, он остается функциональным, соответствуя совокупности форм активного отражения объекта и неся в себе совокупность его потенциальных оперативных структур. В отношении любого из возможных действий с объектом когнитивный образ прежде всего характеризуется избыточностью. Отсюда вытекает практическое значение когнитивных образов: они являются средством выявления потенциально полезных свойств объекта.
Информация о работе Межличностные отношения и аффективный компонент образа я подростков