Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:00, дипломная работа
Целью является выявление характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образом Я в подростковом возрасте. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы самосознания и межличностных отношений в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте. 3. Определить типы межличностных отношений в подростковом возрасте. 4. Выявить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я подростков. 5. Разработать психологические рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков, способствующих положительному развитию их аффективного компонента образа Я.
Введение 3
Глава 1. Образ Я и система межличностных отношений в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие образа Я в разных психологических концепциях 7
1.2. Структурные компоненты образа «Я» 11
1.3. Характеристика межличностных отношений в подростковом возрасте 17
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я в подростковом возрасте 32
2.1. Методы и организация исследования 32
2.2. Анализ аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте 37
2.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. 42
2.4. Анализ взаимосвязей между межличностными отношениями и особенностями аффективного компонента образа Я. 46
2.5. Рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков в зависимости от аффективного компонента образа Я. 48
Выводы 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 59
Таким образом, качественный анализ показал, что большинство подростков демонстрирует завышенный уровень самооценки, а также реалистичный уровень притязаний. Для подростков являются важными такие параметры, как внешность, авторитет у сверстников, уверенность в себе, но они не имеют адекватных представлений об уровне развития этих параметров. Подростки демонстрируют высокий уровень самоуважения и оценивают себя довольно позитивно - как общительных, открытых, самостоятельных людей.
По тесту Т. Лири были получены следующие результаты
Таблица 3.
Результаты по тесту Лири
Тип отношения |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Авторитарный |
7,57 |
2.86 |
Эгоистический |
8,07 |
2.60 |
Агрессивный |
6,47 |
2.75 |
Подозрительный |
7,90 |
2.58 |
Подчиняемый |
6,70 |
2.02 |
Зависимый |
7,33 |
2.13 |
Дружелюбный |
5,40 |
2.84 |
Альтруистический |
8,27 |
2.26 |
По шкале «авторитарный» подростки демонстрируют баллы (7,57) свидетельствующие об уверенности в себе, упорстве, настойчивости.
По шкале «эгоистический» подростки показали наличие эгоистических черт, ориентации на себя, склонность к соперничеству (8,07).
Средний балл (6,47) по шкале «агрессивность» характеризует подростков, как упрямых, упорных, настойчивых и энергичных.
По шкале «подозрительность»
подростки демонстрируют
Средний балл (6,70) по шкале
«подчиняемый» характеризует
Низкий средний балл
(7,33) по шкале «зависимый»
По шкале «дружелюбный»
подростки организации
Средний балл (8,27) по шкале «альтруистический» свидетельствует об эмоциональном отношении к людям, доброте, сочувствии.
Таким образом, подростки по отношениям с окружающим демонстрируют уверенность, настойчивость, наличие эгоистических черт, ориентации на себя, склонность к соперничеству. Кроме того, они довольно критично относятся по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. При этом они склонны подчиняться, уступать.
По методике
«Опросник межличностных
Приведенные результаты
свидетельствуют о том, что большинству
подростков свойственно эмоционально-
Для определения межличностных отношений в группе подростков была использована социометрическая методика. Были выявлены статусные категории каждого подростка.
Таблица 4.
Процентное соотношение статусных групп
Социметрические звезды (%) |
Предпочитаемые (%) |
Пренебрегаемые (%) |
Отверженные (%) |
20 |
50 |
20 |
10 |
Таким образом, можно
отметить в целом благополучное
положение большинства
Так как количество подростков,
имеющие благоприятный статус и
неблагоприятный в целом
Индекс изолированности равен менее 10%, что характеризует группу, как вполне благополучную. В статусную категорию «неотвергаемых» попадет 3 подростка. Характер распределение отвержений существенно влияет на общение в группе, свидетельствует о принятых здесь способах решения конфликтов.
Как видно из приведенных результатов, социометрическим звёздам и предпочитаемым соответствует адекватная самооценка. Такие подростки имеют благоприятную позицию и популярны потому, что реально соотносят свои возможности, способности, реально оценивают своё поведение и общение.
