Межличностные отношения
детей в старшем дошкольном возрасте
Выпускная квалификационная работа
по психологии
Допущена к защите
Научный руководитель
«____»___________2011 г
_____________________
Зав.кафедрой: кандидат
Кандидат псих.наук
психологических наук
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и разнообразие детских межличностных
отношений и их значение
для развития личности ребенка старшего
дошкольного возраста.
- Теоретические аспекты изучения межличностных
отношений в зарубежной
и отечественной психолого-
педагогической науке…………………………………………………..….7
- Понятие межличностных отношений, их виды……………….….12
- Психологические особенности личности старшего
дошкольника……………………………………………………….……….17
1.4. Разнообразие и
особенности детских взаимоотношений
в группе детского сада.
……………………………………………………29
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимоотношений
детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками
2.1. Подготовка и проведение
эксперимента……………………………..36
2.2. Анализ результатов
исследования…………………………………….41
2.3. Выводы по проведенному
эксперименту и
практические рекомендации………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………51
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство-это уникальный период
в жизни человека. Именно в это время закладываются
основы формирования всесторонне-развитой
личности. В этом возрасте перестраивается
вся психическая жизнь ребенка и его отношение
к окружающему миру. А.Н.Леонтьев назвал
дошкольное детство периодом первоначального
фактического складывания личности, периодом
развития личностных механизмов поведения.1
Это период приобщения ребенка к миру
общечеловеческих ценностей, время установления
первых отношений с людьми. Именно в дошкольном
возрасте в жизни ребенка все большее
место начинают занимать другие дети.
И к старшему дошкольному возрасту, он
явно предпочитает общество сверстника
обществу взрослого.
Следует отметить, что немаловажную роль
в этом отношении играет дошкольное учреждение.
Ведь жизнь в детском саду способствует
развитию межличностных отношений. Дошкольная
группа- это генетически ранняя ступень
социальной организации людей. Старшая
группа детского сада представляет собой
развитую социально-психологическую единицу,
это группа детей, которые знают друг друга
несколько лет.
Известно, что первый опыт отношений становится
тем фундаментом, на котором строится
дальнейшее развитие личности. От того,
как сложатся отношения ребенка в первой
в его жизни группе сверстников - в группе
детского сада - во многом зависит последующий
путь его личностного и социального развития,
а значит, и его дальнейшая судьба.
С учетом сказанного следует отметить,
что нередко в группе детского сада между
детьми возникают отношения, которые не
вырабатывают у них гуманных чувств друг
к другу, а, наоборот, воспитывают нечто
прямо противоположное. Не всем детям
хорошо «дышится» в среде сверстников,
не для всех здесь благоприятный «эмоциональный
климат». В дошкольной группе обычно выделяется
ядро, состоящее из нескольких чрезвычайно
активных детей, которые пользуются постоянной
поддержкой педагогов и служат для них
опорой в воспитательной работе. Одновременно
в группе есть дети, находящиеся в подчинении
у более активных. Такая «поляризация»
вредно отражается на личностных качествах
и тех, и других.
Как уже отмечалось выше, такие отношения
не редкость в группе детского сада. Но
они не лежат на поверхности и зачастую
ускользают из поля зрения педагога. Поэтому
проблема межличностных отношений у детей
дошкольного возраста привлекает все
большее внимание исследователей у нас
в стране и за рубежом, так как основы отношений
человека к окружающей действительности
и людям закладываются именно в этот период,
в период дошкольного детства, который
отечественные психологи считают периодом
первоначального становления личности
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович,
Д.Б.Эльконин).
Данные положения позволяют
подчеркнуть, что на развитие личности
ребенка влияет группа сверстников.
Ведь взаимодействие ребенка со сверстниками
- это не только прекрасная возможность
совместно познать окружающий мир, но и возможность общения с детьми
своего возраста. Дети дошкольного возраста
активно интересуются друг другом, вступают
в межличностные отношения, которые являются
своеобразной школой социальных отношений.
Кроме того, в отношениях со сверстниками
обогащаются образы себя и другого человека,
развивается самосознание ребенка, формируется
его самооценка.
Изучение человеческих отношений, ставшее
по утверждению видных ученых, “проблемой
века”, является для педагогической психологии
ключевой проблемой.
В детском саду мы должны прививать детям
чувство любви к Родине; коллективизм,
уважение к старшим, родителям, воспитывать
подрастающее поколение в духе высокой
ответственности за свое поведение.
Большое значение и актуальность приобретает
изучение ребенка в системе его отношений
со сверстниками в группе детского сада,
т.к. дошкольный возраст - особо ответственный
период в воспитании. Он является возрастом
первоначального становления личности
ребенка. В это время в общении ребенка
со сверстниками возникают довольно сложные
взаимоотношения, существенным образом
влияющее на развитие его личности.
Общение с детьми - необходимое условие
психического развития ребенка. Потребность
в общении рано становится его основной
социальной потребностью. Общение со сверстниками
играет важнейшую роль в жизни дошкольника.
Оно является условием формирования общественных
качеств личности ребенка, проявление
и развитие начал коллективных взаимоотношений
детей. В старшем дошкольном
возрасте психологические новообразования
личности ребенка находят свое отражение
во всех сферах психического развития
ребенка - коммуникативной, познавательной,
волевой, мотивационной.
Старшая группа детского сада не есть
аморфное объединение детей со стихийно
складывающимися случайными отношениями
и связями. Эти отношения и связи уже представляют
относительно устойчивую систему, в которой
каждый ребенок в силу тех или иных причин
занимает определенное место. Среди них
немаловажную роль играют как гендерный
признак, личностные качества ребенка,
различные его навыки и умения, так и уровень
общения и взаимоотношений в группе. Объект исследования: личностное
развитие ребенка. Предмет исследования:
взаимоотношения у детей старшего дошкольного
возраста, как фактор психического развития
ребенка.
Цель выпускной квалификационной работы
- исследовать межличностные взаимоотношения
детей 5-6 лет в дошкольном учреждении.
В соответствии с заданной целью сформулированы
следующие задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты исследования
межличностных отношений дошкольников
в психолого – педагогической науке;
- Дать понятие взаимоотношений
детей и выявить значение детских взаимоотношений
для развития личности ребенка;
- Исследовать особенности детских
взаимоотношений;
Для достижения поставленных цели и
задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
1. Метод сбора теоретических
исследований и их анализа.
2. Метод наблюдения.(межличностные
отношения старших дошкольников)
3. Метод психологического эксперимента
в области: а) изучения избирательных
отношений между детьми, б) изучения
сплоченности группы.
4. Психодиагностические методы: беседа,
проективный метод (Рисунок «Я
и мои друзья»).
Наши выбранные методики направлены
на изучение:
1) совокупности объективных взаимосвязей
детей, т.е. связей, устанавливающихся
в совместной деятельности и реальном
общении;
2) совокупности избирательных отношений
- симпатий и антипатии детей.
Исследование проводилось в течение
2010-2011 гг. на базе МАДОУ № 77
«Теремок» г. Набережные Челны. За этот
период диагностической работы было охвачено
30 детей старшего дошкольного возраста.
Сущность
и разнообразие детских межличностных
отношений и их значение для
развития личности ребенка старшего
дошкольного возраста.
1.1. Психологические подходы
к пониманию межличностных отношений
и
исследования отечественных
и зарубежных педагогов и психологов
Человек - существо социальное, поэтому
он постоянно включается в отношения с
другими людьми, вступает в общение. В
процессе общения люди постоянно взаимодействуют
друг с другом, проявляя свою личность.
Личность - высшее интегральное понятие.
Личность характеризуется, прежде всего,
как система отношений человека к окружающей
действительности.
Проблема отношений имеет в психологии
большое значение.
Изучением данной проблемы занимался
В.Н.Мясищев. Фиксация отношений означает
реализацию более общего методологического
принципа - изучение природы в связи с
окружающей средой. Для человека эта связь
становится отношением, поскольку человек
дан в этой связи как субъект, как деятель
и, следовательно, в его связи с миром,
роли объектов связи, по словам В.Н.Мясищева,
строго распределены. Связь с внешним
миром существует и у животного, однако,
животное «не относится» ни к чему и вообще
«не относится». Так, где существует какое-нибудь
отношение, оно существует «для меня»,
то есть оно задано как именно человеческое
отношение.2
Самое главное и определяющее личность
- ее отношения к людям, являющиеся одновременно
взаимоотношениями. Отношения человека
представляют сознательную, избирательную,
основанную на опыте, психологическую
связь его с различными сторонами объективной
действительности, выражающуюся в его
действиях, реакциях и переживаниях (В.Н.Мясищев).
Они образуются и формируются в процессах
деятельности. Избирательные отношения
человека многосторонни и сложны. Однако
они составляют единую сформированную
опытом человека индивидуальную систему,
внутренне связанную, хотя, может быть
и противоречивую.
Сознание, чувство и воля- это то, процессуальное триединство,
которое выражается в отношении к каждому
объекту и проявляется в различных отношениях,
в интересах, в эмоциональной (положительной
или отрицательной) оценке, в той или иной
степени действенной активности - влечения,
желания, стремления или потребности.
