Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:08, дипломная работа
Старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и разнообразие детских межличностных
отношений и их значение для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
1.1. Теоретические аспекты изучения межличностных
отношений в зарубежной и отечественной психолого-
педагогической науке…………………………………………………..….7
1.2. Понятие межличностных отношений, их виды……………….….12
1.3. Психологические особенности личности старшего
дошкольника……………………………………………………….……….17
1.4. Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в группе детского сада. ……………………………………………………29
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
2.1. Подготовка и проведение эксперимента……………………………..36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….41
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и
практические рекомендации………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Нам удалось выявить совокупность объективных взаимосвязей детей, то есть связей, устанавливающихся в совместной деятельности и реальном общении, не регламентированных воспитателем; совокупность избирательных отношений - симпатий и антипатий детей.
У большинства исследованных детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают в контакт со сверстниками. Они составляют ядро группы 66%.
У 34% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками - это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.
Данные, полученные в наших исследованиях, дают возможность разработать ряд рекомендаций для воспитателей, способствующих улучшению межличностных отношений у детей.
1. Антонова,Т., Рояк, Л.А. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание. №10, 1975г.- 48с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности. / Принципы обще-психологического анализа. М.: Издательство Московского университета, 1990г.- 307 с.
3. Аугене,Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология 1987г.-№4.-308с.
4. Бондаренко, А.К, Матусин, А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1983г.- 118с.
5. Власова,Т.А, Лебединская, К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей.-М.: Просвещение, 1985г.- 336с.
6. Выготский,Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. - 1998. - №6. – 143с.
7. Галигузова, Л.Н, Смирнова, Е.О. Ступени общения от года до семи лет.- М.: Вопросы психологии, 1992г.- 200с.
8. Каган,В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии, 2000г.- № 2.-400с.
9. Калишенко, К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание, 1984г.- №7.- 42с.
10. Карташова,Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. //Дошкольное воспитание, 1981г.- №11.- 42с..
11. Коломинский,Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание, 1986г.- №1.- 46с.
12. Коломинский,Я.А., Жизневский,Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание, 1986г.- №6,-42с..
13. Кудрявцев,В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка. Рига.: Москва, 1999г.- 100с.
14. Кудрявцев,В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал, 1998г- Т. 19, № 3.- 98с.
15. Либин,А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций.: М.- 1999г.- с.400с.
16. Общая психология: Учебное
пособие для студентов пед.
17. Отношения между
сверстниками в группах
18. Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. 1984г.- №4.- 42 с.
19. Репина,Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. - В сб.: Проблемы социальной психологии.: М. 1971г- 250с.
20. Репина, Т.А. Методы изучения межличностных отношений в возрастной группе детского сада. - В сб.: Методы социально-психологических исследований. М. 1975г.- 230 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком, 1999г.- 720 с. .
22. Рузская, А., Психология дошкольника// «Учительская газета» №26.-2004г.- 12с.
23. Сергиева, Т. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. //Дошкольное воспитание, 1985г.- №1.- 48 с.
24. Слепович, Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития// Генетические проблемы социальной психологии. Под редакцией Коломинского, Я.Л., Лисиной, М.И.: Минск. 1985г.- 360 с.
25. Смирнова, Е.О., Гударева, О.В. Опыт обследования психического развития современных 3-летних детей// «Психологическая наука и образование», №3, 2002г- 24 с.
26. Столетов, В.Н. Диалоги о воспитании, М.: Педагогика. 1978г.- 420 с..
27. Таджиабаева,Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание, 1983г.- №2.- 48 с.
28. Фельдштейн,Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии, 1998г-. № 1.- 102 с.
29. Эльконин,Д. Б. Психология игры, М.: Просвещение, 1987г.- 280 с.
30. Юсупов, Г. Воспитание самостоятельности у детей 3-5ти лет жизни// «Дошкольное воспитание», №8.- 2002г.- 48 с.
Фамилия Имя |
№ |
Общее кол-во выборов |
Суммарное кол-во баллов |
Статус ребенка |
Общ. кол-во баллов |
|||
Акылбекова Алина |
1 |
5а |
8 в |
11 б |
24 |
0,17 | ||
Гордеева Лилия |
2 |
3а |
4а |
6б |
7а |
9б |
33 |
0,24 |
Глазкова Кристина |
3 |
2б |
4б |
6в |
7б |
9в |
30 |
0,22 |
Задорецкая Александра |
4 |
2а |
3б |
6а |
28 |
0,20 | ||
Зубова Вероника |
5 |
1а |
10б |
11а |
18 |
0,13 | ||
Кузьмина Лиза |
6 |
4в |
5б |
7в |
11в |
16 |
0,12 | |
Кривенко Маша |
7 |
3в |
8б |
10 |
0,07 | |||
Максимова Вероника |
8 |
2в |
9а |
16 |
0,12 | |||
Попова Даша |
9 |
1б |
5в |
8а |
17 |
0,12 | ||
Полтавская Марина |
10 |
15а |
10 |
0,07 | ||||
Чистякова Катя |
11 |
1в |
6 |
0,04 | ||||
Аубеков Асет |
12 |
0 |
0 | |||||
Бердимуратов Дархан |
13 |
12а |
18б |
9 |
0,06 | |||
Булочников Аскар |
14 |
13а |
19а |
17а |
19б |
29 |
0,21 | |
Гакельберг Данил |
15 |
10а |
13в |
13 |
0,09 | |||
Гимро Иван |
16 |
12б |
14а |
17б |
18а |
19а 20а |
43 |
0,31 |
Дыба Олег |
17 |
12в |
13в |
14в |
20б |
23 |
0,16 | |
Пылев Влад |
18 |
15в |
3 |
0,02 | ||||
Сидоров Александр |
19 |
|||||||
Тенистов Александр |
20 |
14б |
16в |
17в |
19в |
22 |
0,16 | |
Габбасова Айгуль |
21 |
5а |
8 в |
11 б |
24 |
0,17 | ||
Нуриева Камилла |
22 |
3а |
4а |
6б |
7а |
9б |
33 |
0,24 |
Гюрин Андрей |
23 |
2б |
4б |
6в |
7б |
9в |
30 |
0,22 |
Савельева Виолетта |
24 |
2а |
3б |
6а |
28 |
0,20 | ||
Ильина Ольга |
25 |
1а |
10б |
11а |
18 |
0,13 | ||
Исмагилов Тимур |
26 |
4в |
5б |
7в |
11в |
16 |
0,12 | |
Сирачев Вильдан |
27 |
3в |
8б |
10 |
0,07 | |||
Гимадеев Рамазан |
28 |
2в |
9а |
16 |
0,12 | |||
Колбин Глеб |
29 |
1б |
5в |
8а |
17 |
0,12 | ||
Лукьянова Анжелина |
30 |
15а |
10 |
0,07 |
К.В.=
К.В.=
К.В.=50%
1. Кристина Г. о Лиле Г. - сказала, что она самая лучшая подруга. И они с ней давно дружат. А еще она красиво поет и танцует. И всегда приносит фломастеры и раскраски и дает всем ребятам, не жадничает.
2. Саша З. о Лиле
Г. - «Нам вместе весело играть.
Миля очень умная девочка.
3. Лиза К. о Лиле Г. - «Я люблю с ней играть, с ней интересно. Она приносит много игрушек и никогда не жадничает. А когда я болела, она звонила мне каждый день, и мы с ней разговаривали».
4. Маша К. о Лиле
Г. - «Лиля моя соседка. Мы живем
в одном дворе и часто,
5. Даша П. - «Лиля не хвастает. И не жадничает. Еще она умная!»
1. Лиля Г. о Кристине
Г. - сказала, что она хорошая
подруга. На занятиях мы сидим
за одним столом и быстрее
всех выполняем задания.
2. Саша З. о Кристине Г. - она всегда выбражает, когда приходит в новом платье. Но она хорошая, всегда делится всем. Она добрая.
3. Лиза К. о Кристине Г. - «Мы всегда вместе играем». На вопрос: «А кто же это мы?», - девочка ответила: «Кристина, Саша, Лиля и я. Мы почти всё вместе всегда делаем. Но все равно Кристя больше дружит с Лилей».
4. Маша К. о Кристине Г. - «Она всех принимает в игру, никого не обижает и ест аккуратно».
5. Даша П. О Кристине Г. - «У нее очень красивые Барби, и она дает мне поиграть, она не жадина».
Аскар о Ване: - «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного материала, из конструктора, не обижает девочек, помогает мне что-нибудь делать, если у меня не получается. И вообще, он добрый и любит правду, спорит с тем, кто обманывает. А еще он выжигает дома рисунки, он обещал и меня научить».
Олег о Ване - «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и во дворе. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает. Он всегда защищает ее и приглядывает за ней. У него много мультиков на видеокассетах, и мы меняемся».
Влад о Ване - «Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него и так много друзей. А он никогда не обманывает, и не ябедничает».
Саша С. о Ване - «Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы вместе работают. Он приходит ко мне в гости, иногда я к нему».
Алишер о Ване - «Он веселый и добрый. Мне с ним всегда интересно».
Воспитатель говорит об Асете, как о трудном ребенке. Он низко ценит его качества, имеющие отношение к общению (доброту, уживчивость, отзывчивость, умение уступать роль, игрушку). Отмечает повышенную обидчивость мальчика, его упрямство, излишнюю самоуверенность. И в то же время высоко оценивает его способности и умения в игре и в других видах деятельности.
Недовольство поведением
ребенка воспитатель
Из бесед с родителями обнаружилось, что мальчика преимущественно воспитывала бабушка, которая много занималась внуком, но предъявляла к нему противоречивые требования: то излишне баловала, то чрезмерно наказывала. Родители, в свою очередь, были строги с ребенком, наказывая, ставили в угол, и в то же время расхваливали при гостях его способности и успехи. Главные качества, которые прививались в семье ребенку: умение не дать себя в обиду, умение беречь свои вещи.
Приложение 2
ДИАГРАММА
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ГРУППЕ
Информация о работе Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте