Межличностные отношения и аффективный компонент образа я подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Целью является выявление характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образом Я в подростковом возрасте. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы самосознания и межличностных отношений в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте. 3. Определить типы межличностных отношений в подростковом возрасте. 4. Выявить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я подростков. 5. Разработать психологические рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков, способствующих положительному развитию их аффективного компонента образа Я.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Образ Я и система межличностных отношений в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие образа Я в разных психологических концепциях 7
1.2. Структурные компоненты образа «Я» 11
1.3. Характеристика межличностных отношений в подростковом возрасте 17
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я в подростковом возрасте 32
2.1. Методы и организация исследования 32
2.2. Анализ аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте 37
2.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. 42
2.4. Анализ взаимосвязей между межличностными отношениями и особенностями аффективного компонента образа Я. 46
2.5. Рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков в зависимости от аффективного компонента образа Я. 48
Выводы 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 59

Файлы: 1 файл

DIPLOM.doc

— 653.00 Кб (Скачать файл)

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения  в них между детьми начинают подчиняться  более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - это делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят  товарищеские отношения, которые включают в себя уважение личного достоинства  другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Вместе с тем, подростки осуждают эгоистичность, жадность, нарушения слова, измену товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения  лидерства. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и во что бы то ни стало стремится ее завоевать.

Сходство в интересах  и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. А  иногда симпатия к товарищу, желание  дружить с ним являются причинами  возникновения интереса к делу, появления новых познавательных интересов. Дружба активизирует общение подростков, улучшает их личные взаимоотношения.

К концу подросткового  периода у ребят возникает  интерес и к другу противоположного пола. На основе этого у них возникает  желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С усложнением содержания совместной деятельности и структуры  коллектива изменяется групповой статус личности, определяемый ее деловыми и моральными качествами, включая отношение к коллективу, уровень социальной ответственности и т.п. В классах с низкой сплоченностью на социометрический выбор влияет общительность подростков, в группах же с высокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу.

Чем бы ни определялся  статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в  классном коллективе является одной  из главных причин преждевременного ухода детей из школы, подпадание под дурное влияние вне школы. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д.  Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений в классе, чтобы своевременно позитивно влиять на их развитие.

Высокий  уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Оптимальный стиль педагогического  руководства - демократический, благодаря  которому создаются предпосылки  для формирования у учащихся чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самостоятельности и творческой инициативы, успешного развития дружеских отношений, воспитания уважения к другим людям – взрослым и сверстникам. Это является наилучшей базой для общения-диалога, общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности педагога и детей, в результате которого возрастает сплоченность коллектива, происходит дальнейшее совершенствование межличностных отношений, повышение социального статуса каждого его члена.

Для педагога данного подросткового коллектива можно дать следующие рекомендации:

- Необходимо способствовать  повышению социального статуса  учащихся - «пренебрегаемых», проводить  с ними индивидуальную работу  по их всестороннему развитию, формированию у них навыков общения со сверстниками.

- Вести работу по  дальнейшему развитию сплоченности  коллектива, способствовать развитию  дружеских отношений между учащимися. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

1. Подростки склонны  себя осознавать носителями позитивных, социально желательных характеристик. Они оценивают себя доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми. Исследование самооценки показало завышенный  уровень ее развития у подростков. Для подростков являются важными такие параметры, как внешность, авторитет у сверстников, уверенность в себе, но они  не имеют адекватных представлений об уровне развития этих параметров.

2. В подростковом возрасте  наблюдается высокий уровень развития самоотношения, они относятся к себе, как целостной личности, отличной от других людей. У подростков выражено чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

3. Межличностные отношения подростков обуславливают более высокий уровень самооценки. Наиболее популярные и имеющие благоприятную позицию в группе сверстников подростки характеризуются адекватной самооценкой, реалистично соотносят свои возможности, способности, реально оценивают своё поведение и общение.  Подростки, которые не принимаются сверстниками, либо отвергаются, демонстрируют завышенный, либо заниженный уровень самооценки.

4. Поведение,  скрывающее  свои истинные чувства,  является принятым в данной  группе подростков и положительно оценивается. Недостаточное признание авторитета способствует нарастанию напряжения и,  в свою очередь, напряжение затрудняет завоевание авторитета.

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время  происходит смещение центра психолого-педагогических исследований от деятельностно-центрированной к личностно-центрированной проблематике. Реализация личностно-центрированного и деятельностного подходов в обучении и воспитании невозможна без учета личностных особенностей учащихся. Мерилом действий и поведения личности является Я-образ, на что указывают исследования многих психологов (В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Берне, B.C. Мухина, Л. Маслоу, И.И. Чеснокова, 3. Фрейд, А. Адлер, B.C. Мерлин, К. Роджерс и др.). Изучение особенностей Я-образа и его становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс его формирования.

Большинство исследователей указывает на ведущую роль системы  межличностных отношений в формировании Я-концепции.  Действительно, в подростковом возрасте расширяются социальные связи субъекта, межличностные отношения становятся более интенсивными, дифференцированными, особенно значимыми становятся отношения со сверстниками.