Отношение - сила, потенциал, определяющий
степень интереса, степень выраженности
эмоции, степень напряжения желания или
потребности. Отношения являются движущей
силой личности3.
Отношения человека представляют систему,
образующуюся в результате его развития,
воспитания и самовоспитания. В этой системе
отношений имеется иерархия господствующих
и подчиненных отношений. Эта система
постоянно меняется, развивается, но всегда
определяющую роль играют отношения между
людьми, обусловленные структурой общества,
то есть лежащими в его основе общественно-производственными
отношениями.
Следует отметить, что в характеристике
одних личностей самым важным являются
общественные, а у других - личные интересы.
Доминирующие отношения связаны с вопросами,
для чего живет человек, что для него является
смыслом жизни: руководят ли им социальный
идеал блага или цели личного преуспевания,
или человек вообще не ставит перед собой
отдаленных целей и задач, еле справляясь
с захлестывающими его повседневными
заботами. Общественные
условия формируют личность как систему
отношений. Многообразие отношений определяет
многосторонность и богатство личности.
В структуре личности психологи выделяют
доминирующие отношения:
- отношение человека к людям;
- отношение его к себе;
- отношение к предметам внешнего мира.
Отношения к людям
являются решающими и определяющими. Содержание, уровень отношений
человека с миром весьма различны: каждый
человек вступает в отношения, но и целые
группы также вступают в отношения между
собой, и, таким образом, человек оказывается
субъектом многочисленных и разнообразных
отношений. В этом многообразии различают
два основных вида отношений: общественные
отношения и то, что В.Н. Мясищев называет
«психологические» отношения личности.4
Специфика общественных отношений в том,
что в них человек выступает как представитель
определенной общественной группы (класса,
профессии, политической партии и т.д.).
Такие отношения строятся на основе положения,
занимаемого человеком в системе общества.
То есть общественные отношения носят
безличный характер, их сущность во взаимодействии
конкретных социальных ролей. Различают
еще деловые и личные (или межличностные)
отношения. Деловые отношения связаны
с учебной или трудовой совместной деятельностью
и определяются ею. Личные отношения могут
быть оценочными (восхищение, популярность)
и действенными (связанными с взаимодействием).
Они обусловлены не столько объективными
условиями, сколько субъективной потребностью
в общении и удовлетворением этой потребности.
Частным случаем психологических отношений
являются межличностные отношения.
Межличностные отношения - это субъективно
переживаемые взаимосвязи между людьми,
объективно проявляющиеся в характере
и способах взаимных влияний, оказываемых
людьми друг на друга в процессе совместной
деятельности и общения.
Межличностные отношения - это система
установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов
и других диспозиций, через которые люди
воспринимают и оценивают друг друга.
Межличностные отношения возникают внутри
каждого вида общественных отношений.
Межличностные отношения охватывают значительный
круг явлений, которые можно квалифицировать
с учетом трех компонентов взаимодействия:
1) восприятие и понимание людьми друг
друга;
2) межличностная привлекательность (притяжение
и симпатия);
3) взаимовлияние и поведение.
Важнейшая специфическая черта межличностных
отношений - эмоциональная основа,
то есть они возникают и складываются
на основе определенных чувств, рождающихся
у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная
основа межличностных отношений включает
все виды эмоциональных проявлений: аффекты,
эмоции и чувства. Направленность человека
на внешний или внутренний мир (экстравертированность
или интравертированность) является важной
характеристикой, влияющей на межличностные
отношения.
К.А. Абульханова-Славская отмечает, что
межличностные отношения могут различаться
по своему ценностному социальному содержанию
и тем самым иметь различные последствия
для участвующих в них личностей. Одни
отношения обезличивают людей, «учитывают»
их лишь как исполнителей, другие открывают
возможность для развития каждого.
К. Роджерс полагает, что взаимодействие
с другими дает человеку возможность обнаружить,
пережить или встретить свою действительную
самость. Наша личность становится видимой
посредством отношений с другими. Отношения
создают наилучшую возможность для того,
чтобы «полно функционировать», чтобы
быть в гармонии с собой, другими и средой.
Вся система отношений человека реализуется
в общении. «В нормальных обстоятельствах
отношения человека к окружающему его
предметному миру всегда опосредованы
его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев),
то есть, включены в общение.
Общение - это такое поведение людей, в
процессе которого развиваются, проявляются
и формируются межличностные отношения.
В реальном общении даны не только межличностные
отношения людей, то есть выявляются не
только их эмоциональные привязанности,
неприязнь и прочее, но в общении воплощаются
и общественные, то есть безличные по своей
природе, отношения. Вне общения немыслимо
человеческое общество. Поэтому общение
существует одновременно и как реальность
общественных отношений, и как реальность
межличностных отношений. По-видимому,
это и дало возможность Сент-Экзюпери
нарисовать поэтический образ общения
как «единственной роскоши, которая есть
у человека».
Несмотря на разноречивость понимания
сущности межличностных отношений, в психологических
исследованиях другой человек, как правило,
рассматривается в качестве внешнего
предмета (оценки, познания или воздействия).
Е.О.Смирновой была выдвинута гипотеза
о том, что человеческие отношения, как
к себе, так и к другим, имеют двойственную
природу. Отношения людей основаны на
двух противоречивых началах, которые
можно обозначить как: «Обособленность»
или «Я» «Он» и второе начало «Сопричастность»
или «Я» «Ты». В первом типе другой является
внешне противопоставленным существом,
определяющим через совокупность своих
качеств, и эти качества могут стать предметом
познания, оценки или использования в
своих интересах. Второе начало предполагает
не сводимость человека к каким-либо конечным,
определенным характеристикам; он может
быть только субъектом общения или обращения,
где выступает как целостная личность.
В реальных человеческих отношениях эти
два начала не могут существовать в чистом
виде и постоянно «перетекают» одно в
другое. Таким образом, отношения к себе
и к другим можно считать разным, но неразрывно
связанными сторонами единого самосознания.
Данные положения позволяют подчеркнуть,
что отношение к другому далеко не всегда
имеет внешние проявления. Оно может существовать
и проявляться без каких-либо коммуникативных
актов; его можно испытывать и к отсутствующему
или даже вымышленному, идеальному персонажу;
оно может существовать и на уровне сознания
или внутренней душевной жизни (в форме
переживаний, представлений, образов и
другое).
В связи с вышесказанным подчеркнем, что
межличностные отношения существуют внутри
каждого вида общественных отношений.
Понятие «межличностные отношения» акцентирует
внимание на эмоционально-чувственном
аспекте взаимодействия между
А также следует отметить, что в реальной
жизни отношение к другому человеку проявляется,
прежде всего, в действиях, направленных
на него, то есть в общении. Отношения можно
рассматривать как мотивационную основу
общения и взаимодействия людей. Уникальной
основой всех отношений к себе, к другим
людям и к окружающему миру являются чувства
человека.
1.2. Понятие межличностных отношений,
их виды.
Существуют различные
подходы к пониманию межличностных
отношений. Наиболее распространенным подходом
к пониманию межличностных отношений
дошкольников является социометрический.
Межличностные отношения рассматриваются
при этом как избирательные предпочтения
детей в группе сверстников. В многочисленных
исследованиях (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина,
В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина
и др.) было показано, что на протяжении
дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно
увеличивается структурированность детского
коллектива -- одни дети становятся все
более предпочитаемыми большинством в
группе, другие все прочнее занимают положение
отверженных. Содержание и обоснование
выборов, которые делают дети, изменяется
от внешних качеств до личностных характеристик.
Было установлено также, что эмоциональное
самочувствие детей и общее отношение
к детскому саду во многом зависят от характера
отношений ребенка со сверстниками.
Основным предметом
этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка.
Межличностные отношения рассматривались
и оценивались в основном количественно
(по количеству выборов, их устойчивости
и обоснованности). Сверстник выступал
как предмет эмоциональной, осознанной
или деловой оценки (Т. А. Репина). Субъективный
образ другого человека, представления
ребенка о сверстнике, качественные особенности
других людей оставались за рамками данных
исследований.
Этот пробел был частично
восполнен в исследованиях социокогнитивного
направления, где межличностные отношения трактовались
как понимание качеств других людей и
способность интерпретировать и разрешать
конфликтные ситуации. В исследованиях,
выполненных на детях дошкольного возраста
(Р.А. Максимова, Г.А. Золотнякова, В.М. Сенченко
и др.), выяснялись возрастные особенности
восприятия дошкольниками других людей,
понимания эмоционального состояния человека,
способы решения проблемных ситуаций
и пр. Главным предметом этих исследований
было восприятие, понимание и познание
ребенком других людей и отношений между
ними, которое нашло отражение в терминах «социальный интеллект»
или «социальные когниции».
Отношение к другому приобретало явную
когнитивистскую ориентацию: другой человек
рассматривался как предмет познания.
Характерно, что эти исследования проводились
в лабораторных условиях вне реального
контекста общения и отношений детей.
Анализировалось преимущественно восприятие
ребенком изображений других людей или
конфликтных ситуаций, а не реальное, практически-действенное
отношение к ним.
Значительное количество экспериментальных исследований
было посвящено реальным контактам детей
и их влиянию на становление детских отношений.
Среди этих исследований можно выделить
два основных теоретических подхода: