Межличностные отношения и аффективный компонент образа я подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Целью является выявление характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образом Я в подростковом возрасте. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы самосознания и межличностных отношений в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте. 3. Определить типы межличностных отношений в подростковом возрасте. 4. Выявить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я подростков. 5. Разработать психологические рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков, способствующих положительному развитию их аффективного компонента образа Я.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Образ Я и система межличностных отношений в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие образа Я в разных психологических концепциях 7
1.2. Структурные компоненты образа «Я» 11
1.3. Характеристика межличностных отношений в подростковом возрасте 17
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я в подростковом возрасте 32
2.1. Методы и организация исследования 32
2.2. Анализ аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте 37
2.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. 42
2.4. Анализ взаимосвязей между межличностными отношениями и особенностями аффективного компонента образа Я. 46
2.5. Рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков в зависимости от аффективного компонента образа Я. 48
Выводы 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 59

Файлы: 1 файл

DIPLOM.doc

— 653.00 Кб (Скачать файл)

2.  Фактор  Силы (С). 

3.  Фактор  Активности (А).

4. Метод  социометрии.

Метод социометрических измерений используется для диагностики  межличностных отношений. Основоположником Социометрии является известный  американский психиатр, и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод Социометрии позволяет  получить информацию о социально-психологических  отношениях в группе, статусе людей  в группе, психологической совместимости и сплоченности в группе.

Проведение Социометрии  складывается из двух основных этапов: инструкция и содержательные вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в  группе.

Испытуемым зачитывается инструкция, и раздаются социометрические карточки, на которых сформулированы два вопроса, ответить на которые детям предлагается письменно в специально отведенных графах (Приложение 5).

5. Опросник  межличностных отношений (Приложение 2).

Опросник межличностных  отношений (ОМО) является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом В. Шутцем. Автор предлагаемой версии А. А. Рукавишников. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности.

Опросник ОМО основан  на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений В.Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид  имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

Опросник предназначен для оценки поведения человека в  три основных областях межличностных  потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.

Опросник состоит из шести шкал (Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw), каждая из которых, в сущности, содержит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опроснике  содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы.

В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.

6. Методика  диагностики межличностных отношений  Лири (Приложение 1).

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Респонденту предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе. В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения: 0-4 балла – низкая,

5-8 баллов – умеренная, 9-12 баллов – высокая, 13-16 баллов  – экстремальная,

[0-8 это адаптивное поведение, а 9-16 дезадаптивное, экстремальное иногда до патологии].

Шкалы: I. Авторитарный , II. Эгоистичный, III. Агрессивный,

IV. Подозрительный, V. Подчиняемый, VI. Зависимый, VII. Дружелюбный, 

VIII. Альтруистический, Доминирование  и Дружелюбие.

II. Матетматико-статистические методы обработки данных - использовались описательная статистика – (средние значения, частота встречаемости признака), корреляционный анализ по коэффициенту корреляции Спирмена.

2.2.  Анализ аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте

Самоотношение подростков изучалось с помощью «Методики  исследования самоотношения»,  разработанной  Р. С. Пантелеевым. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Средние результаты по методике МИС

№ шкалы

Название шкалы

Средний балл

1

Открытость

6,5

2

Самоуверенность

9,7

3

Саморуководство

8,2

4

Отраженное самоотношение

6,0

5

Самоценность

7,8

6

Самопринятие

8,1

7

Самопривязанность

6,1

8

Внутренняя конфликтность

7,9

9

Самообвинение

6,1


Как видно из приведенных  результатов, подростки показали высокие результаты по шкалам: самоуверенность (9,7), саморуководство (8,2), самопринятие (8,1). Результаты подростков направлены в сторону повышения по шкалам: самоценность (7,8), внутренняя конфликтность (7,9). По шкалам «самообвинение» (6,1), «отраженное самоотношение» (6,0), «самопривязанность» (6,1), «открытость» (6,5) средний балл попадает в зону средних значений.

Высокие баллы по шкале  «самоуверенность» соответствует  высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности.

Высокий балл по шкале  «саморуководство» свидетельствует  о том, что человек отчетливо  переживает собственное «Я» как  внутренний стержень, интегрирующий  и организующий его личность и  жизнедеятельность, считает, что его  судьба находится в его собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. То есть подростки считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует его личность, деятельность, общение, они считают, что их судьбы находится в их собственных руках.

Высокий полюс шкалы  «самопринятие» соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим  собой, одобрению своих планов и  желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть  даже с некоторыми недостатками.

Таким образом, у подростков выражено отношение к себе как целостной личности, отличной от других людей, а ведь именно с высоким самоуважением, самопринятием связывается проявление наибольшей активности личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала.

Самооценка подростков изучалась с помощью методики Дембо-Рубинштейна в модификации  А. М. Прихожан.

Рис. 1  Уровень самооценки в подростковом возрасте.

 

У 50% подростков количество баллов  по самооценки колеблется в промежутке от 90 – 100, что свидетельствует о завышенной самооценке, склонности переоценивать себя. Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

У 20% подростков количество баллов колеблется от 45 до 74. Это свидетельствует  об адекватной самооценке.

У 30% подростков отразили заниженный уровень самооценки (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Это может свидетельствовать о подлинной неуверенности в себе, т. е. отношение к себе как к неумелому, никому не нужному.

Вероятно, такой  разброс оценок связан с особенностями  подросткового возраста, многие исследователи, как было отмечено в теоретической части,  указывают на неустойчивую самооценку в подростковом возрасте. Самооценка подростков колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого. Кроме того, как подчёркивает А.М. Прихожан, дети этого возраста обычно не различают оценки отдельных сторон своей личности и себя в целом, их самооценка «сверхобобщена» – любая мелочь может в корне изменить их отношение к себе.

Интересно отметить, что  больше всего завышенных самооценок наблюдается по шкалам «внешность»  и «уверенность в себе» – 60% подростков, у 20%  подростков завышенные оценки по параметру «авторитет у сверстников». Таким образом,  у большинства  подростков в отношении своей внешности, уверенности в себе и авторитета у сверстников  отсутствуют реалистичные представления, подростки предпочитают переоценивать данные параметры. Скорее всего, для них важно, чтобы эти параметры были у них выражены, но на самом деле они плохо представляют, насколько они у них развиты.

Всего 10% подростков переоценивает  себя по характеристике «ум»,  16,6% дают себе низкие оценки по данному параметру. Следовательно, по характеристике «ум» подростки либо ставят себе нереалистичные, завышенные оценки, либо недооценивают себя.

По уровню притязаний были получены следующие результаты.

У 20 % результат баллов колеблется от 90 до 100, что свидетельствует  о нереалистичном, некритичном отношении  подростка к собственным возможностям.

Это свидетельствует о том, что такие подростки не умеет правильно ставить перед собой цели. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личной незрелости.

У 40%  детей результат  баллов от 60 до 89, что оценивается  как норма, реалистический уровень притязаний.

Оптимальный, сравнительно высокий уровень притязаний встречается  у 33% подростков, что свидетельствует  об оптимальном представлении о  своих возможностях, это является важным фактором личностного развития.

У 7% подростков отмечается заниженный уровень притязаний, что является индикатором неблагоприятного развития личности.

Для изучения особенностей самооценки подростков была использована методика личностного дифференциала.

Как показал анализ методики личностного дифференциала (см. табл. 2) по большинству шкал: обаятельный (5,73), сильный (5,67), разговорчивый (5,66), открытый (5,39), добрый (5,27), деятельный (5,56), отзывчивый (5,71), решительный (5,22), энергичный (5,86), справедливый (5,47), дружелюбный (5,36), уверенный (5,34), общительный (5,75), самостоятельный (5,68) подростки оценивают себя достаточно высоко. Таким образом, подростки оценивают себя, как общительных, разговорчивых, обаятельных, дружелюбных, отзывчивых,  Они воспринимают себя сильными, самостоятельными, уверенными, энергичными, решительными, справедливыми. Наиболее низкие оценки даны по таким качествам, как: напряженный, суетливый.

Таблица 2.

Средние значения по методике «Личностный дифференциал»

Название шкалы

Средние значения

1

обаятельный

5,73

2

Сильный

5,67

3

разговорчивый

5,66

4

добросовестный

4,6

5

Упрямый

4,66

6

Открытый

5,39

7

Добрый

5,27

8

независимый

4,38

9

деятельный

5,56

10

отзывчивый

5,71

11

решительный

5,22

12

энергичный

5,86

13

справедливый

5,47

14

напряженный

3,52

15

суетливый

3,06

16

дружелюбный

5,36

17

уверенный

5,34

18

общительный

5,75

19

Честный

4,84

20

самостоятельный

5,68

21

раздражительный

4,22

О

фактор Оценки

37,1

С

фактор Силы

34,4

А

фактор Активности

35,8


 

Выше среднего средние  значения (37,1) получены по фактору «оценки», который свидетельствует об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. По факторам силы (34,4) и активности (35,8) оценки попадают в диапазон средних значений.

Информация о работе Межличностные отношения и аффективный компонент образа я подростков