Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:00, дипломная работа
Целью является выявление характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образом Я в подростковом возрасте. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы самосознания и межличностных отношений в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте. 3. Определить типы межличностных отношений в подростковом возрасте. 4. Выявить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я подростков. 5. Разработать психологические рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков, способствующих положительному развитию их аффективного компонента образа Я.
Введение 3
Глава 1. Образ Я и система межличностных отношений в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие образа Я в разных психологических концепциях 7
1.2. Структурные компоненты образа «Я» 11
1.3. Характеристика межличностных отношений в подростковом возрасте 17
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я в подростковом возрасте 32
2.1. Методы и организация исследования 32
2.2. Анализ аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте 37
2.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. 42
2.4. Анализ взаимосвязей между межличностными отношениями и особенностями аффективного компонента образа Я. 46
2.5. Рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков в зависимости от аффективного компонента образа Я. 48
Выводы 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 59
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - это делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей.
На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения, которые включают в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Вместе с тем, подростки осуждают эгоистичность, жадность, нарушения слова, измену товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и во что бы то ни стало стремится ее завоевать.
Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. А иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, появления новых познавательных интересов. Дружба активизирует общение подростков, улучшает их личные взаимоотношения.
К концу подросткового
периода у ребят возникает
интерес и к другу
С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива изменяется групповой статус личности, определяемый ее деловыми и моральными качествами, включая отношение к коллективу, уровень социальной ответственности и т.п. В классах с низкой сплоченностью на социометрический выбор влияет общительность подростков, в группах же с высокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу.
Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода детей из школы, подпадание под дурное влияние вне школы. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений в классе, чтобы своевременно позитивно влиять на их развитие.
Высокий уровень благополучия
межличностных отношений
Оптимальный стиль педагогического руководства - демократический, благодаря которому создаются предпосылки для формирования у учащихся чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самостоятельности и творческой инициативы, успешного развития дружеских отношений, воспитания уважения к другим людям – взрослым и сверстникам. Это является наилучшей базой для общения-диалога, общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности педагога и детей, в результате которого возрастает сплоченность коллектива, происходит дальнейшее совершенствование межличностных отношений, повышение социального статуса каждого его члена.
Для педагога данного подросткового коллектива можно дать следующие рекомендации:
- Необходимо способствовать
повышению социального статуса
учащихся - «пренебрегаемых», проводить
с ними индивидуальную работу
по их всестороннему развитию,
формированию у них навыков общ
- Вести работу по
дальнейшему развитию
1. Подростки склонны
себя осознавать носителями
2. В подростковом возрасте наблюдается высокий уровень развития самоотношения, они относятся к себе, как целостной личности, отличной от других людей. У подростков выражено чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками.
3. Межличностные отношения подростков обуславливают более высокий уровень самооценки. Наиболее популярные и имеющие благоприятную позицию в группе сверстников подростки характеризуются адекватной самооценкой, реалистично соотносят свои возможности, способности, реально оценивают своё поведение и общение. Подростки, которые не принимаются сверстниками, либо отвергаются, демонстрируют завышенный, либо заниженный уровень самооценки.
4. Поведение,
скрывающее свои истинные чувства,
является принятым в данной
группе подростков и положитель
В настоящее время происходит смещение центра психолого-педагогических исследований от деятельностно-центрированной к личностно-центрированной проблематике. Реализация личностно-центрированного и деятельностного подходов в обучении и воспитании невозможна без учета личностных особенностей учащихся. Мерилом действий и поведения личности является Я-образ, на что указывают исследования многих психологов (В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Берне, B.C. Мухина, Л. Маслоу, И.И. Чеснокова, 3. Фрейд, А. Адлер, B.C. Мерлин, К. Роджерс и др.). Изучение особенностей Я-образа и его становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс его формирования.
Большинство исследователей
указывает на ведущую роль системы
межличностных отношений в
Имеется тесная взаимосвязь между формированием позитивного характера межличностных отношений подростков и формированием у них позитивного аффективного компонента образа Я, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения. И, напротив, на формирование негативного характера межличностных отношений взаимозависимо от формирования у подростков негативного аффективного компонента образа Я.
Изучение взаимосвязи между характером межличностных отношений и аффективным компонентом образа Я имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного и образовательного процесса детей подросткового возраста.
Данное эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте, на определение особенностей межличностных отношений, выявление характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективного компонента образа Я. Цель работы, которая заключалась в выявлении характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте, достигнута. Первоначально выдвинутая гипотеза о том, что имеется взаимосвязь между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я подростков, а именно чем более позитивный характер нося межличностные отношения подростков, тем более положительное самоотношение, более высокий уровень самооценки и открытости свойственен им, подтвердилась частично, т.к. взаимосвязанными оказались социометрический статус и самооценка, открытость и самоотношение, однако многие показатели межличностных отношений и аффективного компонента образа Я подростков не обнаружили таких взаимосвязей.
Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом. Подросткам уверенным в себе, уверенным в том, что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками характерна адекватной самооценкой. Менее контактным подросткам характерна чрезмерно завышенная или заниженная самооценка (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние межличностных отношений на самооценку опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками.
Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать, как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности.
Полученные результаты представляют интерес для педагогов, психологов работающих с подростками и родителей.
Перспективами дальнейших исследований по данной тематике является, на наш взгляд, изучение межличностных отношений и становления аффективного компонента образа Я в рамках гендерного подхода. Можно рассмотреть становление этого компонента образа Я в зависимости от отношений с противоположным полом и т.д.
Информация о работе Межличностные отношения и аффективный компонент образа я подростков