Подросткам с пренебрегаемым социометрическим статусом соответствует неадекватно завышенная самооценка, что указывает на неприятие таких детей сверстниками по причине противопоставления себя другим, завышение реальных возможностей и возникновением конфликтных взаимоотношений.
Таблица 5.
Соотношение социометрического статуса и самооценки
Социометрический статус |
Уровни самооценки | ||
Неадекватно завышенная самооценка |
Адекватная самооценка |
Неадекватно заниженная самооценка | |
Социометрические звезды |
3,1 |
12,6 |
3,1 |
Предпочитаемые |
13,5 |
31,1 |
9,4 |
Пренебрегаемые |
3,1 |
3,1 |
12,6 |
Отверженные |
9,4 |
- |
- |
Итого |
29,1 |
46,8 |
25,1 |
Отверженная позиция подростков определяется неадекватно заниженной самооценкой. Нежелание контактировать с такими подростками вызвано их чрезмерной критичностью, предъявлением завышенных требований к себе и окружающим.
Для корреляционного
анализа был использован
Для корреляционного анализа использовались такие переменные, как шкалы МИС, оценки по методике «Личностный дифференциал», самооценки, статусные оценки, шкалы по методики Т. Лири, шкалы опросника межличностных отношений.
Таблица 6.
Взаимозависимость между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я (коэффициент корреляции
Спирмена – r)
№ |
параметры |
r |
P |
1 |
Кол-во положительных оценок – шкала открытости МИС |
-0,417 |
0,018 |
2 |
Кол-во положительных оценок – «разговорчивый» по ЛД |
0,451 |
0,010 |
3 |
Кол-во отрицательных оценок – «напряженный» по ЛД |
0,433 |
0,013 |
4 |
Статус – шкала самопринятия МИС |
0,382 |
0,031 |
5 |
Статус – уровень самооценки |
0,501 |
0,003 |
Была получена обратная корреляция между количеством социометрических выборов и шкалой «открытость» по методике МИС. Значит, чем меньше у подростка выражена способность открыто выражать свои чувства и быть самим собой, тем больше положительных оценок он получает. Возможно, подростки опасаются открыто проявлять свои чувства, эмоции в поведении. Вероятно, поведение, скрывающее свои истинные, особенно негативные чувства, является принятым в группе подростков и положительно оценивается.
Была обнаружена прямая корреляционная связь между количеством социометрических выборов и шкалой «разговорчивый» по методике «Личностный дифференциал». Следовательно, чем больше положительных оценок подросток получает, тем больше выражена у него такая черта, как разговорчивость. Вероятно, в группе подростков приветствуется способность легко поддерживать разговор, общительность. Подростки с такими качествами получают высокие оценки.
Была получена положительная корреляция между количеством отрицательных социометрических выборов и шкалой «напряженный» по методике «Личностный дифференциал». Следовательно, чем больше отрицательных выборов в группе он получает, тем больше в поведении выражается напряженность.
Была получена прямая корреляция между числом положительных выборов и уровнем самооценки. Следовательно, чем выше его статус в группе, тем выше уровень самооценки у подростка. Следовательно, лидирующие позиции в группе сверстников определяет высокий уровень самооценки.
Корреляционный анализ показал следующие результаты. Поведение, скрывающее свои истинные чувства, является принятым в данной группе подростков и положительно оценивается. Недостаточное признание авторитета способствует нарастанию напряжения и в свою очередь напряжение затрудняет завоевание авторитета.
Особенно интенсивное развитие общение получает в подростковом возрасте. В это время у ребят складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних и старших классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям.
Однако, фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности, недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому.
Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Он начинает больше времени проводить со сверстниками, поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы и удовлетворения его актуальных интересов и потребностей.
Информация о работе Межличностные отношения и аффективный компонент образа я подростков