Имеется тесная взаимосвязь между формированием позитивного характера межличностных отношений подростков и формированием у них позитивного аффективного компонента образа Я, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения.  И, напротив, на формирование негативного характера межличностных отношений взаимозависимо от формирования у подростков негативного аффективного компонента образа Я.

Изучение взаимосвязи  между характером межличностных  отношений и аффективным компонентом образа Я имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного и образовательного процесса детей подросткового возраста.

Данное эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте, на определение особенностей межличностных отношений, выявление характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективного компонента образа Я. Цель работы, которая заключалась в выявлении характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте, достигнута. Первоначально выдвинутая гипотеза о том, что имеется взаимосвязь между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я подростков, а именно чем более позитивный характер нося межличностные отношения подростков, тем более положительное самоотношение, более высокий уровень самооценки и  открытости свойственен им, подтвердилась частично, т.к. взаимосвязанными оказались социометрический статус и самооценка, открытость и самоотношение, однако многие показатели межличностных отношений и аффективного компонента образа Я подростков не обнаружили таких взаимосвязей.

Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом.  Подросткам уверенным в себе, уверенным в том, что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками характерна адекватной самооценкой. Менее контактным подросткам характерна  чрезмерно завышенная или заниженная самооценка (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние межличностных отношений на самооценку опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками.

Открытие себя как  неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием  социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать, как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности.

Полученные результаты представляют интерес для педагогов, психологов  работающих с подростками  и родителей.

Перспективами дальнейших исследований по данной тематике является, на наш взгляд, изучение межличностных отношений и становления аффективного компонента образа Я в рамках гендерного подхода. Можно рассмотреть становление этого компонента образа Я в зависимости от отношений с противоположным полом и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999. – 221 с.
  2. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. - М.: МАУП, 1996. – 314 с.
  3. Астахов Р. Л. Тревожность. Как фактор трансформации личности подростка// Психология XXI.: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. – СПб., 2000. – 45 с.
  4. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1983. – 354 с.
  5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 264 с.
  6. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы //Самосознание  и  защитные  механизмы  личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003. -  656 с.
  7. Большой толковый психологический словарь. – Т. 2. – М., 2001. – 754 с.
  8. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Мгу, 1984. – 187 с.
  9. Вересов Н. Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. - М., 1998. - 267 с.
  10. Выготский Л. С. Педология подростка: Проблемы возраста //Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 3, 4. – 185 с.
  11. Гришина Н. В. Психология конфликта - СПб.: ПИТЕР, 2000 г. – 468 с.
  12. Гульянова Н.А.. Освязи самоприятия и осознания Я – образа  в ситуации  неуспеха // Вестник Моск. ун-та. сер.14. Психология, 2001 г., №3, с.68-75
  13. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977.- № 4.- С. 23-31
  14. Драгунова Т. В. Подросток. – М., 1976. – 183 с.
  15. Ершов А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. – Л., 1976. – 276 с.
  16. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982. - 128с.
  17. Ильин Е. П., Эмоции и чувства. – СПб, 2001. – 497 с.
  18. Калинина Н. В., Лукьянова М. И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодёжи в кризисных ситуациях//Психологическая наука и образование. № 3. 2000. С.16-25.
  19. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/Пер. с фр. – М.: Педагогика, 1991. – 86 с.
  20. Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.: Просвещение, 1986. – 110 с.
  21. Колесов Д. В. Современный подросток. Взросление и пол. – М.: Московский психолого-социальный институту: Флинта, 2003. -124 с.
  22. Кон С. И. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 146 с.
  23. Конфликты: сущность и преодоление / Сост. Г.М. Потанин. А.И. Сахаров – М., 1990.  – 273 с.
  24. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат,1989. – 187 с.
  25. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 516 с.
  26. Крылов А.Н. "Образ Я" как  фактор  развития  личности  //  Дис.   …канд. психол. наук.,  М., 1984.
  27. Кукина Ю. Е. Проявление типологических характеристик фрустрационного реагирования личности в мыслительной деятельности: Автореф. Дис… канд. наук. – Барнаул, 2000.
  28. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопросы психологии. – 1967. - № 6. – С. 8-11.
  29. Леонтьев А.Н. Психология образа //Вестник МГУ - сер.14 - психология - 1974. - №2. - С.3-13.
  30. Лисина М.И.  Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.
  31. Малышева С. В. О диагностике и коррекции переживаний одиночества у подростков//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 3. 2003. С. 61-68.
  32. Мерлин В.С. Психологические конфликты. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970. Т. 77. – 315 с.
  33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000. – 279 с.
  34. Михеева И.Н. Я – концепция и конфликт  в сфере нравственной  жизни личности //Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Изд.  Дом «Бахрах», 2003 – 115 с.
  35. Непомнящая   Н.И.   и   др.   Ценность   как   центральный   ко<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" f

Информация о работе Межличностные отношения и аффективный компонент образа я подростков