Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и разнообразие детских межличностных
отношений и их значение для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
1.1. Теоретические аспекты изучения межличностных
отношений в зарубежной и отечественной психолого-
педагогической науке…………………………………………………..….7
1.2. Понятие межличностных отношений, их виды……………….….12
1.3. Психологические особенности личности старшего
дошкольника……………………………………………………….……….17
1.4. Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в группе детского сада. ……………………………………………………29
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
2.1. Подготовка и проведение эксперимента……………………………..36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….41
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и
практические рекомендации………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………51
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

наша дипломная работа 2..doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Нам удалось выявить  совокупность объективных взаимосвязей детей, то есть связей, устанавливающихся  в совместной деятельности и реальном общении, не регламентированных воспитателем; совокупность избирательных отношений - симпатий и антипатий детей.

У большинства исследованных  детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают в контакт со сверстниками. Они составляют ядро группы 66%.

У 34% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками - это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.

Данные, полученные в  наших исследованиях, дают возможность  разработать ряд рекомендаций для  воспитателей, способствующих улучшению  межличностных отношений у детей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова,Т., Рояк, Л.А. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание. №10, 1975г.- 48с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности. / Принципы обще-психологического анализа. М.: Издательство Московского университета, 1990г.- 307 с.

3. Аугене,Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология 1987г.-№4.-308с.

4. Бондаренко, А.К, Матусин, А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1983г.- 118с.

5. Власова,Т.А, Лебединская, К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей.-М.: Просвещение, 1985г.- 336с.

6. Выготский,Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. - 1998. - №6. – 143с.

7. Галигузова, Л.Н, Смирнова, Е.О. Ступени общения от года до семи лет.- М.:  Вопросы психологии, 1992г.- 200с.

8. Каган,В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии, 2000г.- № 2.-400с.

9. Калишенко, К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание, 1984г.- №7.- 42с.

10. Карташова,Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. //Дошкольное воспитание, 1981г.- №11.- 42с..

11. Коломинский,Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание, 1986г.- №1.- 46с.

12. Коломинский,Я.А., Жизневский,Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание, 1986г.- №6,-42с..

13. Кудрявцев,В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка. Рига.: Москва, 1999г.- 100с.

14. Кудрявцев,В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал, 1998г-  Т. 19, № 3.- 98с.

15. Либин,А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций.: М.- 1999г.- с.400с.

16. Общая психология: Учебное  пособие для студентов пед.институтов/В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова и др.;  Под ред. Богословского, В.В. и др.-3-еизд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981г.- 383 с., ил.

17. Отношения между  сверстниками в группах детского  сада. Под ред. Репиной, Т.А.- М.: Педагогика, 1978г.- 306 с.

18. Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. 1984г.- №4.- 42 с.

19. Репина,Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. - В сб.: Проблемы социальной психологии.: М. 1971г- 250с.

20. Репина, Т.А. Методы изучения межличностных отношений в возрастной группе детского сада. - В сб.: Методы социально-психологических исследований. М. 1975г.- 230 с.

21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком, 1999г.- 720 с. .

22. Рузская, А., Психология дошкольника// «Учительская газета» №26.-2004г.- 12с.

23. Сергиева, Т. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. //Дошкольное воспитание, 1985г.- №1.- 48 с.

24. Слепович, Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития// Генетические проблемы социальной психологии. Под редакцией Коломинского, Я.Л., Лисиной, М.И.: Минск. 1985г.- 360 с.

25. Смирнова, Е.О., Гударева, О.В. Опыт обследования психического развития современных 3-летних детей// «Психологическая наука и образование», №3, 2002г-  24 с.

26. Столетов, В.Н. Диалоги о воспитании, М.: Педагогика. 1978г.- 420 с..

27. Таджиабаева,Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание, 1983г.- №2.- 48 с.

28. Фельдштейн,Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии, 1998г-. № 1.-  102 с.

29. Эльконин,Д. Б. Психология игры, М.: Просвещение, 1987г.- 280 с.

30. Юсупов, Г. Воспитание самостоятельности у детей 3-5ти лет жизни// «Дошкольное воспитание», №8.- 2002г.-  48 с.

 

Приложение 1

 

Фамилия Имя

Общее кол-во выборов

Суммарное кол-во баллов

Статус ребенка

   

Общ. кол-во баллов

 

Акылбекова Алина

1

8 в

11 б

   

24

0,17

Гордеева Лилия

2

33

0,24

Глазкова Кристина

3

30

0,22

Задорецкая Александра

4

   

28

0,20

Зубова Вероника

5

10б

11а

   

18

0,13

Кузьмина Лиза

6

11в

 

16

0,12

Кривенко Маша

7

     

10

0,07

Максимова Вероника

8

     

16

0,12

Попова Даша

9

   

17

0,12

Полтавская Марина

10

15а

       

10

0,07

Чистякова Катя

11

       

6

0,04

Аубеков Асет

12

         

0

0

Бердимуратов Дархан

13

12а

18б

     

9

0,06

Булочников Аскар

14

13а

19а

17а

19б

 

29

0,21

Гакельберг Данил

15

10а

13в

     

13

0,09

Гимро Иван

16

12б

14а

17б

18а

19а 20а

43

0,31

Дыба Олег

17

12в

13в

14в

20б

 

23

0,16

Пылев Влад

18

15в

       

3

0,02

Сидоров Александр

19

             

Тенистов Александр

20

14б

16в

17в

19в

 

22

0,16

Габбасова Айгуль

21

8 в

11 б

   

24

0,17

Нуриева Камилла

22

33

0,24

Гюрин Андрей

23

30

0,22

Савельева Виолетта

24

   

28

0,20

Ильина Ольга

25

10б

11а

   

18

0,13

Исмагилов Тимур

26

11в

 

16

0,12

Сирачев Вильдан

27

     

10

0,07

Гимадеев Рамазан

28

     

16

0,12

Колбин Глеб

29

   

17

0,12

Лукьянова Анжелина

30

15а

       

10

0,07


 

К.В.=

К.В.=

К.В.=50%

 

 

 

 

 

 

 

б) Отзывы детей  о лидерах группы, выбравшие его

1. Кристина Г. о Лиле  Г. - сказала, что она самая лучшая  подруга. И они с ней давно  дружат. А еще она красиво поет  и танцует. И всегда приносит  фломастеры и раскраски и дает  всем ребятам, не жадничает.

2. Саша З. о Лиле  Г. - «Нам вместе весело играть. Миля очень умная девочка. Всегда  правильно отвечает на занятиях. Воспитательница ее хвалит всегда».

3. Лиза К. о Лиле  Г. - «Я люблю с ней играть, с  ней интересно. Она приносит  много игрушек и никогда не жадничает. А когда я болела, она звонила мне каждый день, и мы с ней разговаривали».

4. Маша К. о Лиле  Г. - «Лиля моя соседка. Мы живем  в одном дворе и часто, приходя  домой с детского сада, вместе  гуляем. Наши мамы тоже дружат».

5. Даша П. - «Лиля не хвастает. И не жадничает. Еще она умная!»

1. Лиля Г. о Кристине  Г. - сказала, что она хорошая  подруга. На занятиях мы сидим  за одним столом и быстрее  всех выполняем задания. Вместе  помогаем воспитательнице.

2. Саша З. о Кристине  Г. - она всегда выбражает, когда приходит в новом платье. Но она хорошая, всегда делится всем. Она добрая.

3. Лиза К. о Кристине  Г. - «Мы всегда вместе играем».  На вопрос: «А кто же это  мы?», - девочка ответила: «Кристина,  Саша, Лиля и я. Мы почти всё  вместе всегда делаем. Но все  равно Кристя больше дружит с Лилей».

4. Маша К. о Кристине  Г. - «Она всех принимает в игру, никого не обижает и ест  аккуратно».

5. Даша П. О Кристине  Г. - «У нее очень красивые Барби,  и она дает мне поиграть, она  не жадина».

Аскар о Ване: - «С ним  интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного материала, из конструктора, не обижает девочек, помогает мне что-нибудь делать, если у меня не получается. И вообще, он добрый и любит правду, спорит с тем, кто обманывает. А еще он выжигает дома рисунки, он обещал и меня научить».

Олег о Ване - «Он  хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и во дворе. У него есть младшая  сестра Аленка, которую он не обижает. Он всегда защищает ее и приглядывает за ней. У него много мультиков на видеокассетах, и мы меняемся».

Влад о Ване - «Я не знаю, но мне тоже хочется с ним  дружить, а у него и так много  друзей. А он никогда не обманывает, и не ябедничает».

Саша С. о Ване - «Он  настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы вместе работают. Он приходит ко мне в гости, иногда я к нему».

Алишер о Ване - «Он  веселый и добрый. Мне с ним  всегда интересно».

Беседа с  воспитателем о лидерах группы

Лиля  и Кристина - послушные девочки, добрые. Всегда очень ответственно относятся  к полученным поручениям. Всегда активны на занятиях и показывают хорошие результаты. Лиля - очень артистична. Красиво танцует и хорошо поет. Кристина - любит рисовать, может организовать интересную игру и увлечь детей. У девочек хорошие взаимоотношения со всеми детьми.

Ваня - подвижный мальчик, веселый. Я его  называю «непоседа». Детям с ним  интересно. Хотя он и «непоседа» - он хорошо занимается, правильно отвечает на вопросы, раньше всех научился читать. Ему все кругом интересно. Очень  любознателен, всегда задает много вопросов. К товарищам очень внимателен, всегда замечает плохое настроение у детей, выясняет причину, сочувствует. Любит мастерить. У Вани много друзей.

Отзывы  воспитателя об «отверженном»

Единственным  из детей не получил ни одного выбора при общении со сверстниками Асет. Асет проявляет стремление верховодить. Поэтому он играет, главным образом, лишь с теми детьми, кто беспрекословно подчиняется ему в игре. При этом обнаруживает высокое развитие игровых качеств, обладает способностями инициатора и организатора. Но он хвастлив и жаден. Просто так ничего не отдает, но выменяет, чтобы получить лучшее. Он может сломать, схитрить, свалить вину на товарища.

Отрицательное отношение сверстников к личностным качествам мальчика мешает им быть объективными в оценках его игровых навыков и умений, в оценках его навыков, проявляемых в других видах деятельности.

Воспитатель говорит  об Асете, как о трудном ребенке. Он низко ценит его качества, имеющие  отношение к общению (доброту, уживчивость, отзывчивость, умение уступать роль, игрушку). Отмечает повышенную обидчивость мальчика, его упрямство, излишнюю самоуверенность. И в то же время высоко оценивает его способности и умения в игре и в других видах деятельности.

Недовольство поведением ребенка воспитатель преимущественно выражает в прямых отрицательных оценках в присутствии сверстников. Часто применяет к ребенку меры принуждения и наказания. В то же время на занятиях воспитатель не может не отметить его успехов.

Из бесед с родителями обнаружилось, что мальчика преимущественно воспитывала бабушка, которая много занималась внуком, но предъявляла к нему противоречивые требования: то излишне баловала, то чрезмерно наказывала. Родители, в свою очередь, были строги с ребенком, наказывая, ставили в угол, и в то же время расхваливали при гостях его способности и успехи. Главные качества, которые прививались в семье ребенку: умение не дать себя в обиду, умение беречь свои вещи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ДИАГРАММА

СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ГРУППЕ

 

Приложение 3

Протокол беседы

Акылбекова Алина - 5 лет

Беседа:

1. Я, Вероника Зубова  и Катя Чистякова.

2. В саду.

3. Играют. Я.

4. Весело. Потому что  они веселые.

5. Я. Потому что со  мной мои подружки.

Ситуации:

1. Катю Ч.

2. Асета, он плохой.

3. Веронику З., Катю И., Лилю Г., Кристину Г., Сашу З.

4. Машу, мы с ней  не играем, она ябеда.

5. Катю И.

6. Машу, не знаю.

Гордеева Лиля - 5 лет

Беседа:

1. Кристина Г. и Я.

2. В группе.

3. Играют вместе в  кубики, строят дом. Я.

4. Весело. Интересно вместе  с Кристиной.

5. Мы вместе счастливые.

6. Никому.

Ситуация:

1. Кристину.

2. Асета, он часть  дерется и очень жадный.

3. Всех девочек и  еще Олега и Аскара.

4. Асета.

5. Кристину Г., Сашу  З.

6. Марину, она медленно  бегает.

Глазкова Кристина - 5 лет

Беседа:

1. Я, Лиля Г., Саша З.

2. На улице.

3. Я играла с Лилей,  потом позвали Сашу. Я.

4. Нам весело. Играем  в интересную игру.

5. Я. У меня платье  новое.

6. Таких нет.

Ситуация:

1. Лилю.

2.Асета. Он любит  командовать.

3. Лилю и Сашу.

4. Не знаю.

5. Лиля.

6. Не знаю.

Дыба Олег - 5 лет

Беседа:

1. Я, Дархан Б., Аскар  Б., Алишер Т., Асет А.

2. На спортивной площадке  в детском саду.

3. Идут играть в  футбол. Асет придумал.

4. Весело. Не знаю.

5. Я. Я люблю играть  в футбол.

6. Аскар. Он не любит  на воротах стоять.

Ситуация:

1. Аскара.

2. Машу, она такая плакса  и ябеда.

3. Аскара, Дархана и  Асета.

4. Алишера, потому что  он меня не пригласил на  свой день рождения.

5. Ваня, он хорошо умеет  строить.

6. Дархана, он медленно  бегает.

Информация о работе Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте