Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:00, дипломная работа
Целью является выявление характера взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образом Я в подростковом возрасте. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы самосознания и межличностных отношений в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте. 3. Определить типы межличностных отношений в подростковом возрасте. 4. Выявить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я подростков. 5. Разработать психологические рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков, способствующих положительному развитию их аффективного компонента образа Я.
Введение 3
Глава 1. Образ Я и система межличностных отношений в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие образа Я в разных психологических концепциях 7
1.2. Структурные компоненты образа «Я» 11
1.3. Характеристика межличностных отношений в подростковом возрасте 17
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между межличностными отношениями и аффективным компонентом образа Я в подростковом возрасте 32
2.1. Методы и организация исследования 32
2.2. Анализ аффективного компонента образа Я в подростковом возрасте 37
2.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. 42
2.4. Анализ взаимосвязей между межличностными отношениями и особенностями аффективного компонента образа Я. 46
2.5. Рекомендации по формированию благоприятных межличностных отношений в группе подростков в зависимости от аффективного компонента образа Я. 48
Выводы 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 59
Оперативный образ есть идеальное специализированное отражение преобразуемого объекта, складывающееся по ходу выполнения конкретного процесса управления и подчиненное задаче действия [44]. Он участвует в преобразовании информации, поступающей от объекта, в целесообразные воздействия на объект. В оперативный образ в первую очередь включены те стороны объекта, которые преобразуются в процессе управления. Задача управления определяет, каким образом, в какой последовательности, с каким относительным весом значимости отражаемое должно быть отражено.
В оперативных образах всегда присутствует когнитивный фон, составляя их более или менее полезную информация об объекте, может непосредственно использоваться в действии. В этом случае вся структура становится оперативной. При этом различие между оперативным и когнитивным образом перестает существовать [47].
Таким образом, "Я" в психологических теориях рассматривается как результат выделения себя из окружающей среды, позволяющий ощущать себя субъектом физических и психических свойств, состояний, действий и процессов, свою целостность и тождественность с самим собой как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. В процессе жизни в деятельности и общении, под влиянием оценочного отнесения собственных мотивов, целей и результатов своих поступков с другими людьми, с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе складывается образ Я. В большей или меньшей степени он осознан, переживается как уникальная система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и самим собой.
Само понятие "образ Я" в психологической литературе представлено достаточно широко.
По мнению Е.Т. Соколовой образ Я - интегративное установочное образование, включающее следующие компоненты [50]:
И. С. Кон [22] считает, что образ «Я» — это не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе, включающая три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства; поведенческий — практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов. При таком подходе структура образа «Я» включает: актуальное «Я» (знание о себе в данный период жизни), ретроспективное «Я» (представление о себе по отношению к начальному этапу жизнедеятельности), идеальное «Я» (представления о том, каким он должен стать), рефлексивное «Я» (знание о том, как его воспринимают окружающие), что связано со стадиями жизнедеятельности.
В процессе отражения человеком самого себя формируется Я - образ.
Образ Я рассматривается Чесноковой И.И. [55] в контексте самосознания личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредованного познания личностью себя, развёрнутый во времени. Обобщённый образ Я формируется в процессе интеграции множества единичных, конкретных образов в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нём отражены общие, специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является определённым итогом процесса самопознания. Обобщённый образ Я является, согласно автору, тождественным понятию Я. Понятие Я влияет на мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности.
Другой подход к пониманию Я – образа характерен для Н.И. Непомнящей [35]. Образ Я рассматривается как сторона ценности, в которой выделяются две стороны: значимость для субъекта определённых сторон действительности; представление о самом себе или "образ Я". Автор данного подхода рассматривает становление образа Я как ценности, определяет связь образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях по умственному развитию детей.
По определению В.И. Слободчикова и Е.И.Исаева [48], "образ Я" или система представлений о себе вырабатывается человеком в результате происходящего самопознания. Значимую роль в процессах самопознания и самоизменения играет качество самовосприятия, его точность, влияющая на качество рефлексивных процессов.
А. В. Петровский предлагает следующие составляющие «Я - образа» [47]: 1) представление человека о его внешности, способностях, умениях, социальной значимости и т.д.; 2) наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения и т.д.; 3) стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, рискуя, проверить свои возможности или же, наоборот, желание остаться незамеченным, уклонившись не только от критики, но и вообще от какой-либо оценки.
Большой интерес представляет подход к изучению образа Я, разрабатываемый в рамках концепции общения М.И.Лисиной [30], в котором рассматривается становление образа Я на ранних этапах онтогенеза. Основными факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность, характерная для каждого возрастного этапа психического развития ребёнка, и форма его общения с окружающими людьми, причём эти факторы тесно взаимосвязаны между собой. Составляющими структуры образа Я как целостного образования являются два компонента: когнитивный (знание о себе) и аффективный (отношение к себе), они находятся в неразрывном единстве.
На начальных этапах онтогенеза аффективная сторона отношения к себе преобладает над когнитивной, по мере развития формируется аффективно- когнитивное единство образа Я.
А.Н.Крылов [26] рассматривает в теоретическом плане образ Я как фактор развития личности, образ Я формируется в результате интериоризации её внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой, согласно автору, интериоризированное общение.
Отечественный психолог В.В. Столин в Я-концепции выделяет три уровня [49]: физический Я-образ (схема тела), обусловленный потребностью в физическом благополучии организма; социальная идентичность, связанная с потребностью человека в принадлежности к общности и обусловленная стремлением быть в этой общности; дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.
В Я-концепции образ
Я выступает в качестве операнда,
который отражает готовность, установку
личности, образуя центральный момент
Я-концепции как установку
Таким образом, можно заключить, что имеется разнообразие в понимании Я - образа. В зарубежных исследованиях преимущественно рассматриваются не разрозненные образы Я, а систематическая Я - концепция. Дж. Мид [12] считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс формирования Я - сознающего и Я - как объекта. Индивид осознаёт и принимает те представления, которые существуют у других людей относительно него. Итогом этого является возникновение в сознании индивида "Мe" - обобщённой оценки индивида другими людьми. Он считал "Мe" образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а " I " – это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности воспринимиает ту часть своегоЯ, которая представлена как "Мe". "I" и "Мe" образуют собственно личностное Я (Self) [16, с. 51-52]. Он считает социальное окружение важным фактором формирования Я - концепции индивида.
У. Джемс рассматривает глобальное «Я» (self) как двойственное образование, в котором соединяются «Я» — познающее (I) и «Я» — как познаваемый объект (me). По мнению У. Джемса, «Я» складывается из духовной, материальной, социальной, физической составляющих [8].
З. Фрейд рассматривает образ Я в тесном единстве с телесными переживаниями: "Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности" [53, с. 363]. Причем любые психические акты он выводит из биологической природы тела, указывая также на значимость для психического развития человека социальных связей и взаимодействия с другими людьми.
В работах К. Роджерса, Р. Бернса и др. указывается на то, что границы «Я» устанавливаются с помощью самооценки. К. Роджерс полагает, что ««Я» (self) результат или процесс непосредственного ощущения человеком своего существования, позволяющего переживать свою целостность, тождественность с самим собой и отличие от «не — Я»» [44]. Он выделяет в структуре самооценки «Я — реальное», то есть то, чем он является сейчас и «Я — идеальное», то есть каким он хотел бы быть. Г. Крайг отмечает, что «человек воспринимающий эти два «Я» как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «Я» намного ниже «Я» идеального» [25, c. 45]. Множественность и неоднозначность самооценок, по мнению Р. Бернса, порождают, по крайней мере, три образа «Я»: реальное «Я» (представление о том, каков я на самом деле), идеальное «Я» (представление о том, каким хотел бы быть), зеркальное «Я» (представление о том, как меня воспринимают другие). Введение третьего образа «Я» — зеркальное «Я» — предопределено тем, что человек не просто «втянут» в различные отношения, он избирателен к ним. Сознательно определяя свое отношение к окружающему и проявляя свою социальную значимость для других людей, человек и выступает как личность.
М. Розенберг выделяет шесть образов "Я":
· "настоящее Я" - каким индивид видит себя в действительности в данный момент;
· "динамическое Я" - каким индивид поставил себе целью стать;
· "фантастическое Я" - каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образцов;
· "будущее или возможное Я" - каким, по мнению человека, он мог бы стать;
· "идеализированное Я" - каким приятно видеть себя;
· ряд "изображаемых Я" - образов и масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные и болезненные черты, слабости своего "настоящего Я" [51].
У Р. Бернса Я - концепция понимается как совокупность установок "на себя" [6]. В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Применительно к Я - концепции он конкретизирует эти элементы установки так [6]:
1) Образ Я – это представления индивида о себе. В него включаются ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, жизненные цели. Одни характеристики Я – образа обладают большей значимостью, другие меньшей.
2) Самооценка – аффективная оценка данного представления. В Я - концепции представлена не только констатация, описание черт, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.
3)
Потенциальная поведенческая
Таким образом, в структуре образа Я выделяют: когнитивный - как образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности и т. д.; аффективный - как отношение к самому себе (самоуважение, себялюбие, самоунижение и т.д.), в том числе и как к обладателю этих качеств; поведенческий - как реализация на практике мотивов, целей и условий в соответствующих поведенческих актах. "образ Я" или система представлений о себе вырабатывается человеком в результате происходящего самопознания. Значимую роль в процессах самопознания и самоизменения играет качество самовосприятия, его точность, влияющая на качество рефлексивных процессов.
Межличностные отношения в отечественных исследованиях рассматриваются в рамках межличностного восприятия в групповом процессе, совместимости, а также конфликтов. Межличностное восприятие в групповом процессе отношений получил в отечественной литературе весьма широкое освещение [3; 4; 7].
Существуют несколько
исследовательских линий
Другое направление изучения перцептивного аспекта межличностных отношений связано с обращением к групповому контексту, т. е. речь здесь в сущности идет о выяснении роли межличностного восприятия в групповом процессе. Хотя работы этого направления достаточно разнообразны по решаемым их авторами специфическим задачам, в большинстве своем они в той или иной мере отвечают на вопрос относительно влияния реализуемой группой деятельности на межличностное восприятие [4; 24]. Одним из первых к этому вопросу обратился А. А. Бодалев, под руководством которого Н. ф. Федотова и Р. А. Максимова еще в конце 60-х — начале 70-х годов провели ряд экспериментальных серий, обнаруживших зависимость взаимовосприятия членов лабораторных групп, как от наличия самой групповой деятельности, так и от успешности ее выполнения [4]. Позднее эта исследовательская линия получила дальнейшее развитие в работах Г. М. Андреевой, А. В. Петровского и их сотрудников, опиравшихся на результаты, с одной стороны, теоретического анализа категории совместной деятельности и проблемы коллектива, а с другой эмпирического изучения реальных социальных групп [17].
Информация о работе Межличностные отношения и аффективный компонент образа я подростков